В Казахстане наконец-то стала решаться проблема с общественными туалетами. Они начали появляться реально там, где нужны. Теперь фокус общественного внимания переместился на скорость появления мест, которые жизненно необходимы в силу естественных потребностей человеческого организма.
Следить за прогрессом в таком деле гораздо удобнее и эффективнее через механизм маслихатов, чем через паблики и соцсети. Очень хотелось бы, чтобы партия власти Nur Otan взяла данную проблему на особый контроль. В конце концов, депутаты маслихатов – тоже люди и приспичить им может в самый неподходящий момент.
Порядок на улицах населенных пунктов и вдоль оживленных трасс можно описать формулой, которая применима в отношении мусора: человек должен донести бумажку или окурок до мусорной урны, а государство должно позаботиться о том, чтобы данный маршрут был не слишком длинный. С туалетом формула аналогичная, только расстояние здесь имеет куда более критичное значение.
Когда политическое руководство озаботилось наличием общественных туалетов вдоль трасс республиканского и областного значения, то сразу последовала критика в адрес построенных объектов. И хотя высказанные замечания – полностью справедливы, но лучше уж туалет, имеющий некоторые несовершенства, чем его полное отсутствие. Разумеется, определенные базовые вещи, связанные с безопасностью и гарантирующие отсутствие угрозы упасть туда, где не только опасно, но и жутко неприятно, должны непременно присутствовать.
Общественные туалеты относятся к таким объектам инфраструктуры, за которыми невозможно эффективно следить из республиканского центра. Здесь требуется деятельная работа на местах со стороны акиматов и маслихатов районного и городского уровня. Работникам акиматов по большому счету без разницы, на что тратить бюджетные деньги – на замену бордюров, фонтаны или общественные туалеты, поскольку в зданиях акиматов санузлы всегда находятся в рабочем состоянии. А вод депутаты маслихатов, призванные поддерживать гораздо более тесную связь между гражданским обществом и органами государственного управления, не должны уклоняться от выполнения своих функциональных обязанностей.
Одно время заговорили было о взятии курса на «малые дела», заключающиеся в обустройстве детских площадок, установке скамеек, разбивке клумб, стрижке газонов и тщательной уборке мусора. Но, к сожалению, это во всех смыслах правильное начинание приняло формат кампанейщины, а потому в какой-то момент сошло на столь же малые (а чуть позже – и на сверхмалые) обороты. Общественные туалеты в перечень «малых дел» не попали по причине своей ресурсозатратности. И вопрос даже не в том, что покрасить скамейку гораздо легче и дешевле, чем установить туалет, а в поддержании его в рабочем состоянии. Если это биотуалет, то его нужно вовремя опорожнять, мыть, снабжать туалетной бумагой. Если капитальный, то он должен быть врезан в системы водоснабжения и канализации. Ну а при условии наличия воды и очистки с помощью машин-ассенизаторов планка требований к сервису еще больше возрастает.
Городские и районные власти в своем большинстве не любят связываться с проблематикой общественных туалетов, поскольку это реальная головная боль. Новые бордюры специального обслуживания не просят, а за туалетами (даже если они типа «сортир») нужно присматривать постоянно. Вот и получается, что на свежеподметенных улицах валяются свежевыброшенные пластиковые бутылки с содержимым характерного цвета, поскольку автовладельцам элементарно негде справить свои естественные потребности.
После того как маньяк изнасиловал школьницу в неработающем уличном туалете, помимо собственно постройки и содержания общественных туалетов остро встал вопрос об их безопасности.
Сегодня, когда внутренние выборы в партии Nur Otan в самом разгаре, хотелось бы обратиться к будущим победителям праймериз, из которых руководство партии власти обещает сформировать как минимум половину корпуса депутатов маслихатов на приближающихся выборах. Не надо быть провидцем, чтобы прогнозировать абсолютное доминирование нуротановцев в составе маслихатов всех уровней – это явно не сенсация. А вот как эти люди будут выполнять работу по созданию комфортной среды для жителей (а значит – и для избирателей) на конкретной территории – большой вопрос.
В старые времена один умный человек заметил, что судит по городу, который вы посещаете, можно по книжным магазинам. Сказано это было в доинтернетовскую эпоху, а потому в нынешних условиях значение точного маркера книжные магазины уже утратили. А вот общественный туалет очень многое может рассказать о городе (районе, поселке, ауле), об отношении местной власти к людям (своим и приезжим), о реальном понимании человеческих потребностей.
Если судить по Алматы, то частный бизнес на вверенных ему участках проблему обеспечения посетителей общественными туалетами решает. Где-то они бесплатные, хотя в основном – все-таки за деньги, но главное – они есть. А вот общественное городское пространство до недавнего времени сталкивалось с тотальным дефицитом таких санитарных объектов, да и сейчас все еще находится в фазе острого дефицита. Вообще все эти оценки – сугубо условные. Потому что, если горожанин гуляет по набережной реки Есентай на участке выше или ниже улицы Аль-Фараби, его никак не спасет общественный туалет, расположенный на улице Панфилова. Как мы уже писали выше, такой объект должен находиться в шаговой доступности.
«Фишкой» алматинских реалий становится ситуация, в которой общественный туалет вроде как есть, но в данный конкретный момент не работает (позднее время суток, раннее время суток, техническая поломка, заболел обслуживающий его работник). Получается парадоксальная ситуация: формально туалет есть, но реально им воспользоваться нельзя. Это как фотография парашюта вместо самого парашюта.
Как-то я наблюдал, как на озере Каинды местные жители подогнали экскаватор, тот выкопал глубокие ямы, и на них тут же установили дощатые конструкции «домика неизвестного архитектора». На всю процедуру ушло несколько часов, хотя делали все это без спешки. Даже в условиях городской среды можно запросто использовать такую же технологию, правда, с оговоркой, что «домики» будут существовать в качестве временного явления. Потом рядом или на том же самом месте можно будет поставить капитальные сооружения. Здесь главное – понимание проблемы, политическая воля, хозяйственный подход и постоянный присмотр.
Обращаться с подобными просьбами к партиям «Ак жол» или КНПК бесполезно, потому что из их рядов выходят не акимы, а депутаты. Два-три человека в коллективном органе редко могут убедить или переубедить 10–15 депутатов, которые не являются их однопартийцами. Поэтому раз уж членов Nur Otan будет большинство, пусть поставят вопрос общественных туалетов на повестку дня и претворят в жизнь принятые решения, ведь полномочий у депутатов маслихатов для таких вещей вполне достаточно. К тому же, как нам обещают организаторы праймериз и их непосредственные участники, победят самые толковые, активные и неравнодушные, нацеленные на принесение пользы государству и простым людям. Ну а когда рядовому гражданину есть где справить свои естественные потребности, тогда и государству становится легче.