«Правильный» девелопер, или Призраки Старого Казахстана в Алматы

Почему акимат Алматы не может обеспечить водой часть Бостандыкского района?

 

Кто такой аким? Из Закона РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК»:

 

Статья 1. Аким - представитель Президента и Правительства Республики Казахстан, возглавляющий местный исполнительный орган (в случае его создания) и обеспечивающий проведение государственной политики на соответствующей территории, согласованное функционирование всех территориальных подразделений центральных государственных органов Республики Казахстан, руководство исполнительными органами, финансируемыми из соответствующего бюджета, наделенный полномочиями местного государственного управления и функциями самоуправления в соответствии с законодательством Республики Казахстан, ответственный за состояние социально-экономического развития соответствующей территории».

 

А что видит по факту народ РК?

 

Поутихли страсти вокруг разбирательства Генеральной прокуратуры по бывшему акиму Алматы Сагинтаеву, который своими распоряжениями и приказами совершил, на взгляд депутатов, сомнительные с коррупционным душком действия с рекреационными землями обсерватории и астрофизического института, переведя их в категорию земель для сезонного жилья и малоэтажного строительства. А на поверхность всплывают новые казусы «землепроделок» с многострадальной территорией Бостандыкского района, расположенной в предгорьях, на юге района… Вместо того, чтобы разработать генеральный план развития района, действовать согласно ему и строго следить за его соблюдением, акимат и районное руководство добивают последние остатки государственного имущества в виде земельного и энергетического ресурса. А население этого района получает очередной хаос точечной застройки, без развития инженерной инфраструктуры и элементарных благ цивилизации, таких как дороги, питьевая вода, канализация, электричество и т.д.

 

Речь идет о присоединенной к Алматы территории, куда вошли такие как микрорайоны как Нур Алатау, Баганашил, Ерменсай, Асқартау, Нурлытау.

 

С присоединением этих районов к городу и с коррупционной простотой оформления разрешительных документов на строительство частных подворий в районе стали активно вырубаться сады и застраиваться территории некогда благоухающих яблоневых и грушевых садов. Как грибы после дождя стали появляться коттеджные городки, таунхаусы и всякого рода ИЖС.

 

Естественно, цены на такое жилье неимоверно огромные, не по карману стреднестатистическому алматинцу с средним достатком, не говоря уже о той громадной прослойке новых горожан (волнами прибывающих в город из селських, аульных районов всего Казахставна), которых некогда другой аким Алматы назвал «люмпенами». Этим «люмпенам» порой тоже достаются новые квартиры, но в домах, так называемого бюджетного строительства, которые сами собой трескаются и становятся аварийными (строительство эпохи акима Байбека).

 

А что представляют из себя эти лакшери, клубные и элитные постройки от горе-застройщиков, да по сути груда красивого бетона, без воды, канализации, дорог и освещения. Убитые узкие дороги, многокилометровые пробки утром и вечером, запах горелой солярки, это как визитная карточка нового присоединенного района. А ведь эта часть Бостандыкского района считается с давних пор земным раем и элитной местностью в предгорьях…

 

Вы спросите: а как такое произошло? Да в общем как и везде: благодаря разгильдяйству, хищениям бюджета и тотальной коррупции.

 

Об этом позже, а сейчас обратим внимание на последнюю встречу акима Алматы с жителями Бостандыкского района от 09.02.2023 г. На которой он сказал буквально следующее: «В этом городе все, что я ни трону, в чьей-то собственности».

 

Жительница этого района задала вопрос акиму о строительстве парковой зоны, где люди могли бы отдыхать, проводить свой досуг, и даже назвала место, где это можно сделать, а место это излюблено горожанами для воскресного отдыха, здесь люди зимой катаются на санках и запускают воздушные шары, а летом осуществляют конные прогулки и пьют свежий кумыс. Да, такое место есть. Аж целых 38 гектар ровного удобного для подъезда места в Бостандыкском районе.

 

Аким посмотрел на районного акимчика, который ответил в том духе, что оказывается вся эта земля находится… в частной собственности, а посему о каком таком парке с всей инфраструктурой (парковка и т.п.) может, извините, идти речь? Но как и когда эта, скажем так, народная (если государственная – значит, для всех же?) вдруг стала частной? О том, как эта земля перешла из госфонда в частную собственность, рассмотрим по  порядку.

 

Некогда эти земли были в ведении и распоряжении ТОО «Корпорация ХОЗУ» при Управлении делами Президента Назарбаева Н.А. Но в 2022 году распоряжением акимата все 38 гектаров переходят в ведение частного лица как земли под организацию и обустройство дачных участков. А тем временем из доклада акима города на встрече с населением района 09.02.23 г. было сказано: «В настоящее время в районе расположены 35 садоводческих товариществ, на сегодня по семи принято решение перевода целевого назначения на ИЖС». Он добавил, что за счет этого к ИЖС получится провести инфраструктуру». В итоге получается, что к 35 дачным садоводческим товариществам добавился 36 дачный новодел, созданный не без участия, так надо понимать, горакимата. А тем временем некие предприимчивые ребята разделили все 38 га на сотню мелких участков без входов и выходов, без инженерных коммуникаций, без сквозных широких дорог, позволяющих въезжать и выезжать из этого массива и где можно проложить коммуникации.

 

Но некие ребята никогда не смогли бы использовать описанную территорию без приказа городской власти об изменении целевого назначения.

 

Лежала эта земля годами, была она неформальной «зоной отдыха» города в зимний период с покатушками на санях и баллонах – а теперь ни покатушек, ни парка, и, как теперь выясняется, после Кантаровских событий ее тихо «прихватизировали». А на такие «мелочи», как требования по обеспечению инженерной инфраструктуры предстоящего «новодела» уже плюнули с высокой колокольни. Разве прежде чем издавать приказы о выделении земли, на которой впоследствии будут жить люди, государство не должно было позаботиться об этом?

 

Напомним, данный район этот был присоединен к городу аж в 2014 году, перейдя из Карасайского района области в юрисдикцию (управление) горакимата Алмты. К слову, об этом не раз писала пресса, что  население до этого перехода не жило в каких-то уж совсем диких, неосвоенных местах без благ цивилизации. Но всеми коммуникациями, такими как вода, канализация, свет, газ, заведовали и заведуют и тогда, и сейчас частные компании. Но главный вопрос не в них, а в том, что если вспомнить различные госпрограммы, что применялись как до вхождения этих территорий из областного в городское управление, что ныне-то картина предстает не очень красивая и благожелательная по отношению к населению. О каких госпрограммах идет речь? Да о тех самых громко распиаренных в свое время государственных программах инфраструктурного развития «Нурлы жер», «Нурлы жол» и т.д. Это когда наше доблестное государство  взялось улучшить жизнь народа посредством реализации этих самых программ.

 

Глядя на вышепоименованный район Алматы, страдающий от нехватки воды, качества воды и других проблем, можно сильно удивиться — неужели эти программы обошли этот район стороной? Да нет, подобными программами и их реализацией всегда занимался и акимат Алматы, за счет привлечения государственных займов от квазигосударственных предприятий под 0,15% годовых, а для ускоренного освоения этих средств акиматом применялся механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Правда, в обход процедур государственных закупок. А действующий ныне аким Алматы Досаев, будучи в ту пору вице-премьером, как раз и занимался вопросами ГЧП. Да и аким Сагинтаев в пору своего премьерства был ответственным за реализацию этих программ. Так вот, ряд частных компаний и стали лепшими партнерами государства в лице акимата самого большого города республики. Но главная фишка состояла в том, что все ранее когда-то построенное в бытность областной территориальности – в различных отчетах представилось… как новое строительство (!?). В сухом остатке после такого очковтирательской деятельности госвласти при ряде акимов картина с жизнеобеспечением населения присоединенного района выглядит следующим образом. Централизованного водоснабжения и водоотведения нет, бесперебойного электроснабжения тоже нет, убитые узкие дороги, едва работающее освещение улиц, да дырявые арыки, построенные там, где талая и дождевая вода вообще в них не течет.

 

Тут и возникает сопутствующий вопрос: а что же было в бытность Карасайского района? Да как и везде в ту пору райакимат рисовал  планы, разрабатывал проекты по улучшению жизни населения и обеспечению населения благами цивилизации (питьевая вода, канализация, электричество, газ, дороги и т.д). Даже выделил частной компании земельный участок под строительство очистных сооружений, который расположен в непосредственной близости к единственному в этом районе открытому водному источнику к каскаду ГЭС, единственному расположенному в этом районе стратегическому предприятию, которое вырабатывает электроэнергию и снабжает водой верхнюю часть населения Алматы. Но в 2007 году предприниматель, которого государство так щедро одарило землей, в надеже получить питьевую воду для населения, вместо строительства очистного комплекса с соблюдением охранных и санитарных зон попросту поделил весь этот участок, и образовалось ТОО «ИВЕТ» с правом владения этим некогда общим земельным участком, но уже с совсем с другим целевым назначением (кадастровый номер № 20-313-058-343,  мкр. Нурлытау, ул. Сапарлы жол, 31/1). Речь пошла о строительстве общежитий, складов, административных зданий, торговых павильонов и т.д. — но никак не очистных сооружений!

 

И все это время участок под строительство очистных сооружений делился и использовался не по своему целевому назначению. А сегодня на этот в общем-то свободный участок, налетели как мухи девелоперы в лице никому не известной компании ТОО «BV Development». Но опять же, каким образом этот девелопер может поменять целевое назначение земельного участка, ведь на территории водоохранной зоны, рекреационной зоны вообще не может идти речь ни про общежития, ни про усадьбы и таунхаусы? Ну а кто у нас в государстве отвечает за коррекцию целевого назначения земель и ведает и изменяет функциональные зоны застройки? Правильно, местный исполнительный орган (в данном конкретном случае акимат Алматы в лице своих подразделений, таких как ГУ «Управление городского планирования и урбанистики», ГУ «Управление земельных отношений», Земельная комиссия при акимате, да и сам аким).

 

Не секрет, что девелопер в погоне за халявными землями в предгорьях и получения собственной выгоды от строительства и продажи «элитных» ЖК, танхаусов, готов пойти на любые издержки, желая заполучить вожделенные видоизмененные документы по целевому назначению и функциональности застройки приглянувшегося земельного участка. И не секрет, что земли, о которых зашла речь в начале нашего небольшого расследования, отошли в ведение девелоперов. Ну в принципе, одно понятно, хотят раздуть стоимость проекта, уже нарисовали себе в головах суммы с множеством нулей и готовы в ближайшее время приступить к реализации этого бреда. Но в целом это же какой-то дикий парадокс! Ибо тем временем при встрече с населением ГУ «Управление энергетики и водоснабжения» презентует населению свои планы и намерения… по строительству очистных сооружений на территории отданного  акиматом год назад частному ТОО земельного участка! И что для этих целей акимат приобретет аж 3 га земли на тез 38 гектарах, которые были отданы частнику год назад! Этот как? Сначала сами отдали, а теперь сами выкупают? Мало того, для подведения к этим сооружениям воды управление собирается построить водозаборный водопровод с каскада ГЭС протяженностью два и более километров. И не одну, а целых две нитки с насосной станцией — как того требует СНиП.

 

При таких обстоятельствах и подходах о каком социально-экономическом развитии соответствующей территории может идти речь? Вместо того, чтобы разобраться, на законном ли основании предпринимателю достался земельный участок и почему долгое время он не используется по назначению, а дробится и продается под другие нужды. Вместо того, чтобы поставить вопрос о его принудительном изъятии или выкупе — чиновники решили сыграть роль  благодетелей для девелоперов. А главное, ситуация с этим горе-девелопером и его горе-инвестициями в строительство домов, вхожим во все госучреждения, оставляет за собой риск для населения остаться вовсе без какой-либо воды. Ведь на этом земельном участке, как отмечалось ранее, расположен водовыдел технической воды, которая прямиком поступает в краны населения. 

 

А что касательно питьевой воды для народа в этом районе, то на самом деле вся вода поступает народу со все того же стратегического объекта каскада ГЭС. Только вот вода эта техническая, т.е. не отвечающая санитарным нормам предьявляемым к питьевой воде. А заведует всем этим незатейливым бизнесом и беззаконием поставок технической воды населению некий гражданин, судя по фамилии, возможно, имеющий родственную связь с  бывшим акимом Алматинской области и бывшим управляющим делами президента Н.Назарбаева. Практически все кафе и рестораны, расположенные вверх по Дулати (Навои), за неимением другой, получают эту техническую воду от предприятия Умбетова. Да что там взрослое население, общеобразовательные учреждения также снабжает водой все то же предприятие — ТОО «BAUYR LTD Company», того самого родственника высокопоставленного госчиновника (или все же однофамильца?).

 

Вчитаемся в требования строительных норм СП РК 3.01-101-2013 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов»:

 

«П 9.1. Проектирование систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и канализации городов и других населенных пунктов следует производить в соответствии с требованиями СП РК 4.01-02, СН РК 4-01-03 с учетом санитарно-эпидемиологической надежности получения питьевой воды, соответствующей СТ РК ГОСТ Р 51232. Общие требования к организации и методам контроля качества, экологических и ресурсосберегающих требований».

 

Другими словами, все существующие и вновь построенные в этом районе жилые здания, сооружения должны проектироваться и сдаваться в эксплуатацию с соблюдением этой нормы и иметь и получать воду питьевого свойства, и структуры акимата должны строго придерживаться этой нормы. Но как и каким образом, имея техническую воду, дома вводятся в эксплуатацию, выдается разрешительная документация на их строительство — остается тайной для простого населения. При таких безобразиях на век акиматовских управленцев хватит еще девелоперов, только успевай отчуждать, разрешать, изменять, а там видно будет. Но только в стране есть законы и хозяин — это народ, Это он наполняет своими налогами государственный бюджет надеясь получить от этого достойную жизнь, а выходит все наоборот. Бюджетные деньги – это деньги прежде всего налогоплательщиков. И ими надо распоряжаться рачительно, а не преступно. 

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости

A PHP Error was encountered

Severity: Notice

Message: Undefined property: stdClass::$video_url

Filename: main/_post_item.php

Line Number: 16

Backtrace:

File: /www/wwwroot/spik.kz/application/views/post/main/_post_item.php
Line: 16
Function: _error_handler

File: /www/wwwroot/spik.kz/application/views/post/post.php
Line: 162
Function: view

File: /www/wwwroot/spik.kz/application/controllers/Home_controller.php
Line: 272
Function: view

File: /www/wwwroot/spik.kz/application/controllers/Home_controller.php
Line: 120
Function: post

File: /www/wwwroot/spik.kz/index.php
Line: 325
Function: require_once

Петр Своик: Казахстан может избавиться от компрадорства

Новости партнеров

Подпишитесь на нас, чтобы получать интересные новости!

Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie