Как показывает статистика, совместный бизнес является действенным инструментом по укреплению института семьи и семейных ценностей.
Насколько развито в Казахстане семейное предпринимательство, представляющее собой организацию бизнеса семьей, либо отдельными ее членами на базе общей частной собственности, разбирались аналитики казахстанского Института экономических исследований, передает SPIK.kz.
Авторы исследования отмечают, что в Казахстане семейное предпринимательство рассматривается как одна из форм совместного предпринимательства, и регламентирована положениями Предпринимательского и Гражданского кодексов, а также положениями законодательства в сфере агропромышленности.
«Учитывая, что на сегодня отсутствуют статистические данные по количеству семейных предприятий, в качестве ориентировочных данных, можно рассматривать количество совместных предприятий. Так, по состоянию на 1 мая 2023 года в нашей стране насчитывается более 71 тыс. субъектов индивидуального предпринимательства в виде совместного предпринимательства», – поясняют аналитики.
По их данным, преимущественным лидером в региональном разрезе по количеству семейных предпринимателей является Туркестанская область, в которой задействовано 56 тыс. субъектов семейного бизнеса или 78,9%.
В топ-3 также вошли Кызылординская (3,7 тыс) и Актюбинская области (3,4 тыс).
«Данный факт неудивителен, поскольку семейное предпринимательство можно рассматривать как действенный способ укрепления семейных ценностей, а запад и юг Казахстана во взглядах на семейные ценности являются более консервативными и склонными к соблюдению традиций. Согласно статистическим данным, в Туркестанской области зафиксирован наименьший коэффициент разводимости – 0,98 ‰ на 1000 населения при среднем значении по республике – 2,3‰», – отмечают авторы исследования.
Они дополнили, что в качестве примера также можно привести соседний Узбекистан, где семейному предпринимательству уделяется особое внимание, и даже есть закон «О семейном предпринимательстве». Для сравнения – их коэффициент разводимости меньше и составляет 1,4 ‰ на 1000 населения.
«Таким образом, развитие семейного предпринимательства является действенным инструментом по укреплению института семьи и семейных ценностей. Указанные данные подтверждают необходимость дальнейшего совершенствования семейного предпринимательства на законодательном уровне с выстраиванием четкой нормативно-правовой базы, решающей проблемные вопросы в части наследования и передачи управления семейным бизнесом», – подытожили аналитики.