419.66 500.44 5.62

Не надо питать иллюзий о двойном гражданстве между РК и РФ

Заместитель директора Института стран СНГ о том, как встречают в России эмигрантов.

 

В Казахстане запрещено двойное гражданство. Однако с каждым годом увеличивается число желающих покинуть республику и переехать в другие страны. Только в Россию в 2020 году уехали 25 139 человек. Но при этом многие из них хотели бы свободно посещать Казахстан.

 

Как встречают в России эмигрантов, с чем им приходится сталкиваться? Об этом разговор с заместителем директора Института стран СНГ, заведующей отделом диаспоры и миграции Александрой Докучаевой.

 

– Александра Викторовна, как известно, сегодня нет двойного гражданства между Россией и Казахстаном. Между тем, этот вопрос остро волнует жителей обеих стран в силу родственных, исторических, культурных и иных связей. Поднимается ли этот вопрос на государственном уровне в России. Если да, то как?

 

– Уважаемая Айгуль, по поводу двойного гражданства между Россией и Казахстаном должна сделать небольшой исторический экскурс.  В 1993-94 годах, то есть, сразу же после развала СССР, Славянское движение «Лад», вместе с Рабочим движением, Профсоюзным движением в Казахстане организовали массовый опрос жителей Казахстана. Среди прочих был, в том числе, и вопрос о заключении соглашения между Казахстаном и Россией о двойном гражданстве. Было собрано по всем областям Казахстана более полумиллиона, я сейчас точно не скажу, но точно было 500 с чем-то тысяч ответов, подписей, не анонимных, а как положено для опросов – с указанием паспортных данных. Эти опросные листы с ответами были собраны в папки, которые передали в Администрацию президента страны. Думаю, это большая цифра даже для 12-миллионноо населения. Представляете, полмиллиона человек высказались за двойное гражданство. Видимо, как раз такое массовое движение за двойное гражданство между Казахстаном и Россией и подтолкнуло власти Казахстана к разработке соглашения об упрощенном приобретении гражданства между Казахстаном и Россией, в случае переезда граждан сторон в другую страну – то есть, из Казахстана в Россию, из России в Казахстан. И это соглашение в 1995 году было подписано.

 

Соглашением, действительно, предусматривался упрощенный порядок: в течение, буквально, до трех месяцев, можно было получить российский паспорт при переезде в Россию. То же самое действовало и в Казахстане. Данное соглашение об упрощенном приобретении гражданства, двухстороннее соглашение, было направлено на то, чтобы снять остроту вопроса о двойном гражданстве. И это соглашение сразу после того, как оно было подписано, Казахстан ратифицировал в 1995 году, Россия ратифицировала его в 1997 году. Но оно уже не работает. Сегодня действует четырехстороннее соглашение об упрощенном приобретении гражданства между Россией, Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном. Но его реализация существенно усложнилась после 2009 года. Сейчас требуется прежде получить вид на жительство в России.

 

– Александра Викторовна, спасибо за этот экскурс! Думаю, что многие об этом забыли, а некоторые и вовсе не знали. Но все же, а как обстоят дела сейчас?

 

– Что касается сегодняшней ситуации, то вам, наверное, известно, что с 23 июля прошлого года в закон о гражданстве Российской Федерации внесены поправки. И сейчас при приобретении российского гражданства не требуется отказа от иного гражданства, даже в заявительной форме. Таким образом, для России не стоит вопрос наличия у гражданина России какого бы то ни было гражданства – ему не надо даже заявительным порядком писать и говорить, что «я отказываюсь от иного гражданства в связи с приобретением российского». Гражданин России может одновременно иметь второе гражданство, в том числе и казахстанское. То есть, в России нет нужды поднимать вопрос о двойном гражданстве с Казахстаном. Но и у Казахстана заинтересованности в этом вопросе не наблюдается. Более того, как известно, Казахстан категорически не допускает наличия у граждан Казахстана второго гражданства. Это значит, что с казахстанской стороны этот вопрос вообще не будет подниматься. Он не поднимался раньше – понятно почему. В то время, когда в 90-х годах казахское население составляло меньше половины, а остальное, другое, неказахское население, понятно, тяготело в основном к России, то наличие двойного гражданства привело бы к тому, что половина населения, могла бы стать еще одновременно и гражданами России. Понятно, что такую ситуацию молодое казахское государство допустить не могло. Но, думаю, что и сейчас вопрос двойного гражданства между Россией и Казахстаном совершенно бесперспективен.

 

Должна также в связи с двойным гражданством сказать о принятых в России законах, ограничивающих возможность работы в гос- и муниципальных учреждениях и на гос- и муниципальной службе тех граждан России, кто имеет иное гражданство или вид на жительство в другой стране. Если у человека есть планы на такую работу, то ему необходимо будет оформить выход из иного гражданства или отказ от вида на жительство в зарубежной стране. При этом наличие соглашения о двойном гражданстве не освободит от необходимости выйти из второго гражданства. Это – еще одна причина не питать иллюзий на заключение соглашения о двойном гражданстве между Казахстаном и Россией.

 

Бюрократические рогатки

 

– Многие мои знакомые, которые переехали в Россию, жалуются на всякого рода бюрократические препоны при оформлении гражданства. Их гоняют из одного места в другое. Это, в частности, в Подмосковье и в Москве самой. Как с этим обстоят дела, решается ли этот вопрос?

 

– Прежде всего, должна сказать, что законодательство о гражданстве за прошлый год значительно изменилось в сторону облегчения пути к нему для иностранцев, у которых есть члены семьи (родители, супруги, дети), имеющие российское гражданство и постоянно проживающие в России.

 

Но в то же время остались «застарелые болячки», когда при получении российского гражданства в соответствии с действующим законом, люди сталкиваются с явными проволочкам. Понятно, что, если в поданных документах находят несколько ошибок, то документы надо исправлять, заполнять заново. Если вы говорите про Москву, то у нас есть многофункциональный миграционный центр «Сахарово», в который иностранные граждане должны обращаться для получения того или иного статуса: от разрешения на временное проживание до гражданства РФ. И, действительно, не секрет нарекания на деятельность этой организации. Известно много жалоб на то, что при приеме документов человека гоняют по нескольку раз из-за того, что в заявлении обнаруживают одну-две технические ошибки (например, слово «город» сокращено до буквы «г.»), но исправить их можно, только приехав на прием в другой раз. А в другой раз – другой инспектор укажет на новые неточности. И снова – новая запись на новый прием. И, к сожалению, есть факты, когда человек 10 раз ездит с одним и тем же документом. При этом могут предложить «помощь» за 5-6 тысяч рублей в заполнении заявления. В прямую это не коррупция, но явное лоббирование аффилированной структуры. К сожалению, эта практика в «Сахарово» укоренилась.  А этот Центр «Сахарово» – 64 километра от Москвы. Понятно, что это – денежные затраты, потеря времени. И об этом говорят правозащитники, даже документальный фильм по центральным каналам ТВ показывали.

 

Депутат Затулин делал несколько обращений к руководству ГУВМ по поводу работы данного центра. Но руководство ГУВМ не отвечает за работу ММЦ «Сахарово». Это – коммерческая структура Москвы. Ну, в общем, у Федорки, как всегда, отговорки. Исправлять ситуацию приходится в каждом отдельном случае, по отдельным жалобам. Пока другого способа борьбы с этой бюрократией нет. Наказать тех, кто допускает на своем служебном месте проволочки, связанные с придирками не по существу, невозможно.  Если удается получить письменный отказ, его можно обжаловать в суде. Суд может заставить принять законное решение в пользу гражданина. Но чиновник при этом остается безнаказанным.  В законе нет норм, которые возлагают ответственность на чиновников за необоснованные проволочки или за необоснованный отказ в приеме документов. Конечно, как-то должна эта ситуация исправляться. Вопросы остаются…

 

Медстраховка нужна

 

– Александра Викторовна, сегодня немало недоразумений с поездками россиян в Казахстан и казахстанцев в Россию. Например, для приезда в Алматы жителю Москвы в обязательном порядке надо решать вопрос с медицинской страховкой. Но и Россия, и Казахстан являются членами ЕАЭС. Можно ли эту проблему решить в рамках данного Союза? 

 

– Во-первых, медицинская страховка для поездок граждан России в Казахстан, а казахстанцев в Россию рекомендована, но она не является обязательной. Во-вторых, в рамках ЕАЭС решен вопрос об оказании экстренной медицинской помощи гражданам. То есть, экстренная медицинская помощь в случае острого какого-то заболевания, опасной болезни, человеку будет оказана. Он будет госпитализирован и доведен до состояния, когда он может уже передвигаться сам или его могут транспортировать. Все дальнейшее: лечение, транспортировка, перевоз в страну – является уже ответственностью самого человека. Если он хочет застраховать эту ответственность, он покупает медицинский полис, и тогда расходы по всем стадиям лечения, транспортировки, если это надо, становятся заботой страховой компании, у которой он купит страховой полис.

 

– Прекрасно.   

 

– Ни о какой обязательной медицинской страховке при поездках граждан ЕАЭС в страны-партнеры сейчас речи не идет. Повторюсь, покупка медицинского полиса не обязательна, хотя рекомендуется. Решения о полноценном обязательном страховании граждан стран ЕАЭС не принималось. Выплаты по медстраховкам требуют серьезных затрат, на которые навряд ли сейчас, еще в это кризисное время, государства могут пойти. Поэтому медицинское страхование в иных случаях, кроме экстренной помощи, остается ответственностью самих граждан или же, если человек едет на работу, то – заботой работодателя, в зависимости от того, предусмотрено ли это контрактом.

 

– То есть, это – неосведомленность самих граждан?

 

– Да. Другое дело, что сейчас в связи с коронавирусом требуются ПЦР-тесты на отсутствие заболевания. Но тут никуда не деться. Везде говорится о необходимости ПЦР-тестов, чтобы были сделаны не ранее, чем за 72 часа до поездки. Но, в то же время, ничего не сказано о тех людях, которые уже получили прививки в полном объеме и имеют сертификат о прививке. Нигде не указано о том, что люди, имеющие сертификат о прививке, имеют льготные условия при поездках между странами. Они же уже защитили себя и других от того, что они могут стать переносчиками, и для них вопрос как бы решен. Я думаю, что не хватает таких указаний в правилах при пересечении границ в данный период.

 

– Но это можно как-то решить?

 

– Конечно, наличие сертификата о полном вакцинировании должно учитываться для свободы передвижения в настоящее время, и, я думаю, что обязательно на это нужно обратить внимание. Хотя, как известно, и сделавшие прививку могут заболеть, поэтому и для них без ПЦР-теста не обойтись. Но, думаю, что карантин для них может быть снят. Во всех нормативных документах, касающихся пересечения границы, въезда-выезда должно быть уже учтено то, что есть люди, имеющие сертификаты о прививках. Кстати, прошла информация, что на сайте госуслуг можно получить сертификат о наличии вакцинации, в том числе и на английском языке. Правда, я попробовала, но у меня не получилось. Возможно, что сайт еще не работает по выдаче англоязычного сертификата для массового пользователя.

 

Кроме того, надо учитывать, что российские вакцины остаются непризнанными в большинстве европейских стран, в Америке. Очевидно, что не признаются там и наши сертификаты о прививках.

 

Тарифы формируют частные компании

 

– Александра Викторовна, возникают вопросы по авиабилетам. Тарифы на международное сообщение выросли, из-за чего многие не могут навестить родственников. Как можно решить эту проблему?

 

– Что касается цен на авиабилеты, то большинство перевозок осуществляется частными компаниями. Авиакомпании – частные структуры. Сейчас, когда в связи с пандемией коронавируса сократились или закрыты другие транспортные пути сообщения, авиаперевозки стали единственным видом сообщения между государствами. И поэтому авиакомпании, пользуясь практически монопольным положением на рынке транспортных услуг, поднимают цены. Является ли это предметом для рассмотрения, например, в суде по антимонопольным законам? Нет, не является. Оказывается, авиакомпании имеют право устанавливать цены по своему усмотрению. Им позволено при этом цены на билеты повышать на определенных направлениях. За счет увеличения этих цен компенсируются затраты на других, значимых для государства, направлениях.

 

Поэтому, к сожалению, решить этот вопрос не представляется возможным. Конечно, все это ложится на плечи самих пассажиров, и пока проблема иначе не разрешится. Остается ждать, когда пандемия закончится, и тогда откроются железнодорожные и автоперевозки в полном объеме. А когда возникнет конкуренция для авиаперелетов и авиаперевозок, то компании, несомненно, вынуждены будут снизить цены, потому что мало кто будет летать по заоблачным ценам, а лучше потратят один день на поезд.

 

Что касается других ограничений в виде справок разного рода, то в условиях такой болезни, которая накрыла земной шар, и от которой, к сожалению, пока еще нет освобождения, то без справок и анализов не обойтись – каждая страна обязана защищать свое население от возможного «завоза» опасного вируса.

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости
Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie