Рекламу товарного знака отечественной продукции вина и пива могут разрешить в Казахстане
С учетом соблюдения баланса интересов масс-медиа, предпринимателей, общества и государства, предлагается снять запрет на рекламу товарного знака и названия отечественного пива и вина. Это будет способствовать увеличению доли отечественной продукции на рынке.
По оценкам экспертов, запрет на рекламу вина и пива в Казахстане не привел к ощутимому падению рынка. Как выяснилось, реклама лишь влияет на предпочтения потребителей в пользу выбора тех или иных брендов. А ее отсутствие в целом зачастую ухудшает общую конкурентную среду в отрасли, потому что в этой ситуации часто преимущество оказывается на стороне определенных брендов, а потребитель перестает получать объективную информацию о продукте и, в частности, о новинках.
В Казахстане запрет на рекламу алкоголя в СМИ действует с 2004 года. К вопросу о его частичном снятии в отношении слабоалкогольных напитков неоднократно возвращались как производители, так и эксперты. Запрет рекламы никак не повлиял на продажи спиртных напитков. Потребление алкоголя на душу населения в Казахстане осталось на уровне 11 литров в год.
Основная цель предлагаемой нормы – это поддержка отечественных СМИ, так как многие из них существуют за счет рекламных средств. Запрет на рекламу алкогольной продукции негативно сказался на производстве, узнаваемости и конкурентоспособности казахстанских брендов с одновременным ростом потребления иностранных алкогольных напитков и перехода рекламодателей в интернет, в том числе социальных сетях. Кстати, в других странах Евразийского экономического союза реклама слабоалкогольной продукции в СМИ не запрещена.
В России реклама пива была разрешена несколько лет назад временно, в связи с проведением Чемпионата мира по футболу-2018, и сейчас российским правительством еще не принято финальное решение, оставлять ли производителям возможность рекламировать пиво. Следует отметить, что в иностранных фильмах и сериалах также присутствует скрытая реклама известных брендов алкогольной продукции, а в прямой трансляции Лиги чемпионов, Европы по футболу на цифровых баннерах размещается реклама пива.
В Казахстане иная ситуация – за продвижение поправок в законопроект о разрешении рекламы пива и вина в медиа выступают сами СМИ, заинтересованные в наращивании своих рекламных бюджетов. Соответствующие предложения содержатся в разработанном министерством информации и общественного развития проекте закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации», внесенном в парламент страны.
Поправки направлены на продвижение узнаваемости отечественного бренда и не предполагают рекламирование самой продукции (не охватывается разновидность пива и вина, их новинки и прочее). Реклама товарного знака и (или) названия пива повлияет только на перераспределение долей рынка между производителями (в пользу отечественных), но не приведет к росту размера самого рынка (потребление не увеличится).
В целом, частичное снятие запрета вводится с учетом интересов общества, государства, отечественных предпринимателей и СМИ, и предполагает положительный эффект на экономику, в том числе на экономику СМИ.