427.93 506.71 5.55

История алматинского терренкура

Аллея здоровья, проходящая вдоль Малой Алматинки, полюбилась нескольким поколениям горожан. А начиналось все в далеких семидесятых годах прошлого столетия.

 

Как все начиналось

 

Случайно мне на глаза попался ролик о том, как в каком-то российском городе-курорте в местном парке был реконструирован и торжественно открыт терренкур. Видео доброе, поэтому и запомнилось…

 

На меня, как на коренного алматинца, прожившего изрядный кусок жизни недалеко от реки Малой Алматинки, нахлынули воспоминания. Вспомнился, в частности, наш терренкур. Кстати, в прошлом этот термин ассоциировался с асфальтированной дорогой, по которой не ходит автомобильный транспорт. Но уж никак не с медициной и здоровьем.

 

Официальные источники утверждают, что городская тропа была построена в 1974 году. В 2005-м – отреставрирована под патронажем акимата Алматы. Протяженность терренкура составляет 4500 метров. Высота – 876 метров над уровнем моря в нижней точке, 1060 метров – в верхней.

 

Однако лично у меня дата сдачи аллеи здоровья в эксплуатацию вызвала вопрос. И вот почему.

 

В самом начале 70-х, а конкретно – в год столетия со дня рождения В. И. Ленина, одноименный проспект сильно преобразился. Помимо невиданных доселе кинотеатра «Арман», Дворца республики, новых высотных зданий градостроители не забыли проложить терренкур. Он служит горожанам до сих пор.

 

Я родился в частном доме, стоящем на улице Фонвизина. Эта улица, как и следующая за ней Береговая, существует до сих пор. Обе улицы идут параллельно проспекту Достык (бывший проспект Ленина, – прим. Редакции). Словом, совсем рядом с местом, где будет построен нынешний терренкур. В сентябре 1970 года вместе с тысячами советских школьников я отправился в первый класс. Именно тогда начались работы вдоль речки – строители укладывали дорожное полотно. Местная детвора была в восторге – много гудрона, который мы использовали вместо «жвачки».

 

Уже следующим летом мы вовсю гоняли по новенькому асфальту на досках и самокатах, у которых вместо колес были подшипники. В общем, терренкур строился уже в 1970 году. Он уходил вверх от Дворца Ленина и станции канатной дороги. И вниз – мимо городской станции Юных натуралистов. Возможно, 1974 год – это дата окончания строительства.

 

Гонки по наклонной

 

Как бы то ни было, будучи первоклассником, я ходил по этой дороге в «тридцатую» школу имени товарища Калинина. Зимой и ранней весной пацаны гоняли здесь на самодельных аппаратах – иногда быстрее, чем болиды по трассам «Формулы-1». Иногда в заезде одновременно участвовали от 12 до 15 «экипажей». Наибольшую скорость развивали многоместные «гонки» – по два-три человека.

 

Увлечение катанием на досках с подшипниками в этой части Фрунзенского района (ныне Медеуский район, – прим. Редакции) было довольно массовым. Благо, для этого на терренкуре были все условия, в частности – уклон, необходимый для разгона.

 

Еще один фактор – между проспектом Ленина и улицей Заводской (видимо, в честь пивзавода № 1) в добротном здании с высоким цоколем и большим двором работал цех. Круглый год здесь вились местные пацаны. Почему? В этом цеху ремонтировали моторы. Подшипники, цветная проволока, свинец, гайки – на все это «богатство» положили глаз ученики школы № 30.

 

Проволокой, например, обматывался крупный асык (мосол из бараньей ноги) – «сочка», которой выбивался ряд из других асыков. В «сочке» просверливалась выемка, куда можно было залить свинец (для тяжести и точности удара). Еще проволокой украшались самокаты и велосипеды. Из свинца лили дробь для рогаток и «дур» (аналог фитильного ружья). Гайки – опять же для рогаток. На пивзаводе били горлинок и голубей. Потом на берегах речки разводили костры и жарили добычу.

 

Место для пикников

 

Любопытно, но к 1976 году моя родная улица Фонвизина не была асфальтирована. А вот терренкур вовсю «чернел». Кстати, асфальт «первой кладки» был настолько качественным, что дожил до эпохи суверенитета. На нем играли в асыки, лежали, грелись, загорали.

 

В прошлом веке здесь была оживленная пешеходная трасса. На пятикилометровой дистанции – от мельзавода до моста – функционировало несколько пивнушек. Они, словно магнит, притягивали людей на терренкур.

 

Вплоть до середины 80-х годов горожане любили по выходным устраивать пикники на камнях горной речки. Большие компании стелили брезент, сверху клали одеяла, рассаживались на них, ели и пили. Можно было встретить и одиночек – девушки в сомбреро и с книжкой лежали на покрывале или на больших камнях в купальных костюмах. Вся речка в летний период была в запрудах. Школьники круглый год толпами ходили на станцию Юных натуралистов. В теплые времена года на терренкуре тусовались всякие забулдыжные компашки, там же пили, там же «отсыхали».

 

Сегодня такого нет и в помине. Терренкур стал вотчиной последователей здорового образа жизни – велосипедистов, бегунов и т. д. Нет и прежних берегов. Еще при Союзе речку заковали в каскады на участке от улицы Курмангазы до Центрального парка отдыха.

 

С конца 50-х годов этот район, где теперь расположилась куча безвкусных жилых комплексов, назывался «Смычка». Восточнее находится «Компот». Долгое время местность от бывшего завода купца Пугасова до развилки дорог на Медеу и Турксиб оставалась в первозданном виде. Не так давно, примерно лет 7–8 назад, ее облагородили искусственными берегами. По-моему, реконструкция сильно испортила и сам терренкур, и русло Малой Алматинки. К реке невозможно подойти – полностью потерян тактильный контакт с горной водой.

 

Несмотря на все изменения, терренкур и его маршруты – большое благо для Алматы. Трудно сказать, когда тропа была более популярно: сорок лет назад или сейчас. Впрочем, алматинцы всегда активно посещали горы и предгорья. Сегодня мы наблюдаем настоящий бум здорового времяпрепровождения.

 

Когда изредка попадаешь на старый добрый терренкур, невольно вспоминаешь характерный звук трения подшипника об асфальт и вереницу детворы, которая тащит на голове свои деревянные болиды туда, вверх, чтобы громко отсчитать старт и ринуться вниз по-бобслейному…

 

Справка SPIK:

 

Терренку́р (от фр. terrain – местность и cours – курс лечения) – метод санаторно-курортного лечения, предусматривающий дозированные физические нагрузки в виде пешеходных прогулок, восхождений в гористой местности по определенным, размеченным маршрутам. Терренкур является методом тренирующей терапии, развивает выносливость, улучшает работу сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, стимулирует обмен веществ, нервную активность, а также тренирует мышцы конечностей, корпуса, стимулирует обмен веществ.

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости
Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie