Начинается агитационная кампания. Под каким флагом идет главный кандидат?..

Выборный процесс при всех иных составляющих является ожидаемым в обществе политическим шоу, во время которого выдвиженцы стараются завоевать голоса избирателей не только глубоким содержанием своих программ, но и символикой применяемых на себя образов и аналогий.

 

И это важно, поскольку зачастую избиратели «голосуют сердцем», то есть эмоциональная, ассоциативная составляющая становится едва ли не главным мотивом выражения симпатий и антипатий к кандидатам…

 

Западная традиция изобилует различными технологиями поиска должного образа участника выборной гонки. Часто этот образ является результатом имиджетворческой деятельности политтехнологов, которые «лепят» нужный образ будущего лидера, «отсекая все ненужное» для взыскательного избирателя. Порой сформировавшийся образ политика следует за ним по пятам на протяжении всей его политической жизни, не давая даже самым опытным имиджмейкерам изменить сложившийся образ, тем самым оставляя кандидата один на один, так сказать «без грима» перед разнообразной требовательной публикой с самыми противоречивыми желаниями и надеждами…

 

Хотелось бы отметить несколько особенностей имиджевой стратегии «главного кандидата» — Касым-Жомарта Токаева… Каковы ожидания электората от кандидата-президента для «Нового Казахстана», с одной стороны, и возможности самого кандидата и его «команды», с другой? Совпадают ли эти «картинки» в сознании людей? Есть ли какие-то исторические параллели, связанные с этой, безусловно, неординарной личностью в политической истории Казахстана? Что создает прямые ассоциации в сознании различных групп людей, когда мы говорим о личности Касым-Жомарта Кемелевича?

 

Конечно, следует сразу заметить, что формирование этого политика происходило у всех на глазах на всем протяжении становления Независимого Казахстана. Он всегда был на виду широкой общественности. И можно сказать, что его становление как зрелого политического деятеля совпало со становлением нашей суверенной государственности. Фактически, он является символом всего процесса обретения Казахстаном своего современного независимого и состоятельного статуса. При этом, он всегда находился на «переднем крае» наиболее стратегически важных участков строительства молодой республики. Достаточно вспомнить его работу в качестве министра иностранных дел, одного из руководителей Организации Объединенных Наций, премьер-министра, председателя Сената Парламента Казахстана. На всех направлениях он проявил себя как вдумчивый, ответственный руководитель, спокойно и компетентно выполнявший свои обязанности, несмотря на сложные и эмоционально напряженные события вокруг.

 

В этом плане, я полагаю, что широкая общественная поддержка этого кандидата обеспечивается в нынешних турбулентных условиях международного окружения и «валом» депрофессионализации вокруг, латентными (скрытыми) коррупционными схемами, к сожалению, характеризующими государственную службу в стране, востребованностью в человеке, способном принципиально и компетентно вести «государственный корабль» на основе стабильного и выверенного курса. Человека, обладающего внутренним аристократизмом, которому претят клептократические инстинкты тех, кто, наконец, дорвался до власти.

 

Он «благородный муж» — «текті адам», происходящий из древнего казахского рода, который еще во времена Чингис хана, прославился беззаветным служением государству. Достаточно вспомнить известного представителя этого рода джалаир - военачальника-соратника Потрясателя Вселенной, Мухали… Чистота его шежіре - Жеті Ата, для многих приверженцев традиционного казахского кочевого пути, является безусловным преимуществом при определении фигуры Главы государства. Так было в Великой Степи и это является условием нашего дальнейшего выживания в качестве «Мың өліп, мың тірілген халық» (Тысячи раз умиравшего и тысячи раз возрождавшегося народа), по меткому выражению великого казахского поэта Жубана Молдагалиева.

 

Отсюда укорененность и основательность фигуры самого президента-кандидата. Он имеет достаточно устойчивые и законные по «степным правилам» права на управление народом, в котором причудливо сочетаются и «предания старины глубокой», и страсть к новому.

 

Кстати говоря, прекрасное образование международника и легкое усвоение иностранных языков и культур, привитое Касым-Жомарту Кемелевичу с «молоком матери» сумели выгравировать из будущего лидера высоко профессиональные навыки, востребованные в «Большой Политике». Это показал дальнейший его путь на всех ступенях карьеры государственного служащего, на какой бы позиции он не находился. Думаю, его подчеркнутая интеллигентность и высокая эрудиция, которая выражается в современных условиях в профессионализме и компетенции в самых разных сферах, хорошо дополняют образ человека, востребованного на такой ответственной и сложной работе по управлению страной.

 

Говоря об исторических параллелях, связанных с «желательным» образом лидера в казахской истории, то, наверное, следует вспомнить образ выдающегося хана эпохи «Золотого века Казахского ханства», реформатора Тауке хана, которого русский историк А.Левшин называл «ликургом Казахского ханства». Благодаря его мудрой политике в народе его прозвали «Әз Тәуке» (әз – достойный, справедливый), а время правления было самым благословенным, обозначенным в известной поговорке: «Қой үстінде бозторғай жұмыртқалаған кез» (Время, когда на спинах овец гнездились жаворонки).

 

Особенностью его курса стала реализация политики на единство казахских родов и справедливость в отношениях власти и народа. Особенностью времени Әз Тәуке хана стали политико-правовые реформы и выверенная внешняя политика государства, позволившие создать феномен сильного и авторитетного Казахского государства. В памяти народа на долгие годы сохранились «Жеті Жарғы» (Семь установлений, столпов справедливости Хана Тауке), ставшие незаменимым кодексом жизни для многих поколений людей. Думается, в этом плане, справедливым будет сказать, что, поддерживая фигуру Касым-Жомарта Токаева, в сознании людей формируется образ и надежда на справедливое управление государством, нацеленное на благополучие и процветание всех граждан, а не отдельных групп и кланов.

Другим, «заокеанским аналогом» общественных ожиданий является фигура выдающегося американского политика Авраама Линкольна, 16 президента США. Основой его курса стал девиз: «Демократия – это правление народа, избранное народом и для народа». Как известно, придя к власти в переломный момент национальной истории – в период гражданской войны, он сумел консолидировать нацию, выиграть войну Севера против Юга, сохранив единство страны. При этом им были осуществлены успешные реформы государственно-правовой системы, отменено рабство, заложены основы будущего величия США.

 

Другим желаемым образом политика из «американской истории» является 32-ой президент США Франклин Делано Рузвельт. Особенностью его деятельности является успешная реализация Программы «Нового курса», позволившая вывести страну из «Великой Депрессии» (1929-1933), преодолев ее последствия. Важнейшим для нас «уроком» является осуществление на практике цели на справедливое перераспределение национального богатства без ущерба развитию: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало» - говорил американский политик. До сих пор эксперты внимательно изучают его опыт осуществления банковской, промышленной и социальной реформ. Благодаря их осуществлению Америка стала сильным и процветающим государством с ясной формулировкой жизненных ценностей людей, как страны с равными возможностями для всех граждан.

 

Вышеуказанные исторические параллели создают в сознании электората собирательный образ желаемого политика для достойного исполнения миссии управления государством. Общей характерной чертой при этом является стремление данных политиков поменять сознание людей, консолидировать их на построение прогрессивного и справедливого общества.

 

Ассоциативный ряд выстраиваемый сознательно или бессознательно вокруг фигуры лидера осуществляется и посредством символических ассоциаций. К примеру, в практике многих государств такая ассоциация осуществляется через символику государственности, выраженной в гербе, гимне и флаге страны. Объединение народа одной страны в самые сложные моменты истории символически происходит вокруг этих символов национальной принадлежности. Использование этих символов несет в себе мощную эмоциональную составляющую, олицетворяет саму Независимость, единство народа и традицию государственности. Одновременно, это есть общепринятый символ победы. Не случайно восходители на самые высокие вершины мира водружают флаг своей страны, а выдающиеся спортсмены исполняют гимн и поднимают с вдохновением флаги Родины.

 

В нашем случае, олицетворение кандидата-президента с флагом демонстрирует собой патриотизм как стремление служить своему народу, а отход от привычной привязки лишь к территории (контурам карты Казахстана) при осуществлении агитационной кампании на президентских выборах, демонстрирует курс на изменение и демонтаж «старой системы». Уважение к флагу — есть уважение к народу и той традиции государственности, которая выкристаллизовала идею Независимости, собственной уникальности.

 

Казахская государственность ведет начало от конгломерата тюркских племен и их исторических форм государственности. Определения древнетюркских знамен и флагов обозначались как ту (туг), байрак и жалау (яулав). Эти названия сохранились у всех современных тюркоязычных народов, словно демонстрируя связь между прошлым и будущим. В свою очередь, у древних тюрок полководцев, да и вообще высокопоставленных лиц на службе наделяли званием «тугулга» или «туглуга» (в казахском языке «тұлға» — это личность в высоком значении слова), то есть «человек обладающий бунчуком» (знаменосец), тот, кто идет впереди народа-войска. Отсюда также казахское название воинского шлема «дулыға», который венчает сверху бунчук из перьев или хвоста. Знаменосцем в войске Казахской Орды мог стать только самый отважный и уважаемый, авторитетный человек. Такого называли «тубегі» (предводитель-флагоносец).

 

Очевидно, такие коннотации также имеются в виду, когда политтехнологи кандидата от Народной коалиции использует графическое изображения флага с визуализацией имени Касым-Жомарта Токаева.

 

Что касается предвыборных слоганов, формирующих в кратком изречении цели и задачи, смысловую часть программы, то в них заложена философия электоральной кампании, продвигаемый им курс на построение справедливого, сильного и единого Казахстана: адресность - От имени народа; позиционирование - Вместе с народом; целеполагание - Во благо народа.

 

Расшифровывая предлагаемые слоганы, полагаю, что за ними кроется притягивающие людей смыслы и ценности, а также алгоритм действий.

 

ЗА СПРАВЕДЛИВЫЙ КАЗАХСТАН: Кандидат, закладывая прочный фундамент Справедливого Казахстана, окончательно и бесповоротно демонтирует «старую систему». Он делает это сейчас, он призывает всех казахстанцев сделать это вместе.

 

ЗА СИЛЬНЫЙ КАЗАХСТАН: Кандидат четко осознает значимость сохранения государственной целостности и безопасности Казахстана, находящегося на стыке разных линий геополитической напряженности и виртуозно выплывающего на «парусах многовекторности» из шторма турбулентности в это текущее неспокойное время. Это осознание общего долга перед будущими поколениями, перед детьми. При этом закладываются институциональные основы концепта «Справедливый Казахстан» с акцентом на необратимость реформ – фундамент развитой страны, где у каждого есть возможность создать свою историю успеха. У НАС ОДНА РОДИНА, ОДНО ГОСУДАРСТВО, ОДИН НАРОД! Понимание единства и общей судьбы народа, скоординированного видения целей и совместных действий.

 

Эти слоганы представляют собой в совокупности своеобразный гимн современной государственности Казахстана, отражающей дух и устремления народа, реализуемые совместными усилиями государства и общества.

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости

Новости партнеров

Подпишитесь на нас, чтобы получать интересные новости!

Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie