Нужно выбивать из самосознания миф, что мы уникальны – Кусаинов

В Нур-Султане состоялось заседание Высшего совета по реформам, на которых были презентованы 10 национальных проектов, направленных на развитие страны до 2025 года.

 

Выступая на заседании, президент страны Касым-Жомарт Токаев отметил, что правительство должно решать конкретные и реалистичные задачи, направленные на улучшение уровня жизни граждан. Насколько заявленные проекты соответствуют этому пожеланию главы государства и как они смогут повысить качество жизни казахстанцев? На эти и другие вопросы отвечает независимый экономист Айдархан Кусаинов.

 

– Айдархан, скажите, пожалуйста, чем была вызвана необходимость принятия национального плана развития до 2025 года?

 

– Для начала отмечу, что данный план – попытка претворения в жизнь концепции слышащего государства и коррелируется с теми реформами, которые провозгласил Касым-Жомарт Токаев, например, реформой госуправления. Здесь необходимо отметить и политические новации, например, выборы акимов на низовом уровне.

 

В целом же Национальный план развития страны до 2025 года – предложение не новое. О нем заговорили впервые еще где-то в 2015 году. Однако ничего практического из того, что было заложено в плане, не было сделано. И то, что сейчас руководство страны озаботилось и приняло новый план развития, говорит о том, что в определенной степени была проведена работа над ошибками. Вместе с тем, как экономист, я вижу, что новый план, по существу, отказ от новаций и возврат к старому.

 

– Что вы имеете в виду? Насколько реалистичны были задачи, которые закладывались в этот план развития до 2025 года?

 

– Они с самого начала были не реалистичны и неправильны. Там были совершенно неправильные подходы при хороших инициативах именно с точки зрения управления. То есть, были использованы неправильные индикаторы, неправильные показатели, вообще неправильные параметры. И поэтому тот план, несмотря на попытки новаторского подхода, был не реализуемым, он просто оказался не реальным.

 

– А то, что предлагается сегодня, реально исполнить?

 

– Нет. Это не реализация. Это очередной план ради плана. Я подчеркну – это история возвращения к какому-то привычному формату.

 

– То есть, главе государства его советники сказали, что вам нужно что-то сделать, показать себя. Вот смотрите, президент страны создал национальный совет по реформам. И в этот совет вошли все те, кто по роду своей деятельности обязан заниматься реформами, экономикой и прочее, начиная с премьер-министра Мамина и так далее и заканчивая главой «Атамекена» Кулибаевым, который должен развивать как бы бизнес, малый, средний и крупный. Вот для чего вот это все?

 

– Ни для чего. Это – концепция «слышащего государства», а по факту – имитация деятельности. На самом деле это действительно так. Если вам нужно изобразить какую-то новизну и бурную деятельность, создайте какой-нибудь совещательный орган новизны и бурной деятельности.

 

Необходимо действовать технологически

 

– Айдархан, вы очень жестко определяете суть происходящего. Почему? У вас есть свой план? Если да, то можно вкратце суть ваших предложений?

 

– Если коротко, то нужны усилия в трех базовых направлениях. Первая часть – сугубо практические действия, например, изменение валютной политики. Технологически это сделать очень просто. Если мы хотим добиться диверсификации экономики и снизить зависимость от нефти, нам нужно исключить влияние нефти на курс тенге. Все. Точка.

 

– А дальше? Как нам перейти от сырьевой экономики к индустриальной?

 

– Если мы хотим вообще избавиться от сырьевой зависимости, единственным и главным базовым принципом является исключение влияния нефти на обменный курс. Все. Из-за того, что нефтедоллар деформирует обменный курс, делает слишком сильным тенге, невозможно избавиться от нефтяной зависимости, если у вас базовый курс находится под давлением нефти. Поэтому первый аспект – это изменение валютной политики. И для начала надо перестать трансферты конвертировать на бирже. Это простой технический вопрос. Другое дело, что после этого курс улетит, он станет существенно слабее. Конечно, больно, неприятно, но это то, с чего начинается, то есть, «первый шаг». Можно сколько угодно, о чем угодно говорить: если вы не сделаете этот шаг – никогда не произойдет освобождение от сырьевой зависимости, переход в индустриальную экономику.

 

– Хорошо, сделали такой шаг. А дальше что?

 

– Без «первого раза» никогда не бывает «второго». Ровно так же и про курс: либо мы это делаем, либо мы никогда ничего не добьемся. Это первая часть решения проблемы. Вторая часть – принципиальное изменение самого государственного мышления и политики государства. К сожалению, у нас немало людей в верхних уровнях власти, у которых отсутствует государственное мышление. Если не поменяются целеполагание и понимание роли государства в экономике, мы тоже ничего не сделаем. Никакая реформа госслужбы не изменит, пока наш чиновник думает о том, как помочь бизнесу. Государство не должно помогать бизнесу, потому что, когда оно помогает бизнесу, оно лезет в бизнес.

 

– Извините, но государство и так лезет в бизнес, я имею в виду законодательную базу, в рамках которой бизнес может развиваться.

 

– Да, в этом плане соглашусь с вами. Но не более. Государство создает условия, например, может изменять налоговые ставки, принимать различные законы. Но ни в коем случае государственные, бюджетные деньги не должны тратиться на субсидирование бизнеса, льготные кредиты бизнесу. Не должно быть никаких программ «Дорожная карта бизнеса». Функция государства – забота о гражданах, создание самых благоприятных условий для улучшения качества жизни людей. А если останутся фразы «как я помогаю бизнесу», «как я развиваю бизнес», то можно зачеркнуть все усилия руководства страны по реализации концепции «слышащего государства».

 

И третья компонента, с которой нужно работать – изменение общественного сознания. Модернизировать нужно сознание не с точки зрения того, что «какие у нас были батыры», «какие у нас святые места», «мы как в Дубае» или «как в Венеции». Нет. Модернизация сознания заключается в том, что мы должны просто работать. В смысле – не нужно переводить свои зарплаты в доллары, считать, как курс повлияет на зарплату. Одна часть. Вторая часть: нужно гордиться здесь и сейчас своими достижениями. Героями роликов должны быть нормальные люди.

 

– Те, которые рядом с нами.

 

– Не акимы, не госчиновники – спасители бизнеса. А врачи, которые работают, учителя, которые делают.

 

Нужно выбивать из Казахстана, из нашего самосознания миф о том, «какие мы уникальные», «мы живем как в Эмиратах», «у нас узбеки работают, а мы все умные, красивые, белые». Вот эту фигню нужно выбивать. Нужно понимание: чтобы зарабатывать, ребята, работайте – и у вас будут доходы.

 

И работа по изменению общественного сознания должна вестись комплексно. Спросом пользуется кино? Давайте создавать фильмы и сериалы про врачей, учителей, обычных людей, но не про чиновников, не про бизнесменов. И о них же нужно рассказывать на телевидении, в печатных СМИ и в интернете.

 

Вот три блока моих предложения. Первый блок – это нормализация курса и экономики после этого. Второй блок вопросов, который с этим связан, – изменение госмышления. Они, естественно, связаны, чтобы государство не лезло в бизнес, а вот в момент пертурбаций заботилось о людях. Причем не голимыми субсидиями, а условиями. И третий блок вопросов, ну как бы встречный, да, это изменить сознание людей, чтобы они не сидели и не говорили: «нам государство должно» и «все вокруг подлецы». А понимали, что и они соучаствуют здесь.

 

– То есть у нас все упирается в изменение системы, модернизацию не на словах, а на деле? 

 

– Да, без этого никакой план реформ не реализуется.

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости
Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie