419.66 500.44 5.62

Новое руководство «Зерде»: те же яйца, только в профиль?

В августе прошлого года холдинг «Зерде», занимающийся развитием инфокоммуникационных технологий, возглавил Арман Абдрасилов –авторитетный профессионал в сфере IT. То, какими темпами он начал выметать из многочисленных структур нацкомпании разного рода «зайчиков» и «живчиков», выглядело весьма обнадеживающе. Создавалось впечатление, что у холдинга таки есть шанс стать компанией мирового уровня. Но, похоже, глава «Зерде» переоценил свои возможности.

 

Стоит напомнить, что после назначения Армана Абдрасилова на руководящую должность разгорелся нешуточный скандал, связанный с одной из «дочек» «Зерде». Ее сотрудники обвиняли Абдрасилова в «рейдерском захвате» компании и применении к ним «гестаповских» методов. Тогда в попытке оправдаться и затушить просочившийся в информационное поле скандал Арман Абдрасилов красиво говорил о необходимости оптимизации, поведал о раздутых штатах и перекосах в сторону вспомогательных подразделений. Такой настрой нового главы холдинга поддержал и министр цифрового развития Багдат Мусин, выразивший надежду, что такие кардинальные шаги превратят «Зерде» и его «дочек» из госучреждений в современные технологические организации.

 

Но, как говорится, обещать – не значит жениться. Наблюдая за жизнью холдинга, понимаешь, что эта структура по-прежнему подвержена перекосам и нуждается в оптимизации, поскольку продолжает жить припеваючи за бюджетный счет, тратя огромные средства на откровенные понты. Об этом красноречиво свидетельствуют планы закупок холдинга, которые никак не коррелируются ни с заявлениями Армана Абдрасилова, ни с ожиданиями Багдата Мусина. Впрочем, судите сами.

 

Нецелевые понты

 

Только на размещение информационных материалов на новостных интернет-ресурсах в этом году холдинг потратит четыре миллиона тенге. Конечно, для такой махины сумма небольшая, но в прошлом (еще «дореформенном») году на эти цели холдингу хватило 3,5 миллиона тенге.

 

И это не считая других аналогичных расходов. Например, на популяризацию и продвижение в социальных сетях официальных аккаунтов АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» и государственной программы «Цифровой Казахстан» уйдет еще два миллиона тенге, на мониторинг СМИ – около миллиона, на услуги фотографирования и видеосъемки событий – два миллиона.

 

Впрочем, головной офис скромничает и явно ужимает траты, в то время как его дочерние структуры в стремлении произвести внешний эффект на такие глупости, как экономия, не заморачиваются. Возьмем, к примеру, Международный технопарк IT-стартапов Astana Hub.

 

В прошлом году на рекламу, конференции и иные мероприятия подобного жанра компания потратила свыше 200 миллионов тенге. Судя по планам на этот год, ситуация не изменилась. На контекстно-медийную рекламу и таргетинг в социальных сетях заложено свыше 20 миллионов тенге, на подготовку и публикацию видеоматериалов для широкой аудитории, а также рекламное размещение упоминаний технопарка и его продуктов на YouTube-каналах – 45 миллионов. Еще почти пять миллионов тенге уйдет на проведение мероприятий по развитию IT-сообщества, на организацию ивентов по популяризации технологического предпринимательства – 15 миллионов, на проведение иных мероприятий – 7,3 миллиона тенге.

 

Пыль в глаза

 

Не забывают работники холдинга и о себе любимых. На создание комфорта заложены немалые суммы. Так, аренда автотранспорта для председателя правления холдинга в планах закупок предусматривает две статьи расходов общей стоимостью почти 9,2 миллиона тенге. Аренда «железных коней» для замов потянула примерно на столько же – 9,6 миллиона. Не забыли и о рядовых сотрудниках, коих, если верить информации, озвученной Арманом Абдрасиловым, в головном офисе работает чуть больше сотни. Аренда автотранспорта для них обойдется в сумму, превышающую 11,5 миллиона тенге (против 10 миллионов в прошлом году). И это не считая утренней и вечерней развозки, которая обойдется еще в 19,2 миллиона тенге.

 

Не отстают от головного офиса и «дочурки» холдинга. Так, аренда транспорта только для административно-управленческого персонала АО «Национальные информационные технологии» обойдется бюджету почти в 40 миллионов тенге.

 

Вообще планы закупок холдинга – весьма увлекательное чтиво, дающее повод не только поупражняться в арифметике, но и погрузиться в поистине философские размышления. Например, безмерно интригующей выглядит такая статья расходов, как «Услуги письменного перевода с русского языка на казахский язык и с казахского языка на русский язык». Если в прошлом году на эти цели холдинг потратил чуть более 8 миллионов тенге, то в этом намеревается выложить свыше 30 миллионов. И это далеко не единственный ребус, который хочется разгадать.

 

Скорей всего, попытки понять, зачем «дочкам» «Зерде» так усиленно пускать пыль в глаза, арендуя фешенебельные офисы по баснословной стоимости, не возымеют успеха. Так, аренда офиса в бизнес-центре EXPO для АО «Национальные информационные технологии» обойдется в сумму, превышающую 270 миллионов тенге, в БЦ «Траст» – свыше 37 миллионов тенге.

 

Может, от этого портал электронного правительства, за который отвечает компания и который показал сущность своего «пролетарского происхождения» в прошлом пандемийном году, станет работать лучше? Даже не знаем… Сплошные вопросы без ответов.

 

Расходы без доходов

 

Но крутые офисы – это еще «семечки». Особенно на фоне трат на самую дорогую «игрушку» холдинга – Astana Hub. Для понимания масштабов деятельности стоит, пожалуй, озвучить хотя бы несколько статей расходов.

На услуги развития стартап-культуры в Казахстане компания планирует потратить пять миллионов тенге, на образовательные услуги по программе в части поиска, привлечения и акселерации отраслевых стартапов – 129 миллионов, на услуги по популяризации технологического предпринимательства и повышению узнаваемости бренда Astana Hub и его продуктов – 21,6 миллиона. Организация трекинга стартап-проектов, образовательных мероприятий и индивидуальных консультаций для стартап-проектов обойдется в 133 миллиона тенге. Еще 64 миллиона компания намерена потратить на услуги по привлечению экспертов и компаний с целью совершенствования законодательства, направленного на развитие IT-экосистемы, в том числе на привлечение нерезидентов в качестве участников Astana Hub.

 

Конечно, не будучи экспертом, сложно объективно оценить, насколько оправданы такие затраты. Хотя есть прекрасный «барометр», позволяющий соотнести их с уровнем адекватности. Согласно доступной отчетности Astana Hub за 2019 год, выручка компании составила 1,3 миллиарда тенге. Однако ее практически полностью «съедают» административные расходы, сумма которых превышает 1,2 миллиарда тенге. Только выплата вознаграждения ключевому персоналу составила почти 140 миллионов тенге. Но это еще полбеды, ведь технопарк – молодой и амбициозный проект. А вот эффективность управления им упирается в «тупик» очередной строчки отчетности: практически весь объем выручки сформирован за счет бюджетных средств – 1,2 миллиарда тенге были направлены на выполнение Astana Hub государственного задания…

 

Отчетность за прошлый год пока недоступна, однако что-то подсказывает, что кардинального смещения акцентов не предвидится. Пандемия только обострила проблемы в сферах, за развитие которых берется Astana Hub, о чем, кстати, вполне откровенно говорят сами представители технопарка.

Но, как говорится, война войной, а обед по расписанию. Траты на содержание проекта под названием Astana Hub только растут. И, судя по планам закупок на текущий год, на одну только аренду помещений технопарк готов потратить свыше 1,5 миллиарда тенге. 

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости
Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie