Кыпчаки — потерянное прошлое: донские казаки

В поисках рода сары-кыпчаков на западе Великой степи.

 

Донское казачество и его тюркское первопроисхождение – тема, казалось бы, очевидная. Эта тема исследована во всех известных связях с тюрками, начиная с первого атамана Сары-Азмана, известного с 1549 года, когда он, по М. Карамзину, «именуясь подданным Иоанна, строил крепости на Дону».

 

Тюркское имя атамана является первым этническим маркером, упомянутым в историографии донского казачества. Это такой же именной маркер, как и имена сары-азмановских казаков согласно историку А. М. Некрасову: «Кабан, Татар, Черкас, Ермак, Карабай, Огуз, Черкас, Тока, Ляпуш и т. д.». Мы видим несомненные тюркские имена. Откуда же появились эти тюркские антропонимы вместе с их обладателями?

 

Несомненно, что, начиная с имен своих от рождения, они принадлежат тюркской культуре. Таким образом, донские казаки вышли из пост-ордынского кыпчакского мира, как и многие другие тюркские казаки, включая казахский народ. Одни и те же имена — это принадлежность к тюркам от рождения. Не могли же такие имена появиться просто так, из ниоткуда.

 

У каждого человека от рождения есть свое имя и своя Родина. Есть она и у донцев. Согласно А. А. Шенникову, Сары-Азман и его казаки есть татары, а именно: червлено-ярские татары, потомки половцев, то есть кыпчаков-ордынцев.

 

Итак, именные маркеры первых донских казаков, как и военно-административная и прочая структура, и базовая лексика донских казаков — тюркские. И сами они — тюрки, недаром по общему имени они так и именовались — «донские татары».

 

И хотя по-прежнему выдвигаются и нетюркские версии казачьего происхождения, но они точно так же и по-прежнему представляются менее обоснованными и зачастую даже надуманными. Однако тут, как говорится, «вольному воля». Эти версии остаются на усмотрение их адептов, выдвигающих любое европеизированное происхождение донских казаков, лишь бы не допустить кыпчакского происхождения казачества Дона.

 

Сары-кыпчаки Дона

 

Казачье происхождение остается одной из самых востребованных тем в историографии многих стран СНГ. Востребование данной темы актуализируется в первую очередь самими казаками, пытающимися понять и осознать свое первопроисхождение, узнать и уважить своих предков. Не менее востребована эта тематика и в Казахстане, связанном с казакованием как образом кочевнической жизни самим своим этнонимом.

 

Когда-то я и сам опубликовал статью по теме казачьего происхождения. Однако статья была написана скорее в научно-популярном жанре, нежели в исследовательском ключе. Тема вроде очевидная и, казалось, что на этой статье казачья тематика для меня и исчерпалась. Но судьба сама знает, что и когда произойдет. И, действительно, у меня произошли две вроде случайные, но как оказалось, судьбоносные встречи с донскими казаками.

 

На первой – светловолосый и светлоглазый донской казак, приехавший в Алматы в гости, сказал, что он знает о своих тюркских корнях, но при этом посетовал, что подтвердить их не сможет, ибо клейноды и земельные грамоты были уничтожены при расказачивании. Я тоже посетовал, ибо клейноды есть реальная ценность. Это — регалии, знаки власти казачьих атаманов-гетманов и знаки войскового отличия: знамена, бунчуки, литавры.… И лишь позднее я посетовал уже себе, а почему я не спросил про земельные грамоты и их связь с тюркством? Может, в них указывались имена предков-тюрков, которые получили грамоту на земельное владение?! Вопрос так остался для меня открытым и поныне.… Тут осталась одна надежда на оставшиеся не уничтоженными большевиками казачьи архивы Дона… Тем самым, тема, казалось бы, «закрылась» для меня. Оказалось, что так только казалось…

 

И тут произошла вторая «встреча судьбы» с историком донского казачества. Переговорили по теме их происхождения в буквальном смысле недолго, но в ходе разговора я вдруг услышал, что их казачий род происходит из сары-кыпчаков! И с тех пор меня этот вопрос уже не отпускал. Я стал искать род Сары-Кыпчак среди тюрков, даже поднимал этот вопрос в группах по изучению тюркской истории. И вот то немногое, что я обнаружил по тюркскому роду сары-кыпчаков.

 

Тюркский род Сары-Кыпчаки

 

Поиск сары-кыпчакских родов среди тюрков, на первый взгляд, представлялся не столь уж обременительным. Была какая-то уверенность в том, что сразу будут обнаружены роды сары-кыпчаков в разных тюркских народах. Основой для такой уверенности являлся безусловный тезис родового Турана о том, что у тюрков есть связывающие их племенные объединения, почти у всех тюркских народов в основе – одни и те же роды. Например, приведем в алфавитном порядке названия тех племен, которые на слуху: алшыны, аргыны, кыпчаки, найманы и многие-многие другие, из которых сложены средневековые и современные тюрки.

 

Итак, в данном случае поиск представлялся не столь уж тяжелым, тем более что он был сужен только по кыпчакским родам. Это ограничение поиска среди только кыпчаков позволяет не задаваться вопросом о других тюркских родах с приставкой «сары-».

 

Итак, критерий поиска был задан. Среди кыпчаков есть разные роды: Кара-Кыпчаки, Кулан-Кыпчаки, Сарай-Кыпчаки и другие, а также и искомый род Сары-Кыпчак.

 

И, действительно, род Сары-Кыпчак практически сразу обнаружился в составе узбекских кыпчаков долины Зеравшана, о чем указал по состоянию на 1896 год Н. А. Аристов, «Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей». Кроме того, П. И. Рычков указывает Сарыш-Кипчатский род в составе башкирских кипчаков.

 

Однако никаких других документально подтвержденных данных не обнаружилось. Единственно, имеются недокументированные сообщения о том, что в составе казахских кыпчаков Шиелинского региона Кызылординской области имеется род Кыпчак-Сары. Как мы видим, род именуется в обратном порядке, но, тем не менее, мы имеем в наличии оба имени: и Кыпчак, и Сары. К этому следует привести слова Добродомова И. Г.: «… слово сары, иногда шел впереди слов половец или куман», что в нашем случае означает, что оба порядка расстановки слов в этнониме были правильными.

 

Таким образом, на данный момент исследования список сары-кыпчаков среди тюрков исчерпался. Оказалось, что эти три сары-кыпчакских рода – это и есть все то, что удалось обнаружить.

 

И еще удивительно, что все три сары-кыпчакских рода зафиксированы только в восточно-волжском регионе. И что, в связи с этим, удивило по-настоящему, так это то, что в составе западно-волжских тюрков сведений о таком роде не обнаружилось! А ведь есть не писанное, но твердое этнографическое правило: если все тюркские народы состоят, по сути, из одних и тех же родов, то западные кыпчаки тоже должны иметь в своем составе этот род. Тем не менее и однако, никаких сведений о западных сары-кыпчаках не нашлось ни в прошлом, ни в настоящем! И вот тут я задумался, а, ведь все сходится, и тогда донские казаки и есть сары-кыпчаки.

 

Ведь как получается: сары-кыпчаки есть на востоке Великой степи, а на западе их уже нет! И если научный и даже сетевой поиск не нашел род сары-кыпчаков в западном Деште, то тогда должен быть задействован самый простейший метод исключения. Если среди западных половцев сары-кыпчаков сейчас не обнаружено, но они должны были быть, то они там есть, но они сменили имя. Тогда следует простейший вывод — донские казаки и есть те самые западные сары-кыпчаки!

 

Казалось бы, вопрос закрыт! Но нет. Ведь есть же первостепенный вопрос — а были ли на западе Великой степи вообще какие-то сары-кыпчаки? Ответ — были. Их называли половцы.

 

Плетнева С. А. говорит о них, что сары-кыпчаки, будучи еще под властью иртышского кагана кимаков, создали «феодальное государство «желтые кипчаки» под управлением своего хана — «малика» кыпчаков, что «шары — «желтые» кипчаки… стали тем мощным ядром, вокруг которого объединились все разрозненные и разбросанные по степи орды» Днепровского левобережья.

 

Итак, сары-кыпчаки зафиксированы и в Казахстане, и позднее в Поле Половецком, но где же они там сейчас? Скорее всего, нам предстоит более углубленный поиск этого рода-племени в среде западно-волжских тюрков кыпчакской группы языков: ногайцев, кумыков, карачаевцев, балкарцев, а также, возможно, и среди гагаузов и потомственных донских казаков. То есть среди тех народов, которые сложились как пост-ордынские этносы и которые в свое время, возможно, так и именовались в русских летописях — половцы.

 

Продолжение следует…

 

Источник: Facebook-аккаунт Марлена Зиманова.

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости

Новости партнеров

Подпишитесь на нас, чтобы получать интересные новости!

Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie