419.66 500.44 5.62

Кому в ЕАЭС жить хорошо?

Не так давно российский премьер Михаил Мишустин, говоря о принципах создания ЕАЭС, сделал акцент на том, что конечными задачами интеграции являются рост доходов людей и повышение уровня их жизни во всех государствах Союза. Евразийская экономическая комиссия прозрачно намекнула, что в идеале этот процесс должен проходить комплексно и параллельно. Но пока это – недостижимые мечты. Уровень жизни в государствах Союза настолько разный, что общим аршином его не измерить.

 

Среди бегущих первых нет и отстающих?

 

Для того чтобы оценка уровня развития стран ЕАЭС была максимально беспристрастной, в первую очередь стоит взять во внимание расчеты международных экспертов.

 

Если ориентироваться на ВВП на душу населения по паритету покупательской способности (по последним данным МВФ за 2019 год), то в бесспорных лидерах – Россия. В РФ этот показатель составил 28 184 доллара США. В затылок россиянам дышит Казахстан – 27 292 доллара США.

 

Другие страны ЕАЭС существенно отстают от двойки лидеров. Для Беларуси этот показатель зафиксирован на уровне 19 942 долларов США, для Армении – 14 177, для Кыргызстана – 5516.

 

В номинальном выражении этих цифр разрыв еще более очевиден, даже если сравнивать страны-лидеры: у России 11 326 против 9236 долларов США у Казахстана. Остальные участники ЕАЭС отстают еще больше: Беларусь – 6306, Армения – 4149, братья-киргизы – 1268 долларов США.

 

Самым стандартным инструментом при сравнении уровня жизни в разных странах является индекс человеческого развития. Это комплексный сравнительный показатель ожидаемой продолжительности жизни, грамотности, образования и уровня жизни для разных стран мира. И судя по последним данным, Казахстан обгоняет ранее лидировавшего в этом забеге северного соседа с показателем 0,825 против 0,824. На первый взгляд разрыв кажется незначительным. Но учитывая, что со времен СССР Казахстан впервые обошел своего партнера в этой таблице и что за минувший год Россия осталась на месте, тогда как наши показатели выросли на 8 пунктов, рывок вперед становится очевидным.

 

С минимальным разрывом – 0,823 – в тройке лидеров финиширует Беларусь. А вот положение Армении и Кыргызстана, откровенно говоря, менее обнадеживающее – 0,776 и 0,697 соответственно. Хотя надо признать, что последние политические катаклизмы, кажется, пошли нашим ближайшим соседям на пользу – рост индекса за минувший год составил рекордные 23 пункта, что позволило им обогнать все вместе взятые страны ЕАЭС.

С другой стороны, если отталкиваться от показателей иного порядка – размеров доходов, социальных выплат, стоимости жилья, бензина и т. д., то отметить преимущество какой-то одной страны вряд ли получится. Как говорится, где-то – больше, где-то – меньше.

 

Например, средняя номинальная зарплата (по данным последнего статистического ежегодника ЕАЭС) в РФ составляет 740 долларов США, за ней следует Беларусь – с 523 долларами США. Третье место у Казахстана – 488 долларов США. У замыкающих список Армении и Кыргызстана – 380 и 247 долларов США соответственно.

 

При этом стоит учесть, что доля населения, официально живущего за чертой бедности, в двух последних странах превышает 20 процентов, у России – 12 процентов. Меньше всего бедных в Беларуси и Казахстане – 5 и 4,3 процента соответственно.

 

Что касается социальных гарантий, то, например, по уровню средней пенсии разрыв в трех странах из пяти не слишком большой. В Беларуси – 259, в России – 240, в Казахстане – 225 долларов США. Меньше всего пенсионеры получают в Армении – в среднем 80 долларов США и Кыргызстане – 69 долларов США.

 

Гарантии гарантиям рознь

 

Однако социальное самочувствие населения складывается не только из величины цифр, но и за счет различных социальных программ, реализуемых государством.

 

С этой точки зрения больше всего в образование, здравоохранение и социальную поддержку граждан вкладывают три страны ЕАЭС (расходы на «социалку» от общего объема государственных расходов) – Беларусь, Казахстан и, как это ни странно, Кыргызстан. Судя по сравнительной международной статистике, Россия и Армения в этом плане являются аутсайдерами.

 

При этом именно российские социальные программы признаны наиболее эффективными и отвечающими текущим социальным вызовам, будь то «материнский капитал» или «дальневосточный гектар». Возможно, такое ощущение складывается благодаря их точечной направленности, а не желанию помочь всем и сразу, как это нередко бывает в Казахстане.

 

Помимо федеральных программ, в каждом регионе РФ действуют свои социальные меры поддержки. Возьмем, например, многодетные семьи. В Челябинской области для них, помимо выплат из центра, предусмотрена поддержка на местном уровне. Размер областного единовременного пособия при рождении третьего ребенка составляет 60 долларов США, четвертого – 76, пятого и последующих детей – 91,5. Есть здесь и свой областной «материнский капитал». Семьи, среднедушевой доход которых не превышает двукратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения региона и на иждивении которых находятся трое и более детей, получают из бюджета области по 1524 доллара США. Распоряжением губернатора назначена компенсация части родительской платы за содержание детей в детских садах в размере 20 процентов от среднего размера платы на первого ребенка, 50 – на второго ребенка и 70 – на третьего и последующих детей. И это помимо того, что для многодетных действуют нормы по бесплатному обеспечению лекарствами детей до 6 лет, бесплатному посещению объектов культуры и спорта, выплате единовременного пособия для подготовки детей к учебному году.

 

В Беларуси к уникальным можно отнести программу возрождения и развития села. Речь идет о так называемых агрогородках – благоустроенных населенных пунктах, где имеется вся необходимая производственная и социальная инфраструктура. Успешность этого проекта заключается в том, что в деревню людей заманивают возможностью получения бесплатного жилья. Если хотя бы один член семьи трудоустраивается в местный колхоз или на градообразующее предприятие и в течение десяти лет не меняет места работы, семья автоматически становится владельцем современного комфортабельного коттеджа площадью от 80 до 120 квадратных метров с подключенными центральными коммуникациями и приусадебным участком в 8-10 соток. До истечения 10 лет жилье считается служебным. Впрочем, при увольнении из колхоза людям предоставляется право выкупа коттеджа по остаточной стоимости. За каждый отработанный в колхозе год остаточная стоимость жилья сокращается на десять процентов.

 

Несмотря на критику данной программы, она все же прижилась в стране. Хотя бы потому, что стартовый доход молодой семьи в среднем составляет порядка одной тысячи долларов США (для наших аулов – цифра заоблачная), плюс колхоз помогает кормами, сеном, продуктами по сниженным ценам, за копейки сдает в аренду колхозные земли.

 

В Армении и Кыргызстане такого качества программ обнаружить не удалось. Если говорить о действующих, то они мало чем отличаются от казахстанских, а иногда на порядок уступают им. Те же проценты по выплатам за доступное жилье в этих странах выше, чем в Казахстане, а условия входа довольно ограничены.

 

Наша страна, как ни крути, стабильно занимает лидерские позиции в разного рода сравнительных рейтингах. Но вот можем ли мы на равных конкурировать с Россией или Беларусью в части грамотности внедренных социальных продуктов, направленных на поддержку различных категорий населения, – вопрос спорный. Особенно учитывая сопровождающие такого рода программы регулярные разоблачения как со стороны депутатского корпуса, так и непосредственно от главы государства. 

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости
Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie