461.33 501.65 5.1

Источник фото: delfi.lt

Насколько различается меню богатых и бедных казахстанцев

Средний объем потребления продуктов на одного человека по Казахстану – 221,5 кг в квартал.

Сколько и каких именно продуктов могут себе позволить казахстанцы с разным размером доходов подсчитали аналитики Ranking.kz. Выяснилось, что более зажиточные съедают почти в три раза больше, нежели граждане из малообеспеченных слоев населения, передает SPIK.kz.

Согласно результатам исследования, проведенного по результатам выборочных обследований Бюро нацстатистики АСПиР РК за октябрь–декабрь 2022 года, общий объем потребления на одного человека в группе 10% наименее обеспеченных граждан составил 129 кг продуктов за квартал, в группе 10% наиболее обеспеченных казахстанцев – более 377 кг. Средний показатель по Казахстану – 221,5 кг на человека в квартал.

Разница заметна не только в общем объеме продуктовой корзины, но и в ее структуре.

«Судя по оценкам специалистов БНС РК, в отличие от бедной прослойки населения, более обеспеченные казахстанцы рыбы и морепродуктов едят больше в 4,3 раза, мяса – в 3,8 раза, фруктов – в 4 раза. Это хорошо видно на примере мяса. В обеспеченных домохозяйствах потребляют по 37,7 кг мяса и колбас на человека за квартал (12,5 кг в месяц, или 400 г в день), а в бедных – всего 9,8 кг (3,2 кг в месяц, или 100 г в день)», – отмечают авторы исследования. 

По остальным группам продовольствия отличия тоже есть, и они также делают меню обеспеченных и бедняков очень разными.

Молочных продуктов, овощей, сладкого в богатых семьях потребляют больше в 3 раза, картофеля, круп и хлеба – в 1,7 раза.

Примечательно, что состоятельные казахстанцы в селах едят больше, нежели настолько же обеспеченные горожане.

То же самое касается и малообеспеченных: бедняком в ауле в плане продовольствия быть легче, чем бедняком в городе – имеет значение личное подворье.

Если сравнить объемы потребления продуктов в четвертом квартале прошлого года с аналогичным периодом 2021-го, то окажется, что в 2022 году малообеспеченные казахстанцы экономили на продовольствии. Объем потребления молочных продуктов за 2022-й снизился у этой группы населения на 16%, мяса – на 8,1%, овощей – на 8,9%, сладкого – на 6,7%.

Изменился состав продуктов и в меню наиболее обеспеченных казахстанцев. Они уменьшили потребление «молочки» на 16%, рыбы – на 14,4%, мяса – на 6%, круп и хлеба – на 10,9%.

Почему казахстанцы, вошедшие в группу зажиточных, тоже экономили на продуктах? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, кого вообще специалисты статистики относят к категории 10% наиболее обеспеченного населения.

Согласно методологии, которую использует БНС, разделение по десяти децильным группам происходит ровно по количеству граждан.

При численности населения в 19,7 млн в каждой группе оказывается 1,9 млн человек.

«Доходы самой обеспеченной децильной группы рассчитываются как среднее арифметическое от общей суммы всех заработанных ими денег (по принципу номинальной зарплаты). При этом в категорию входят люди с доходами в интервале от 142,2 тыс. до 1,6 млн тг. В итоге средний доход населения в группе 10% самых обеспеченных за четвертый квартал составлял 201,6 тыс. тг на одного человека. Это число ближе к нижней границе интервала, а вот от максимального дохода оно очень далеко», – поясняют авторы исследования.  

Неравенство доходов внутри самой богатой группы населения хорошо просматривается и при определении доли их затрат на продукты.

Так, почти треть обеспеченных тратят на продукты более 60% своих расходов на потребление (при среднем показателе в 55,8%).

Еще 21,3% из категории зажиточных за продукты отдают от 50% до 60% своих потребительских трат.

Тех же, у кого на еду уходит до 20% потребительских расходов, в этой группе мало – всего 4,5%. Вероятно, именно эту минимальную часть обеспеченных казахстанцев и можно считать на самом деле богатыми, а все остальные – по сути средний класс.

«В категории малообеспеченных картина соответствует экономическому положению этих домохозяйств. Почти половина всех представителей группы (43%) тратит на продовольствие более 60% денег, выделенных на потребление. Еще четверть направляет на продукты 50%–60% всех потребительских расходов», – отмечают авторы исследования.

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости

Новости партнеров

Подпишитесь на нас, чтобы получать интересные новости!

Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie