451.71 491.64 5.86

Как все начиналось: от Декларации Независимости до переезда в Акмолу

Одним из первых важных решений в жизни суверенного Казахстана стал отказ от ядерного оружия в обмен на гарантии.

 

16 декабря 1991 года Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан №1008-XII был принят конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». С этого дня начался новый отсчет для Казахстана как суверенной страны. Аналитики любят подчеркивать, что Казахстан одним из последних принял решение о государственной независимости и, дескать, суверенитет достался ему как подарок.

 

С одной стороны, так и есть. А с другой — это вовсе не так, если вспомнить предшествующие распаду СССР события. Перестройка, объявленная последним Генсеком КПСС, быстро набрала обороты по всей огромной стране. Гласность и плюрализм стали приметой времени. На этой волне во многих республиках Советского Союза стали появляться национал-освободительные движения. После разгона демонстрантов на площади Брежнева в декабре 1986 года эти движения стали популярными в Грузии, Литве. Необходимость перемен ощущали как в верхах, так и в низах. И если одни хотели оставить все, как было, другие выступали за отмену руководящей и направляющей роли КПСС. В марте 1990 года на Внеочередном съезде народных депутатов СССР была отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Затем события стали нарастать, как снежный ком. Сначала был введен пост президента СССР, и Михаил Горбачев оказался первым и единственным президентом.

 

События в августе 1991 года, названные позже августовским путчем, привели к тому, что одна за другой республики стали выходить из состава СССР и объявлять о государственной независимости.

 

Казахстан не мог остаться в стороне от новых веяний. 25 октября 1990 года была принята Декларация о суверенитете Казахской ССР.

 

Первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР Нурсултан Назарбаев также был избран президентом страны, сначала депутатами Верховного Совета. А 1 декабря 1991 года состоялись первые всенародные выборы президента страны, на которых Нурсултан Назарбаев одержал убедительную победу.

 

16 декабря того же 1991 года Верховный Совет принял конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». И с этого дня, повторим, начался новый отсчет развития нашей страны.

 

Первой государственную независимость Казахстана признала Турция. Затем другие страны мира и международные организации. В марте 1992 года Республика Казахстан стала полноправным членом ООН. В Алма-Ате один за другим стали открываться посольства зарубежных стран. Одними из первых посольство образовали в нашей стране США.

 

В первые полтора года наша страна входила в рублевую зону, но в ноябре 1993 года ввели национальную валюту тенге, что послужило становлению экономической независимости. В том же 1993 году приняли первую Конституцию независимого Казахстана.

 

В то же время первые шаги суверенного государства показали, что необходимы интеграционные связи для дальнейшего развития экономики. В марте 1994 года на встрече в МГУ Нурсултан Назарбаев впервые озвучил идею о евразийской интеграции, которая спустя годы воплотилась в создание ЕАЭС.

 

Одним из первых важных решений в жизни суверенного Казахстана стал отказ от ядерного оружия, находившегося на территории республики, в обмен на гарантии безопасности и незыблемости границ от членов ядерного клуба. Такие гарантии были даны меморандумом, подписанным Россией, США и Великобританией в конце 1994 года.

 

С первых же дней независимости в Казахстане занялись вопросами делимитации границы. На сегодня у нашей страны нет неурегулированных споров припограничных территорий в отличие от многих соседних государств.

 

Страна подписала контракты на получение инвестиций, разработку месторождений.

 

Продолжалась активная политическая жизнь, вылившаяся к весне 1995 года в молчаливое противостояние Верховного Совета 13-го созыва и правительства.

 

Правительство, стремившееся получить как можно больше контрактов с иностранными странами и приватизировать государственную собственность, получало отпор от депутатов. Сегодня, по прошествии времени, можно говорить о том, что в лице тогдашних депутатов мы имели романтиков, уверовавших в перестроечные ветра и гласность. Правительство же представляло собой прагматиков старой партийно-советской номенклатуры и новой формации, увидевших перспективы и в личном плане, и для государства, в рыночных отношениях.

 

Долго продолжаться это противостояние не могло. И после решения Конституционного суда в марте 1995 года о признании нелегитимным Верховного Совета 13-го созыва по иску гражданки Татьяны Квятковской Верховный Совет был распущен. Началась работа над новой Конституцией страны. Квятковская подала иск, мотивируя свое решение нарушениями в ходе выборной компании, когда она тоже баллотировалась в Верховный Совет.

 

30 августа 1995 года была принята новая Конституция РК, которая укрепила президентскую форму правления. Двухпалатному парламенту отводилась роль органа, принимающего законы, и не более. Законодательная функция парламента осталась. А что касается представительности, то здесь слово лучше предоставить юристам. Часть из них будет доказывать, что в результате того, что упразднены императивный мандат и мажоритарная система, представительности нет. Другие, наоборот, будут настаивать на том, что парламент по-прежнему является представительным и доказательством тому является сенат, который призван отстаивать интересы регионов. Но если о Верховных Советах 12-го и 13-го созывов можно говорить, что они реально представляли интересы народа, то о нынешних депутатах так нельзя сказать.

 

В том же 1995 году была создана Ассамблея народов Казахстана, превратившаяся сегодня в Ассамблею народа Казахстана.

 

Чуть раньше, в 1994 году, было принято решение о переносе столицы в Акмолу, ныне Нур-Султан. В декабре 1997 года состоялся переезд в новую столицу. И это уже новый виток истории суверенного Казахстана, который можно охарактеризовать по-разному. Однако отличительной чертой этого нового этапа является отказ от гласности, создание административных препон между СМИ и властью.

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости

Новости партнеров

Подпишитесь на нас, чтобы получать интересные новости!

Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie