429.68 488.16 5.92

Из сплава нового и старого рождается фундамент идеологии

В этом году Казахстан отмечает 30-летие своего суверенитета. И эта дата – прекрасный повод для разговора об истоках казахской государственности, предтечей которой называют идеи движения «Алаш Орда». Насколько предложения, высказанные лидерами казахов еще в XX веке, актуальны сегодня и почему, говоря о государственной независимости, вспоминают именно алашординцев?

 

На эти и другие вопросы отвечает известный публицист, член Академии журналистики Казахстана Джанибек Сулеев, дед которого – Билял Сулеев – был одним из организаторов движения «Алаш Орда».

 

– В этом году Казахстан отмечает 30-летие своего суверенитета. В юбилей принято вспоминать о наиболее значимых вехах в жизни страны. Одной из таких вех, безусловно, стала попытка создания автономии в казахских степях, которая является ярким свидетельством извечного стремления казахов к независимости. Конечно же, речь идет о партии «Алаш» и созданном ею временном правительстве. А что Вы думаете по этому поводу?

 

– Да|, тема «Алаш Орды» в последние годы зазвучала с новой силой. В принципе это выглядит логично, особенно если учесть, что многие страницы истории советского периода сейчас как бы переживаются заново, но уже с учетом дня сегодняшнего – новых знаний и вызовов. И осознать это без подробного анализа алашординского периода невозможно.

 

Имена возвращаются

 

– Однако, если вспомнить начало нашего суверенитета, в первые годы независимости мало кто вспоминал об «Алаш Орде», включая историков.

 

– У меня сложилось такое же ощущение. С этой темой тогда было связано довольно мало эпизодов. Мне, например, из 90-х годов вспоминается докторская работа Мухтара Кул-Мухаммеда, ныне сенатора, который посвятил ее наследию Жакыпа Акпаева, его политико-правовым воззрениям. Она имела определенный резонанс…

 

Сегодня же мы фиксируем широкий поток подробных исследований. А изобилие упоминаний об алашевцах в СМИ (прежде всего издающихся на госязыке), где зачастую к реальным фактам примешивается изрядная доля мифологии, создают впечатление, будто об «Алаш Орде» не говорит сейчас только ленивый. И этот процесс сам по себе вполне объективен. Просто нужно научиться отделять зерна от плевел.

 

– На Ваш взгляд, с чем это связано? Можно ли утверждать, что на сегодняшний день в нашей стране отсутствует идеология и поэтому идеи «Алаш Орды» стали столь популярны?

 

– Такое объяснение тоже нельзя сбрасывать со счетов, но назвать его всеобъемлющим все-таки было бы чересчур. Ведь со времен распада СССР существовал запрос на более подробную и полную картину всего, что связано с историей тех лет, тем более с «Алаш Ордой». Хотя идеологический аспект тут, безусловно, присутствует.

 

– Не кажется ли Вам странным, что, вспоминая об «Алаш Орде», называют имена Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсынова, Мыржакипа Дулатова и еще ряда видных персон, но при этом практически ничего не говорят о других? Как Вы это прокомментируете?

 

– Есть такое. И это тоже объективный фактор. Думаю, такое положение вещей рано или поздно изменится. Вот, например, недавно на собрании с общественностью в Алматы, которое проводила партия «Ак жол», ее лидер Азат Перуашев тоже упомянул, что сегодня на слуху перечисленные выше имена. А ведь в движении «Алаш Орда» были и другие люди, имена которых не известны широкой общественности. Из-за этого возникает несколько искаженное представление о численности партийных рядов и количестве сочувствовавших.

 

Мой предыдущий вопрос не был случайным: я знаю, что Ваш дедушка Билял Сулеев был видным представителем «Алаш Орды». Однако он, как и Сакен Сейфуллин, поддержал советскую власть. И тот вклад, который они вместе внесли в процесс образования и просвещения родного народа, трудно переоценить. Например, открыли пединститут в Семипалатинске – одном из городов, где проживала самая большая казахская община. И ведь в историческом плане оба оказались правы, хотя и стали жертвами репрессий. Кстати, не могу не вспомнить, что Сакен Сейфуллин, который в 28 лет был избран (назначен) председателем ЦИК Казахской АССР, писал в Москву о необходимости внедрения казахского языка в делопроизводство. Но об этом почему-то стараются не вспоминать. Интересно, почему? Просто не знают или же здесь «рулят» некие двойные стандарты?

 

– Будучи совсем молодым человеком, Сакен Сейфуллин до революции довольно тесно общался с будущими алашординцами. Но я все-таки не стал бы относить его к «Алаш Орде», потому что он сразу принял сторону большевиков, советской власти. Тот момент, что многие алашординцы позже все-таки поддержали советскую власть, является положительным для казахов. Многие включились в просветительскую и научную деятельность в рамках советского строя (вспомним Мухамеджана Тынышпаева, который как инженер участвовал в построении Турксиба) и внесли свой вклад в создание Казахской автономии, пусть и в качестве Советской Социалистической Республики. Именно на ее основе позже образовалась нынешняя суверенная Республика Казахстан, член ООН.

 

Да, алашординцы были предвестниками независимости, их нельзя назвать праздными мечтателями, потому что они своими трудом способствовали прогрессу. В том числе и при советской власти, прежде всего – на ниве образования. Взять хотя бы Джумахана Кудерина – автора первых учебников по ботанике на казахском языке. И это только один из представителей этой плеяды.

 

Справедливости ради надо упомянуть, что после XX съезда Компартии СССР имена Сакена Сейфуллина, Ильяса Джансугурова и Беимбета Майлина не просто были возвращены из забвения, а стали, если можно так сказать, статусными. После реабилитации эта великая троица вполне справедливо и логично причислена к отцам-основоположникам казахской профессиональной литературы. Одновременно с этим другие члены движения «Алаш Орда» периодически подвергались критике как буржуазные националисты и прочее. Разумеется, это не могло длиться вечность.

Справедливость восторжествовала: мы возвратили много имен и продолжаем их возвращать. Нам они дороги…

 

Если говорить о том, что наши современники мало знают об алашординском периоде в истории страны, то и здесь есть изменения. Самое большое достижение – ликвидация в ближайшем будущем всех пробелов. Уже сейчас для этого имеется определенный задел, который и качественно, и количественно меняется в сторону увеличения. Наблюдается рост добротной научной и научно-популярной (так охарактеризуем) литературы, трудов по данной тематике. К Бейбуту Койшыбаю, Султан Хану Жусипу и другим историкам и исследователям присоединяется сильная новая поросль. Можно сказать, что именно сейчас идет достаточно масштабная, особенно по сравнению с первым десятилетием независимости, работа по возвращению забытых имен.

 

– Можете назвать хотя бы несколько имен исследователей, занимающихся данной тематикой?

 

– Прежде всего отмечу Елдоса Тоқтарбая. Его можно причислить не просто к молодым, а к уже состоявшимся алашоведам. Он – докторант PhD, этой осенью по специальному приглашению отправляется за границу в качестве серьезного исследователя. За его плечами – выпуск сборника трудов Газымбека Биримжанова, одна книга про Биляла Сулеева (на языке написания, государственном – «Біләл Сүлейұлы. Үміт. Шығармалар жинағы»). Готовятся к печати еще две: монография «Алаш қайраткері Біләл. Сүлейұлы. Өмірі. Шығармашылығы. Қоғамды-саяси қызметі» и сборник «Аңызға айналған әйел» Фатима Ғабитованың шығармалар жинағы». Это строго документальные книги-сборники, во многом основанные на малоизвестных широкому кругу читателей источниках.

 

Например, вторая книга – не только о Фатиме Габитовой, не она ее главный герой. Скорее, это сборник, составленный из материалов, относящихся к устной культуре казахов, которые Фатима Габитова собирала «в полевых условиях», записывала в казахской глубинке.

 

Джанибек, я рада, что нам возвращают имя Фатимы Габитовой – просветителя, одной из самых образованных женщин своего времени. Много лет назад в Мерке мне рассказывали, сколько поговорок, пословиц, историй казахов собрала Фатима-апай. И сейчас об этом узнают многие. А еще я знаю, что Фатима Габитова является Вашей бабушкой и что она лично знала многих видных деятелей «Алаш Орды».

 

Актуальное наследие

 

– Не так давно мне на глаза попалось высказывание одного ученого, утверждавшего, что в историческом плане лидеры «Алаш Орды» оказались правы. Так ли это? Хотя надо признать, что многие из их тезисов не потеряли актуальности и сегодня, например, призывы к равноправию, неприкосновенности личности и свободе слова…

 

– Доля истины в этом, безусловно, есть. Например, одним из лозунгов «Алаш Орды» был запрет на продажу земли. И, как мы видим, до настоящего времени вопросы правовой собственности на землю и выделения казахстанцам земельных наделов не решены. Или взять требование о том, что взимание налогов должно происходить по степени богатства, когда богатый платит больше, а бедный – меньше. В нашем независимом Казахстане все наоборот: бедный платит больше, а богатый находит все новые лазейки для того, чтобы платить поменьше налогов.

 

Резюмируя нашу беседу, можете ли Вы, будучи потомком одного из членов «Алаш Орды» и журналистом, много писавшим на эти темы, сказать: стоит ли нам брать за основу идеологическое наследие «Алаш Орды» или все-таки необходимо выработать что-то новое, соответствующее вызовами XXI века?

 

– Это очень сложный вопрос. Нет смысла и пользы в том, чтобы отбросить идеи «Алаш Орды», равно как в том, чтобы целиком и полностью во всем опираться только на них. Есть вызовы, о которых они в свое время даже не подозревали. Их, как и других наших выдающихся предков, не оживить, не выяснить, какое видение они имеют на ту или иную проблему.

Думаю, ход моих рассуждений понятен. Не знаю, насколько уместно здесь упоминание синергии, но именно это сразу приходит на ум.

 

У алашординцев получилось довольно существенно продвинуться в рамках своего времени прежде всего за счет полученного образования: некоторые из них были практически состоявшимися учеными (и они стали бы ими, если бы действительность не вынудила их заняться политикой).

Современная же суверенная элита, как мне кажется, в текущей эпохе пока не сумела сотворить необходимый сплав из старого и нового, который мог бы стать тем безоговорочным, устойчивым и универсальным идеологическим фундаментом для того дара Богов, коим следует считать наш суверенитет.

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости

Новости партнеров

Подпишитесь на нас, чтобы получать интересные новости!

Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie