Принцип многовекторности, которого придерживается Казахстан во внешней политике, сформировал для нашей страны своего рода подушку безопасности, позволив филигранно обойти многочисленные интеграционные ловушки, попадание в которые могло бы лишить нас суверенитета. Кому-то такой подход может показаться попыткой усидеть на двух стульях, но на самом деле это четко продуманная, взвешенная и проверенная временем стратегия равновесия, направленная на защиту наших национальных интересов. И те, кто сегодня в ультимативной форме пытается дискредитировать проводимую государством политику «открытых дверей», требуя то выхода Казахстана из интеграционных объединений, то разрыва дипломатических и экономических связей с нашими соседями и ближайшими партнерами, очевидно, не до конца осознают степень возникающих в этой связи рисков и угроз.
14 июня в России стартует очередной Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), ставший эффективной деловой и диалоговой площадкой, в том числе, для стран центрально-азиатского региона. Несмотря на геополитическую турбулентность и ставшую трендом «культуру отмены», в этом году в мероприятии ожидается участие более 15 тысячи политиков, бизнесменов, экспертов из разных стран мира. В том числе, и из Казахстана, что со стороны определенной части нашего общества, пропагандирующей национал-популистскую повестку, вызвало нездоровую реакцию в виде откровенных инсинуаций, манипуляций и политически ангажированных трактовок, замешанных на теме российско-украинского конфликта и хорошо сдобренных умышленно гипертрофированной угрозой вторичных санкций. При этом никто из псевдо охранителей в пылу разыгравшихся баталий даже не попытался спроецировать эффект от участия Казахстана в мероприятии такого уровня на соответствие его национальным интересам. А это соответствие более чем очевидно.
В этом году главной на ПМЭФ станет тема суверенного развития, то есть, вопросы сохранения политической и экономической независимости государств в период геополитических шоков, которые для Казахстана в силу специфики его географического положения и исторического наследия, являются стратегически важными. И преднамеренно лишать себя права принимать непосредственное участие в моделировании новой реальности в новых геополитических условиях, было бы не просто ошибкой, а недальновидностью, прямиком ведущей к формированию собственными руками рисков для национальной безопасности.
Да, в этом году президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, как сообщается, не будет принимать участие в ПМЭФ, что уже привело к различным измышлениям на этот счет и насаждению убеждения, что тем самым Казахстан начинает дистанцироваться от интеграционных мероприятий с участием России, что, конечно же, не соответствует действительности.
Неформальные встречи казахстанского лидера с руководителями стран региона во время визита в Москву 9 мая, его участие в серии последующих форумов, нацеленных на выстраивание сотрудничества по разным внешнеполитическим контурам – Центральная Азия, КНР, ЕС, СНГ, Россия, как раз говорит об обратном. В частности, о том, что пресловутая «сверка часов» на текущий период завершена, договоренности самого высокого уровня достигнуты и предстоит их реализация в практической плоскости. Что же касается большой политики и отношения к российско-украинскому конфликту, то Касым-Жомарт Токаев по этому поводу уже все сказал. В том числе, и в рамках прошлогоднего ПМЭФ – Казахстан придерживается нейтралитета и не признает независимости любых квазигосударственных объединений. В остальном же, как не раз подчеркивал глава государства, с Россией Казахстан объединяет самая протяженная в мире сухопутная граница, «поэтому каких-либо оснований для того, чтобы высказывать пессимистические прогнозы в отношении будущего нашего сотрудничества, конечно же, нет».
Скорее всего, именно поэтому на ПМЭФ едут первый вице-премьер Роман Скляр и вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков. Первый курирует в правительстве вопросы транспорта, логистики, промышленности, сельского хозяйства, экспортной составляющей. В сфере ответственности второго – развитие предпринимательства и отраслей экономики. К тому же Тимур Жаксылыков имеет богатый опыт в защите национальных интересов Казахстана в рамках его работы министром по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии. То есть, можно предположить, что в рамках своих компетенций, воспользовавшись площадкой форума, казахстанская делегация будет «заземлять» конкретные направления сотрудничества, переводя их из чисто гипотетической плоскости в практическую. А поле деятельности ПМЭФ открывает большое.
Среди знаковых для нас можно выделить вопросы продовольственной безопасности, технологического суверенитета, промышленной кооперации, развития новых транспортных маршрутов и модальных перевозок, создание новых торговых хабов, определение выгод для страны от сопряжения таких интеграционных объединений, как ЕАЭС, ШОС, БРИКС. Другими словами, ПМЭФ, как площадка международного и регионального уровня открывает для нашей страны широкий горизонт возможностей.
Их, кстати, точно идентифицировал политолог из Кыргызстана Денис Бердаков. «Среди прочего на мероприятии будет обсуждаться такие актуальные темы, как наращивание экспорта-импорта в новых условиях, результаты перезагрузки промышленности по итогам прошедшего года, опыт переноса подразделений российских компаний за рубеж, замещение поставок западных комплектующих, использование труда релокантов и возможность привлечение трудовых ресурсов из стран Центральной Азии в Россию. Сейчас самое время налаживать новые связи и укреплять старые. Время зарабатывать большие деньги. Россия, по понятным причинам, переносит фокус внимания с Европы на Восток и Юг. Для Центральной Азии это процесс, который стоит использовать в полной мере», - заявил он в комментарии ресурсу TUZ.KG.
С такой точкой зрения, безусловно, можно спорить, не соглашаться, но, бесспорно, то, что сегодня перед Казахстаном, как и перед другими странами региона стоят те самые задачи, которые, как выразился на сочинской встрече с российским президентом Касым-Жомарт Токаев, «подсказывает жизнь» и которые «конечно же, нужно решать», используя весь спектр открывающихся возможностей, предоставляемый интеграционными объединениями. Тем более это важно для нашей страны, наравне с Россией выступающей драйвером экономического развития в евразийском регионе. Как в свое время отмечалось в докладе «Россия и Казахстан – драйверы регионального развития», «в нынешних условиях особенно важно, чтобы Россия и Казахстан вместе с партнерами по ЕАЭС, странами Шанхайской организации сотрудничества, другими государствами суперконтинента искали и находили совместные решения стоящих проблем. В первую очередь, к их числу относятся вызовы деглобализации и нарушения устоявшихся цепочек создания стоимости, противостояние внешнему вмешательству в дела региона, терроризму, организованной преступности и наркотрафику. Казахстан и Россия в одинаковой степени заинтересованы в диверсификации экономики, переводе своих хозяйственных комплексов на новую технологическую платформу, обеспечении независимости, самостоятельности и самодостаточности национальных экономик в тех ключевых отраслях, от которых зависят стабильность и качество развития».
Для Казахстана уровень интеграции в рамках региона важен и по другой причине – наличия протяженных общих границ с Россией, Китаем, странами Центральной Азии. От достигнутых договоренностей зависит и уровень экономического развития, и безопасность нашего приграничья.
Многовекторная внешняя политика Казахстана по-прежнему демонстрирует свои преимущества. Как однажды выразился политолог Замир Каражанов, «многовекторность позволяет нашей стране диверсифицировать сотрудничество с окружающим миром и хранить все «яйца» в разных «корзинах». Если у кого-то из партнеров возникнут проблемы, Казахстана всегда может наращивать сотрудничество с другими странами, поддерживать торговлю, приток инвестиций, обеспечивать рост своей экономики». Другими словами, в наших национальных интересах руководствоваться не эмоциями, а здоровым прагматизмом. Это, собственно, и демонстрирует наше государство. Что же касается критиков такой позиции, стоящих на позиции необходимости отмежевания Казахстана от своих союзников по причине гипотетической угрозы национальной безопасности, то им для отрезвления пора перечитать выступления нашего президента, в которых он неоднократно подчеркивал, что для Казахстана «интеграция будет поддерживаться до того момента, пока она не наносит ущерба суверенитету».