417.02 505.51 5.59

Нацхолдинги: казнить нельзя помиловать?

В Казахстане госхолдинги начали появляться еще лет 15 назад. Но вряд ли кто-то сможет рассказать о том сверхположительном мультипликационном эффекте, который они оказали на создание и развитие экономики нового типа. Зато ни для кого не секрет, что госкомпании постоянно подвергаются критике за неэффективность, в том числе на самом высоком уровне. Тот же Счетный комитет регулярно оповещает казахстанцев об их нерациональных тратах. Однако они продолжают работать (все так же неэффективно) и сорить государственными деньгами.

 

В чем причина непотопляемости нацхолдингов, которые давно превратились в пресловутый чемодан без ручки, который и нести тяжело, и выкинуть жалко? Об этом – наша беседа с аналитиком Wall Street Invest Partners Данияром Джумекеновым.

 

– Почему в Казахстане, где пытались скопировать сингапурский опыт по созданию нацхолдингов, не удалось достичь аналогичных результатов?

 

– Казахстан находится в крайне выгодном положении: благодаря дипломатическим умениям руководства, страна имеет возможность сотрудничать со всеми основными мировыми игроками. А наличие богатой ресурсной базы позволяет финансировать любые начинания. Но для трансформации экономики и ее активного развития требуется нечто большее. Несколько лет назад директор национального университета Сингапура озвучил ключевые препятствия для развития Казахстана, – коррупция и клиентелизм. Не думаю, что это стало откровением для населения страны. К тому же стоит учитывать тот факт, что сам термин «сингапурское экономическое чудо» подразумевает низкую вероятность повторения подобного успеха. Каждой стране нужен собственный уникальных путь развития.

 

– Позволят ли нам идти собственным путем те самые «гири», которые помешали приблизиться к сингапурскому варианту? Сколько ни руби головы у нашей доморощенной гидры коррупции, на их месте вырастают сотни новых…

 

– С коррупцией сейчас вроде как пытаются бороться. Например, с начала года стартовал первый этап всеобщего декларирования доходов населения. Разумеется, останавливаться на этом не стоит – надо полностью пересмотреть стратегию развития экономики. Засилье государства во всех сферах экономики вряд ли является тем самым лекарством, которое избавит нас от проблем. Оно способно на корню погубить любые попытки развития частного предпринимательства. Между тем в Казахстане живет немало талантливых людей, способных взять инициативу в свои руки.

 

– Каким образом, на Ваш взгляд, нужно трансформировать госхолдинги, чтобы они наконец-то стали отвечать целям и задачам своего создания?

 

– Сейчас на компании из фонда «Самрук-Казына» приходится порядка 40% казахстанского ВВП. Это очень много. Недавно был представлен новый проект плана приватизации на 2021 – 2025 годы. Он предусматривает передачу в частный сектор 736 организаций, в результате чего присутствие государства в экономике должно сократиться до 14%. Это очень правильные цели, но возникают серьезные сомнения относительно их реализации. Мы все помним, как медленно протекал этот процесс в прошлом. За 20 лет лишь 5 госкомпаний вышли на рынок, причем инвесторам были предложены мизерные доли. Реализации планов постоянно что-то мешало: то кризис, то падение цен на нефть... Будем надеяться, что в этот раз нам ничто не помешает.

 

- Что нужно сделать для того, чтобы эту затею не постигла участь очередного прожекта?

 

– Требуется создание полноценного финансового рынка, в частности пенсионной системы. В любом развитом государстве именно пенсионные фонды являются основными инвесторами крупных компаний, так как они заинтересованы в размещении средств на долгий срок. У нас присутствует лишь один институциональный инвестор – ЕНПФ, и полностью отсутствует конкуренция. Пенсионные активы ЕНПФ достигли 13 триллионов тенге, но эти деньги используются неэффективно: в 2018 году доходность составила 5,97%, в 2019-м – 6,57%, а в 2020 году – 10,92%. Разумеется, это без учета инфляции. По сути, ЕНПФ сейчас используют как еще один источник финансирования государственных инициатив. Появление частных управляющих, способных самостоятельно определять стратегии инвестирования, ощутимо поможет приватизации путем IPO – наиболее прозрачного механизма.

 

Иными словами, приватизация компаний не только значительно повысит степень прозрачности, что поможет в борьбе с коррупцией и увеличит качество управления, но и станет триггером для положительных изменений в целом.

Развитый рынок ценных бумаг заметно повысит эффективность привлечения заемного капитала, что опять же будет способствовать развитию частного бизнеса. Предприниматели нуждаются в получении средств по приемлемым ценам и без залогов. У банков второго уровня имеются приличные запасы ликвидности – совокупные активы сектора составили 31,2 триллиона тенге. А девать ее сейчас особо некуда, кроме государственного долга и кредитов. Таким образом, спрос на новые инструменты присутствует, а благодаря приватизации госкомпаний должно появиться и предложение.

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости
Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie