423.87 505.25 5.59

Политикой в Казахстане заниматься невыгодно и неинтересно – эксперт

Профессиональных политиков в стране почти нет, а имеющиеся политические партии мирно дремлют в перерывах между выборами, несколько оживляясь только перед раздачей мандатов.

 

Если мы хотим оживить это «болото», необходимо менять законодательство, считает политолог Замир Каражанов. По его мнению, сегодня у граждан нет особого интереса к политическим процессам. Естественно, отсутствует и какая-либо мотивация к занятию политикой.

 

Функции – есть, выхлопа – нет

 

– Уже совсем скоро начнутся выборы в мажилис. Раньше наши партии часто критиковали за пассивность. Заметна ли предвыборная активизация?

 

– Нет, не заметна. Что в обществе, что в партийной (и политической в целом) системе картина примерно одинаковая. Наши НПО гораздо более ответственны и последовательны в своих действиях, нежели политические партии. То есть общественные организации работают целенаправленно и точно знают, что нужно делать, чтобы защитить ту группу населения, в интересах которой они созданы, а партии – нет.

Все дело в том, что сама по себе партийная система у нас не развита. Это видно по тому, как выполняют (точнее – не выполняют) свои функции отечественные парторганизации.

 

– О каких функциях идет речь?

 

– В первую очередь – о представительстве интересов электората. Партийный контроль над государственными органами, сотрудничество с гражданским обществом – все это должно быть, причем не перед выборами, а все время. По всем этим критериям наша партийная система оставляет желать лучшего. То есть политические партии вроде есть, но работы нет. Или ее не видно. А это, в свою очередь, серьезно сказывается на качестве системы, поскольку все это – звенья одной цепи.

 

– Кстати, многие эксперты винят в этом простых граждан, которые слишком аполитичны. Людям не интересны выборы, они думают, как прожить…

 

– Абсолютно согласен, общество аполитично. Но в чем причина? Опять-таки – в малой эффективности той же партийной системы. Обычно, даже если у партий есть список целей, то это просто «хорошие намерения». Не говорится, что конкретно они собираются выполнять ради достижения этих целей. И население в итоге привыкло, что все партии одинаковы, все хотят хорошей жизни, но никто не знает, как реально ее улучшить. Какие-то одинаковые цели, интересы – и в итоге на выборах получается формальный подход.

 

– Но почему так получается?

 

– Сказывается низкая мотивация для занятия политикой.

 

Уходим в бизнес

 

– Видимо, за исключением партии власти? Там мотивации вроде достаточно. А другим что мешает?

 

– Вот есть в тех же европейских странах такое понятие – «профессиональный политик». То есть человек сделал политику своей профессией, живет за ее счет, получает деньги. А у нас таковые имеются? Я так не думаю. Даже депутаты таковыми не могут называться.

 

Опять-таки нет серьезной мотивации. В той же партийной системе людей, готовых работать на чистом альтруизме, становится все меньше. Кто-то работает, пытается что-то изменить, но все оказывается бесполезным. Он не видит результатов ни в работе, ни в собственной жизни. Отсюда и соответствующее отношение – в конце концов люди просто теряют интерес и уходят в другую ипостась.

 

Вспомним раннюю ОСДП. Там был Булат Абилов, другие яркие личности. Сначала они пытались зажечь электорат. И чем все закончилось, где теперь эти люди? Почти все разбежались из политики, ушли в иные сферы, где можно заработать и авторитет, и деньги.

 

– Получается, заниматься политикой просто невыгодно. И что нужно сделать, чтобы эта выгода появилась?

 

– Необходимо менять законодательство, пересматривать целый свод законов. Вроде в последнее время наметилась тенденция к либерализации политической сферы, в частности, пересмотрели закон «О выборах». Но этого мало. Нужно менять законодательство в части работы НПО, СМИ и многое другое. Кстати, неплохо было бы заодно усилить функционал самого парламента, поскольку сейчас он тоже серьезно обрезан. Контрольные функции оставляют желать лучшего, не присутствует в должной мере представительство интересов населения. Даже внутри парламента партийной дискуссии как таковой нет.

 

Да и тех изменений, которые уже внесены в выборное законодательство, недостаточно. Нужно и дальше снижать количественные барьеры для входа в парламент партий.

 

Долгий процесс

 

– А цензы для регистрации? В некоторых странах и 500 человек достаточно, чтобы зарегистрировать партию.

 

– В некоторых странах исходят из того, что главное – не регистрация, а доверие и поддержка электората. Партия может зарегистрироваться, а потом проиграть выборы всухую. Проиграет одни, вторые и на этом просто перестанет существовать.

 

Получается некий самоотбор. Так что в нормальной партийной системе регистрация – не главный показатель. Главный вопрос – есть ли авторитет среди электората. Это, как с МСБ, – зарегистрировать компанию не очень сложно, но очень трудно сделать ее работоспособной.

 

– А наши уже существующие партии пользуются таким авторитетом? В том числе и парламентские?

 

– А вот это как раз не очень понятно. На выборах вроде получают определенный процент, но перепроверить это – весьма проблематично. Вопрос: соответствуют ли эти голоса их реальному влиянию в обществе? У нас, бывает, голосуют за тех, кого просто знают. Взять Nur Otan – по итогам опросов населения чаще всего именно эту партию называют самой узнаваемой. И это неудивительно: у них и бюджет, и возможности побольше.

 

А если начать задавать более конкретные вопросы – о программе, целях и так далее, люди уже начинают «плавать». И на выборах часто ставят галочку напротив тех партий, названия которых просто знают, а не из-за программы, платформы и тому подобного.

 

– И каков прогноз на будущее, если его уже можно делать? Что-нибудь в политической жизни изменится или останется то же «болото», как и сейчас?

 

– Вообще-то хорошо уже то, что начались попытки что-то изменить к лучшему. И идут они не снизу, а сверху, то есть руководство страны уже понимает, что если не построить более-менее дееспособную партийную систему, то не получится построить ни экономику, ни социальную сферу. Потому что это все взаимосвязано. Прослеживается тенденция к либерализации как партийной, так и в целом политической системы. Но это долгий процесс. И как он будет работать – посмотрим в ближайшие годы.

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости
Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie