Пока субъекты социального предпринимательства представлены лишь в 17 регионах страны.
Социальное предпринимательство, представляющее собой деятельность субъектов бизнеса, способствующую решению социальных проблем граждан и общества – относительно новый вид предпринимательской деятельности. При этом всего за два года, оно успело зарекомендовать себя как предельно эффективный механизм решения насущных общественных проблем. Как развивается это направление бизнеса в Казахстане, разбирались аналитики казахстанского Института экономических исследований, передает SPIK.kz.
Авторы исследования сообщают, что по состоянию на 1 апреля 2023 года в реестре субъектов социального предпринимательства зарегистрировано 129 предпринимателей.
Из них в разрезе категорий:
- 1 категория – 52 единиц или 40,3%, способствующие занятости уязвимых групп населения (лиц с инвалидностью, родителей, воспитывающие ребенка с инвалидностью, пенсионеров и т.д.);
- 2 категория – 2 единиц или 1,6%, способствующих реализации производимых товаров, работ, услуг предпринимателей, входящих в первую категорию;
- 3 категория – 27 единиц или 20,9%, осуществляющих деятельность по производству товаров, работ, услуг, предназначенных для лиц, входящих в первую категорию;
- 4 категория – 48 единиц или 37,2%, направляющих не менее 50 % доли доходов на организацию отдыха и оздоровления детей, охрану экологии, а также решения иных социальных проблем.
«В региональном разрезе субъекты социального предпринимательства представлены в 17 регионах страны, за исключением Улытау, Алматинской и Карагандинской областей. Наибольшее количество социальных предпринимателей наблюдается в Астане (29 единиц), ЗКО (22 единиц) и Костанайской области (13 ед). По 1 субъекту зарегистрировано в следующих областях: Жамбылская, Жетысу, Абай», – отмечают аналитики.
Они дополнили, что наглядным примером успешной реализации социального предпринимательства в нашей стране является известная столичная социальная мастерская Green TAL, которая включает в себя цеха по производству мебели, сувенирной и швейной продукции и IT-услуг, где трудоустроены порядка 50 граждан из уязвимых групп населения.
В качестве другого показательного примера можно привести общественное объединение «Байтерек» в ЗКО, которое специализируется на предоставлении услуг для людей с инвалидностью общего заболевания, диабетом, предоставляет услуги Инватакси и иные социальные услуги. Общий охват – до 700 человек ежегодно.
«Указанные кейсы свидетельствуют о действенности инструмента «Социальное предпринимательство» в решении проблем трудоустройства уязвимой категории граждан, создания для них равных с другими гражданами возможностей для участия в общественно полезной деятельности, а также в продвижении на рынок производимых ими товаров, работ, услуг», – резюмируют авторы исследования.