422.87 503.38 5.6

Он работал над электроторпедой с атомным зарядом, а стал знаменитым фотографом

Его снимки опубликованы в фотографических журналах и монографиях России, Чехии, Германии, Венгрии. Находятся в фотомузеях Франции, Индии, Пакистана, Испании, в общественных и частных коллекциях в 17 странах мира.

 

А еще наш казахстанский маэстро фотоискусства Валерий Дмитриевич Коренчук, чье 80-летие отмечают не только коллеги, но и многочисленные ученики, всю жизнь был большим поклонником и участником различных состязаний – его работы участвовали почти в тысяче международных выставок. Успехи на них высоко оценила Международная федерация фотографического искусства FIAP – пока он единственный на постсоветском пространстве имеет титул EXCELENCE PLATINUM FIAP.

 

– Горжусь своими наградами, особенно ранними, среди которых три Гран–при, начиная с «Золотого глаза-1977», – в канун юбилея вспоминает мастер.

 

Ознакомившись с архивом ныне профессора искусствоведения Академии кино и телевидения университета «Туран», сразу же предупреждаю читателя: не то что описать каждый приз, но даже перечислить их не берусь – тогда не останется возможности рассказать о Коренчуке, простите за кажущуюся тавтологию, коренном алматинце.

 

...После окончания 39-й школы Валерий год работал токарем на Торпедостроительном заводе имени Кирова, что остался алм­атинцам от эвакуированных предприятий в Великую Отечественную войну. Через год стал студентом Ленинградского кораблестроительного института, его секретного факультета морского оружия, для маскировки названного приборостроительным.

 

– Буквально в первую же неделю студенческой жизни, – рассказывает Валерий Дмитриевич, – у своего земляка Льва Буданцева, аспиранта–палеоботаника ЛГУ, всерьез занимавшегося фотографией, увидел чехословацкие фотожурналы. И в голове словно щелкнуло: «Фотография – отличная штука. Надо с первой же стипендии купить фотоаппарат!» Сердце будущего инженера по проектированию и эксплуатации торпедного оружия и вооружения словно разделилось надвое. Потом оно будет еще делиться и делиться – стал участником, а затем и старостой знаменитого на весь Советский Союз студенческого театра кукол ЛКИ, лауреата многих всесоюзных фестивалей художественной самодеятельности. С Володей Кокотовым организовали факультетскую фотокиностудию. Неуемный, жадный до всего Валерий вникал и очаровывался творческими прелестями Ленинграда; учился отлично – единственную тройку получил лишь по истории КПСС.

 

– К концу учебы родилась мысль – заняться кино всерьез, – вспоминает ветеран. – Но сначала надо получить диплом. На нашем курсе было только двое алматинцев – я и Юра Щербаченко, будущий зам главного конструктора ОКБ завода имени Кирова. Кафедра, зная нашу дружбу еще с судомодельного кружка Дома пионеров, предложила нам одну тему на двоих. Совершенно секретную и фантастическую даже по нынешним временам «турбо-электроторпеда калибра 650 мм с атомным зарядом и выходом с глубины 1000 метров».

 

Работали дипломники над проектом в ОКБ завода без руководителя – никто не брался. На долю Коренчука пришлись расчеты электродвигателя, гребных винтов, общая схема агрегатов и вопросы динамики. Трудились на совесть. На двоих получилось 49 листов чертежей и 750 страниц расчетов. Когда об этом узнали сокурсники, упросили перенести защиту на последнее место. Кафедра кроме обычных отметок и указаний «хранить три года или пять» впервые в истории факультета вынесла вердикт «Хранить вечно!». Спустя десятилетия выпускники «корабелки», прибывавшие на завод, при знакомстве вспоминали: «А мы с вашего диплома курсовые списывали».

 

В январе 1964 года уже дипломированным специалистом Валерий Дмитриевич добился направления в Алма-Ату на родной завод имени Кирова. Попал в только что созданный 6-й отдел опытного конструкторского бюро, который проектировал торпеду для Югославии и курировал опытную партию ракетоторпед «Шквал».

 

– Думал, отработаю положенные три года и подамся поступать во ВГИК, – рассказывает о новых приоритетах Валерий Дмитриевич.

 

Он с головой окунулся в общественную жизнь. Был заместителем секретаря комитета комсомола завода, членом совета молодых специалистов. Без фотоаппарата и кинокамеры дальнейшей судьбы он уже не чаял. А потому силами комсомольцев и таких же выпускников ЛКИ котельную в заводских домах переоборудовали под дворовый клуб, где создали свою киностудию и кукольный театр.

 

По сценарию

 

– В 1965 году коллеги-фотолюбители с завода привели меня в РФК – республиканский фотоклуб, где я сразу попал под опеку председателя художественного совета Виталия Билькова. Там многие занимались съемкой любительских лент, и мы решили организовать киносекцию. Фотоклуб стал именоваться РФКК профсоюзов Казахстана – главным методическим центром по работе с фото- и кинолюбителями республики. В 1973 году после конкурса клуб нарекли «Медео». Тогда в Казахстане насчитывалось 27 любительских фотоклубов, а в Алма-Ате и области числилось более полутора сотен любительских студий на предприятиях, в вузах и школах.

 

Намереваясь стать профессиональным кинорежиссером, Коренчук тщательно готовился к поступлению во ВГИК: посещал сценарную мастерскую Льва Варшавского при «Казахфильме», слушал лекции Карпова и Берковича. Одновременно изучал русскую филологию на вечернем отделении КазГУ.

 

– Режиссура во ВГИКе только очная, – поясняет Валерий Дмитриевич. – С женой Галиной я договорился, а она о моих планах проговорилась бабушке. С той чуть ли не обморок случился: «И так тебя пять лет не было! Вот умру, тогда и поезжай!» Поразмыслив, я послал документы на заочное сценарное отделение и в 1967 году стал студентом мастерской Александра Георгиевича Никифорова.

 

Все годы учебы во ВГИКе сочетались у Коренчука с работой инженером-конструктором. Отдел труда и зарплаты заартачился и отказался оплачивать учебные сессии. Три года он ездил в Москву, оформляя отпуск без содержания, пока заводской юрист не посоветовал ему обратиться в суд. При каждом удобном случае Валерий Дмитриевич вспоминает добрым словом своих сотрудников, которые подменяли его во время двухмесячного отсутствия. Считает, что половина ВГИКовского образования – это их заслуга.

 

И все-таки – фотоаппарат

 

– В 1971 году на республиканском конкурсе мой короткометражный сценарий «Попутчики» получил премию и был принят к производству студией «Казахтелефильм», – вспоминает те насыщенные творческим порывом годы именитый фотохудожник. – Снимал фильм в 1972 году режиссер Ибраев, я в это время уехал на защиту в Москву. Что и как он снял, для меня до сих пор тайна, так как фильм на экраны не вышел. На душе осталось полное разочарование в «коллективном» творчестве. Отдушина только в фотографии и любительском кино, где ты полный автор, единолично отвечающий за все...

 

В 1974 году «Вечерка» напечатала статью о фотографических успехах Коренчука, работы которого экспонировались на 32 международных выставках. Она попалась на глаза директору завода. И был поставлен вопрос ребром – или прекращать посылать фотографии на зарубежные выставки, или... Скрепя сердцем, Коренчук написал заявление об уходе. Но режиссура и кино по-прежнему не оставляют нашего героя – хоть где-то, хоть как-то его находят, правда, в несколько необычном жанре.

 

– Режиссер Александр Головинский уговорил меня поступить старшим редактором в телекиногруппу телепресс-агентства комбината «Казторгреклама». Там мы не только готовили телепередачи, но и снимали небольшие рекламные ролики и даже двух-трехминутные мультики почти в любительских условиях и на самодельном оборудовании. Оператором работал Василий Хоминец. Когда его не было, и я брал кинокамеру в руки. Некоторые наши работы были отмечены грамотами и дипломами всесоюзных смотров рекламы. Одновременно я снимал для телевидения минутные кинозаставки о жизни города. К сожалению, ничего не сохранилось, так как по тогдашним правилам пленка не возвращалась автору, а уничтожалась.

 

В 1978 году Валерий Дмитриевич стал работать в издательстве «Жалын» старшим художественным редактором по фотоальбомам. Затем в 1980 году из «Жалына» выделилось новое издательство «Онер», где он продолжал совмещать должности и художественного, и литературного редактора. Около полусотни изданий, в которых принимал участие Коренчук, причем не только как редактор, но и в качестве автора, удостоились дипломов на ежегодных всесоюзных смотрах работ художников книги. Только по проблемам фотографического искусства наш герой в те годы опубликовал более 200 статей. Его очерки и эссе печатались в журнале «Простор», альманахах «Литературная Алма-Ата», «Медный всадник».

 

В 1973 году Валерия Дмитриевича избрали председателем правления фотоклуба «Медео». Как-то Борис Эрихман в шутку назвал его мистером президентом. Название прижилось и сопровождает Коренчука уже 40 лет. Фотоклуб «Медео» хорошо известен в фотографическом мире. На Казахстанской земле он единственный, уцелевший после перестройки. Долгие годы это была великолепная школа подготовки во ВГИК. За всю историю пять человек поступили на операторский факультет, стали классными специалистами. Среди них такие мастера, как Михаил Васильев («Казахфильм»), Вячеслав Сачков (студия «Остров», Москва), Сергей Некрасов («Ленфильм»). Работы членов клуба демонстрировались на 1852 международных выставках, принесли своим авторам семь Гран-при, 17 международных премий «За социалистическое фото­искусство», два десятка золотых медалей, вдвое больше серебряных и бронзовых, около двухсот дипломов, грамот, призов и других поощрений. 52 человека стали мастерами международного класса. Десять получили титулы AFIAP (художник ФИАП). Четверо заслужили звание Excellence FIAP (фотографическое сиятельство). Клуб организовал более 200 персональных и тематических выставок, провел шесть «Недель фотоискусства Алматы», 15 ежегодных конкурсов «Золотой объектив Алматы», шесть международных биеннале «Дианамма».

 

Покой не про него

 

С 2005 года Коренчук преподает в Академии кино и телевидения. Разработал там курсы цветоведения, фотокомпозиции, истории фотоискусства, основ сценарного мастерства и драматургии, теории и практики фотожурналистики. Не без его влияния студенты академии успешно участвовали и получали награды на городских и республиканских фотовыставках и видеоконкурсах. Наш юбиляр гордится своими воспитанниками, и по праву.

 

С 2006 года он – действительный член Петровской академии науки и искусства. Активно участвует в работе академии, родного ВГИКа, Санкт-Петербургского университета кино и телевидения. Нередко выступает там с докладами и мастер-классами. И потому он заслужено стал членом художественного совета международного союза PHOTO-ART. И вот из последнего: только в этом году его работы демонстрировались на 20 международных выставках и заслужили 44 награды.

 

Источник: Vecher.kz

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости
Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie