Почему Казахстану снова нужно поменять Конституцию

Нынешний основной закон Казахстана перестал отвечать вызовам времени.

 

30 августа этого года Казахстан будет отмечать 26-ю годовщину принятия действующей Конституции страны.

 

Напомним, что в истории казахов это уже пятая Конституция, если начать отсчет с советских лет. Первый год после получения государственной независимости страна жила по Конституции, принятой в 1978 году. И если для первых лет суверенитета запаса прочности советского основного закона хватило, то уже через год стало понятно, что новая реальность требует и новой Конституции. В январе 1993 года на 9-й сессии Верховного Совета XII созыва была принята новая Конституция. Разработчики постарались учесть веяния времени, и потому в основу был положен принцип разделения властей. Фактически Конституция закрепляла модель парламентской республики, а сам принцип разделения властей, точнее, полномочий законодательной и исполнительной властей был прописан расплывчато, что в дальнейшем вызвало не просто дискуссии по данному вопросу, а конфликт. Понятно, что долго такая ситуация продолжаться не могла. Правительство, возглавляемое Акежаном Кажегельдиным, настаивало на принятии новой Конституции, которая бы четче разграничивала полномочия всех ветвей власти.

 

В действительности же в проекте новой Конституции значительно расширялись права президента страны и урезались полномочия законодательной ветви власти. Однако чуть ли ни единственным человеком, открыто выступившим против новой Конституции, оказался Балташ Турсумбаев, на тот момент руководивший Кустанайской областью. Выступая на собрании актива области, он заявил, что чрезмерная концентрация власти в одних руках чревата последствиями и неизбежно приведет к нагнетанию напряженности в обществе.

 

Не все знают, что вокруг нового проекта Конституции Казахстана развернулись дебаты внутри самой власти. Одни настаивали на более широких полномочиях парламента, другие говорили о необходимости сильной президентской власти в условиях перехода от плановой экономики к рыночным отношениям. Результатом стал некий симбиоз. Но, как показало время, историческая правда оказалась на стороне Балташа Турсумбаева, и это можно видеть по тому, как некогда настаивавшие на принятии действующей модели Конституции люди сегодня пытаются обвинить во всех просчетах Первого Президента страны, снимая с себя ответственность.

 

Как бы там ни было, новый вариант Конституции был вынесен на обсуждение и 30 августа на референдуме был принят. С того времени 30 августа считается Днем Конституции.

 

Согласно новой Конституции, Казахстан объявил себя унитарным государством с президентской формой правления, в котором высшей ценностью является человек, его жизнь, права и свободы. Гарантом единства власти и народа стал президент страны.

 

Однако и новая Конституция, принятая на волне продолжавшегося подъема после получения государственной независимости, оказалась с недостатками. Не случайно, что после ее принятия изменения и дополнения в нее были внесены пять раз. Последний раз дополнение было внесено в 2019 году. При этом изменения вносились не на общенародном референдуме, а парламентом.

 

Сегодня, по мере появления новых вызовов времени, становится ясно, что нынешняя Конституция не отвечает требованиям дня. В свете выдвинутой действующим президентом страны концепции о «слышащем государстве» и модернизации системы государственного управления необходимы новые изменения в Конституции в сторону более четкого распределения полномочий между ветвями власти. Такие изменения позволят не только снять персональную ответственность за происходящее в стране с главы государства, но и укрепить сам сук, на котором держится власть. Не секрет, что коррупция буквально захватила все ступени власти, и бороться с ней можно только коллективно. В том числе и за счет возвращения контрольных функций парламенту, которые бы позволили проверять использование бюджетных денег по назначению вплоть до копеечки. К тому же периодические отчеты министров и акимов областей не только перед президентом страны, но и перед парламентом позволят отправлять в отставку тех чиновников, которые не исполняют государственные программы и поручения главы государства.

 

Без реформирования Конституции трудно представить, что Казахстан может и далее придерживаться тех амбициозных планов, о которых говорят Касым-Жомарт Токаев и Елбасы.

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости
Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie