429.68 488.16 5.92

Политик общегосударственного масштаба

5 марта 1870 года родился Алихан Букейханов – выдающийся сын казахского народа. Тем поразительнее, что книгу об этом публицисте и политике готовит российский ученый, доктор исторических наук Виктор Козодой.

 

О том, чем же привлек его образ человека, ставшего «собирателем казахских земель» в 20-х годах прошлого века, мы решили узнать у самого Виктора Ивановича Козодоя.

 

– Виктор Иванович, сейчас Вы работаете над книгой об Алихане Букейханове. Это научный труд или документальная проза?

 

– Моя книга – это целиком и полностью научное издание с научным аппаратом. Но я стараюсь рассказать об этой выдающейся личности так, чтобы это было интересно широкому кругу читателей. Хотя, конечно же, все соответствует научным определениям и базируется на документальной основе и исторических источниках.

 

– Понятно, что тема «Алаш Орды» интересует Вас как историка. Но почему именно Алихан Букейханов?

 

– По-моему, это вполне логично и закономерно. Ведь именно Алихан был лидером, от него многое исходило, им определялось и решалось. Он сам по себе человек неординарный. Это надо было показать. Тем более что в России нет ни одной книги, ни одной монографии про него. Своей книгой я пытаюсь хотя бы частично ликвидировать этот пробел.

 

Историческая правота

 

– Виктор Иванович, на своей странице в Facebook Вы писали, что в историческом плане лидеры «Алаш Орды» оказались правы. В чем Вы видите их правоту?

 

– Я имею в виду несколько вещей. Изучив биографию Алихана Букейханова, я смог понять, что одной из основных заслуг этого человека является работа над определением субъектности Казахстана, он первым взялся за эту тему как ученый и как политический деятель. Позже это получило закрепление в решениях 2-го общеказахского съезда в декабре 1917 года. Эти идеи были настолько сильны, что даже по окончании гражданской войны (вернее – боевых действий, потому что война тогда еще не закончилась) никто не мог отрицать, что автономия должна быть – единая, в определенной территории. В этом, конечно, большая заслуга тех людей, которые работали в этом направлении, прежде всего – самого Алихана. Ну а дальше появилась автономия. В 1936 году ее преобразовали в союзную республику. Союзная республика – это территория, органы управления и кадры. Решение этих вопросов, по сути, явилось основой создания независимого государства в 1991 году.

 

– Насколько наследие лидеров «Алаш» актуально для современного Казахстана?

 

– Я думаю, что идеи «Алаш», равно как и наследие самого Алихана Букейханова, актуальны и сегодня. Некоторые задачи, о которых говорили лидеры движения «Алаш» (это было именно движение, а не партия), решены. Часть идей надо развивать, укреплять. Потому что государство всегда требует укрепления, чего, собственно, и добивался Алихан. Он говорил, что надо сделать определенную территорию. Декларируемые им принципы для создания территории и органов управления – это просвещение, культура, образование. То, что всегда будет актуально. Он показывал, каким образом все это нужно решать. Конечно, очень важный момент – народонаселение. Территория и народонаселение. В принятых решениях съезда указывалось, что народ должен мирно жить, причем речь шла обо всем населении территории. 10 мест в управлении выделялось для, так сказать, неказахского населения республики. Сразу делали многонациональное государство, по крайней мере – рассчитанное на тех людей, которые там находились и проживали.

 

Основа – архивные материалы

 

– Виктор Иванович, а где Вы сами черпали знания о Букейханове, ведь в России до сих пор нет научных работ о нем? Я слышала, что Вам даже пришлось самостоятельно переводить с казахского языка какие-то книги наших ученых. Так ли это?

 

– Да. Во-первых, я работал в архивах России и Казахстана, включая Центральный государственный архив Республики Казахстан, в Семее, Павлодаре и ряде российских архивов. Плюс мне подарили несколько десятков сборников документов, изданных в Казахстане. К тому же сейчас много информации выкладывают в интернет. То есть моя работа состояла в изучении и обобщении той литературы, монографий, которые были наработаны предшественниками за 30 лет. Поверьте, по этой теме было сделано немало, в первую очередь – в Казахстане. И это, конечно, является базой для изучения и переосмысления. Ну, естественно, журналы, газеты, литература того времени. Многое сейчас хранится в электронных библиотеках – и в Казахстане, и в России. Так что материалов хватало. Но самое главное, что мне удалось найти документы, которые до меня никто не использовал. И я, наверное, стану первым, кто введет их в научный оборот. И уж точно впервые в научный оборот введется то, что касается жизнедеятельности Букейханова. Это будут новые исторические документы.

 

– Что именно нового Вы узнали?

 

Сложно так сразу ответить. Дело, наверное, не столько в новизне, сколько в особенностях жизни Алихана Букейханова. Отмечу, что тема моей работы довольно узкая – биография Алихана. Мне, например, интересно просто осветить этапы эволюции его жизни начиная с детства. Чтобы ответить на вопрос, как формировался багаж его знаний, откуда брались те личностные ресурсы, которые позволили именно ему стал лидером «Алаш Орды».

Сегодня, к сожалению, многие пытаются оценивать события столетней давности с позиции современных знаний и понимания происходившего. А это невозможно, потому что 100 – 150 лет назад люди жили в совершенно иных реалиях. Отсюда и непонимание ситуации нашими современниками – внутренних отношений, определения территории, населения. Поймите, нельзя оценивать правоту или ошибочность суждений Букейханова, исходя из сегодняшних реалий. Некоторые, например, заявляют, что если Алихан не добился чего-то, то никакой он не политик. Такой подход недопустим.

 

– Виктор Иванович, а у Вас будет какая-то особая глава о пребывании Букейханова в Госдуме и тех вопросах, которые он там поднимал?

 

– Дело в том, что Букейханов прибыл в Санкт-Петербург в тот день, когда по царскому указу Дума была закрыта и прекращена ее деятельность. Непосредственно в заседаниях он лично участия не принимал. То есть он приехал, когда войска окружили здание Государственной думы. И тогда он со своими товарищами по кадетской партии выехал в город Выборг – в то время это была территория Финляндии. Там они в составе примерно 200 человек подписали «Выборгское воззвание», в котором выражали протест и призывали к активному сопротивлению. Позже это воззвание стало основанием для судебного разбирательства, всех подписантов лишили права участвовать в выборах. Однако присутствие на данном совещании позволило Букейханову наладить определенные связи с лидерами кадетской партии, поэтому создалось ощущение, что он буквально ворвался в политическую элиту Российской Империи.

 

– И последний вопрос: как Вы можете охарактеризовать личность Алихана Букейханова?

 

– Здесь дело не в том, как я его охарактеризую. Его сама история уже охарактеризовала. Алихан Букейханов – реальный лидер, организатор, который сделал многое. Еще он был политиком и историческим деятелем, причем не только казахстанским – в то время он был политиком общегосударственного, я бы сказал – общеимперского уровня. Это факт. Потом был депутатом Государственной думы Российской Империи и членом центрального комитета крупнейшей оппозиционной партии. Многие его контакты и личные связи позволяют охарактеризовать Алихана таким образом.

Поэтому я, как российский историк, считаю, что выпуск издания с трудами Букейханова в России для ознакомления с ними научной и широкой общественности – это очень важно, особенно учитывая его деятельность. Конечно, знакомство россиян со столь неординарной личностью несколько запоздало, но в истории такое часто бывает. Востребованная память – это тоже справедливо.

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости

Новости партнеров

Подпишитесь на нас, чтобы получать интересные новости!

Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie