427.93 506.71 5.55

Интернет-мошенничество: как во время пандемии люди становятся «удобрением» для аферистов

За последнее время резко увеличилось количество краж, совершаемых с помощью информационно-коммуникационных сетей. Разнообразие вариантов обмана людей, которые используют интернет-мошенники в своих аферах, просто поражает – куда уж тут незабвенному Остапу Бендеру с его четырьмястами «относительно честными способами отъема денег у населения».

 

Так, только за 9 месяцев этого года в департамент полиции Нур-Султана обратились более 1300 граждан. Жители столицы жалуются на действия мошенников в интернете. С сентября по фактам мошенничества в Сети возбуждено 50 уголовных дел, сумма ущерба по которым составляет 2,5 млн тенге.

 

Самыми уязвимыми в этом отношении оказались популярные сайты частных объявлений. Наиболее пораженными платформами в Казахстане являются OLX.kz, Kolesa.kz, Krisha.kz, Market.kz, социальные сети Instagram и ВКонтакте. Самой востребованной платежной системой среди злоумышленников стал электронный кошелек Qiwi. Ну и плюс – банковские карты.

 

Пораженные платформы

 

Допустим, вы задумали продать какой-либо товар, для чего выставляете его на доске объявлений вышеперечисленных платформ, указав номер своего мобильного телефона и все остальные данные, как того требует приложение. Затем на указанный вами номер звонит мошенник, представляясь потенциальным клиентом. Он заявляет о своем намерении приобрести ваш товар, после чего вы вступаете с ним в переписку. Злоумышленник под предлогом того, что он не может лично приехать и забрать товар, просит вас пройти по ссылке (для оплаты), которую он отправил на мессенджер. Как только вы проходите по ссылке, на ваше мобильное устройство устанавливается программное обеспечение для удаленного доступа и мошенник получает полный контроль над вашим гаджетом, то есть видит интернет-банкинг и все остальное. Остальное – дело техники: он переводит все ваши деньги на подставные счета.

 

Вот еще один способ «развода». На указанный вами в объявлении номер звонит мошенник, вступает в переписку и поясняет, что не может приехать лично, чтобы забрать товар. Он просит вас пройти по ссылке для оформления доставки товара. Вы проходите по ссылке и заполняете данные – Ф. И. О., адрес доставки, номер мобильного телефона, номер карты, срок ее действия и CVV-код, после чего указанная в форме сумма списывается с нее на счет мошенника.

 

Встречаются случаи, когда мошенник поясняет, что не может приехать лично и забрать товар, в связи с чем просит отправить его через курьера или на такси. Также он просит отправить ваши личные данные (Ф. И. О., ИИН, номер карты, IBAN-счет), чтобы отправит деньги на карту. После чего на ваш счет поступают денежные средства якобы за товар, злоумышленник же оформляет в нескольких микрокредитных организациях кредит на ваше имя. Так как поступившая на ваш счет сумма превышает стоимость товара, мошенник поясняет, что ошибочно отправил больше, а значит, вам нужно перенаправить излишки денежных средств на другую карту либо на абонентский номер. Затем к вам приезжает курьер и забирает товар. А по прошествии нескольких месяцев вам приходит уведомление из микрокредитной организации о просрочке кредита.

 

Другая хитрая схема. Мошенники создают интернет-магазин в социальных сетях, завлекая клиентов низкими ценами. Многие пользователи попадаются на эту уловку и совершают покупки в этом магазине. Вначале вас просят сделать предоплату и обещают, что товар будет доставлен до квартиры. После перечисления денег аферисты отключают сотовые телефоны и удаляют объявление. Чтобы не оказаться в подобной ситуации, прежде чем перечислить деньги, изучите отзывы других покупателей и убедитесь в том, что товар действительно существует. Для этого нужно попросит продавца выйти на видеосвязь и показать вам товар.

Будь умнее

 

Чтобы не попасться на удочку интернет-аферистов, никогда не открывайте ссылки, не передавайте личные данные (ИИН, IBAN-счет, CVV-код). При поступлении на вашу карту крупной суммы денег или излишка денежных средств не вздумайте переводить их на другой счет по просьбе клиента, в этом случае нужно обратиться в кол-центр вашего банка и сообщить о происходящем.

 

Интернет-мошенничество раскрыть не так-то просто: преступник может находиться в любой точке мира. Для установления каких-либо цифровых следов требуется определенное время. Процент раскрытия подобный преступлений – от 35 и выше. И совсем маленький шанс на раскрытие дела остается тогда, когда подозреваемый находится за рубежом, чаще всего это Россия, Украина и страны Европы. Со стороны наших правоохранительных органов проблем нет. Многое связано со сроками рассмотрения таких дел в других странах. Почти в каждом факте интернет-мошенничества деньги уходят через неидентифицированные электронные кошельки или карточные счета банков, с которыми полиция тесно взаимодействует для получения нужных сведений. В ходе расследования всегда рассматривается несколько версий, в том числе не исключается вариант утечки данных из самого банка.

 

Для того чтобы избежать столь печальной участи и не стать жертвой интернет-мошенников, первое, о чем не стоит забывать пользователям, – это конфиденциальность. Также необходимо не терять бдительности и всегда проверять информацию о предоставляемых различными интернет-ресурсами услугах и проводимых акциях.

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости
Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie