419.54 509.2 5.72

Против лома нет приема, или Об «Азаматтық балама»

Кто стоит за новой инициативой по протестному голосованию на выборах в Казахстане.

 

Скажу сразу, что, узнав о новой «инициативе», не знала, то ли плакать, то ли смеяться. Уж больно пестрая компания собралась. Это первое. Во-вторых, из всей пятерки подписантов только двое известны конкретными делами. Это гражданский активист Альнур Ильяшев – один из организаторов митингов в Алматы и резко выражающий свое неприятие того, что делается в стране, на страницах печатных СМИ и в социальных сетях. Второй – Галым Агелеуов, с которым много лет назад познакомилась на президентских выборах в Кыргызстане. Тогда он возглавлял группу наблюдателей от нашей страны.

 

Что касается троих других, то просто диву даешься, читая их биографии. Скажем, Дастан Кадыржанов, ранее известный, как племянник Динмухамеда Кунаева. И не более. В свое время он получил образование в одном из лучших московских вузов. Однако за годы суверенитета не был замечен, как активный человек с гражданской позицией. Перелом произошел пару лет назад, когда стало известно, что он пишет книги. И вот уже второй год г-н Кадыржанов взял на себя роль оракула, и, подобно дельфийским пифиям, либо пишет длинные бессвязные тексты, либо кликушествует, раздавая многочисленные интервью. Суть его выступлений трудно уловить, потому что речь перетекает из одной темы в другую. Но, похоже, сейчас он уловил некий нерв и вещает с конца прошлого года о том, что выбора в стране нет. Дескать, если нет реформ, то нас ждет революция. Конечно, кто-то из злых и острых на язык критиков скажет, что это – очевидные истины и, мол, незачем, обращать внимание на то, что изрекает очередной «капитан очевидность». Критик, конечно, будет прав. Однако находятся люди, считающие, что г-н Кадыржанов и впрямь изрекает истину в последней инстанции. Правда, больше такое мнение основывается на том, что племянник такого человека, как Кунаев, не может быть неправым. Что делать, автохтонность имеет место в нашей жизни до сих пор. А отсутствие критического мышления – то, что на руку Дастану Кадыржанову и всем тем, кто сегодня вознамерился взять на себя роль пассионариев и повести несмышленых собратьев вперед к светлому будущему, где можно иметь будет токалок, но царить надо всем станет псевдодемократическая риторика.

 

Так кто там у нас далее из числа подписантов новой платформы? Ах да, Тогжан Кожалиева. Пожалуй, неугомонности этой дамы могут позавидовать все те, кто собирается себя посвятить столь нелегкому поприщу, как политика. Появившись в 90-е как заместитель председателя Либерального движения, Тогжан вскоре стала исполнительным директором молодежного движения «За будущее Казахстана», а затем исчезла на долгие годы вследствие какого-то скандала с финансами вокруг агитпоезда в период президентской кампании. И возникла в родных краях несколько лет назад. Оказалось, что все это время она пребывала в Москве, где, вероятно, неплохо себя чувствовала, как бизнесвумен. Во всяком случае, в реестре предпринимателей РФ она числилась, как индивидуальный предприниматель. ИП ликвидировано 24 ноября этого года, хотя сама Тогжан уже лет 10-12 работает в родной стране. Лихо! Это к вопросу о патриотизме, прагматизме и прочем.

 

И опять же для тех, кто не знает биографий тех, кто подписал обращение о создании «Азаматтық балама» («Гражданская альтернатива»), отмечу, что по возвращению домой г-жа Кожалиева почти 10 лет работала в «KazEnergy» – структуре, возглавляемой Тимуром Кулибаевым. Знающие люди, прочитав это, сразу сложат дважды два – четыре, и получат искомый ответ на вопрос «Чьи деньги, Зин».

 

Напоследок о самом молодом подписанте – Димаше Альжанове. Милый, скромный молодой человек – таким он предстал перед теми, кто посещал дискуссионный клуб «Политон», организованный Нурбулатом Масановым и Сергеем Дувановым. Сегодня он по-прежнему скромен – все же дают знать о себе корни. Димаш из семьи, где хорошее воспитание много значит. Учился на Западе, политолог. Один из создателей движения «Оян, Казахстан!».

              

Итак, в преддверии выборов в мажилис и маслихаты всех уровней, которые состоятся 10 января 2021 года, активизировались многие. Что свело столь разных людей вместе – можно только гадать. Естественно, автор этих строк далека от того, чтобы делать однозначные выводы и выносить вердикт. Вердикт – это решение, принимаемое присяжными заседателями. Журналист же наблюдает и подмечает – то, чем я и занимаюсь. Выводы же делать читателям.

 

Итак, что нам предлагают новоявленные азаматчики? Новоявленные потому, что, когда в Казахстане возникло движение «Азамат», всех этих подписантов не оказалось в числе тех, кто поддержал Тохтара Аубакирова, Мурата Ауэзова, Петра Своика, призвавших еще в 90-е годы голосовать за реформы в политической системе страны. Конечно, некоторые в силу возраста и не могли что-либо сказать, но большая часть из числа подписантов уже тогда могла проявить свою гражданскую позицию. Однако понадобилось почти 30 лет, чтобы эти люди созрели для активных действий. Не слишком ли большой срок для прозрения?

 

Но вернемся к тому, что предлагает нам «Пятерка», которая явно не из когорты «кембриджской пятерки», но метит попасть в ряды прославленных имен. А предлагают ни много ни мало – вычеркнуть в избирательных бюллетенях все партии, участвующие в выборы. Аргументация «железная» – дескать, выборы, проходят на «безальтернативной основе», и все эти партии на способны провести политические изменения.

 

Ну, конечно, как еще назвать власти и оценить текущую ситуацию, если не дают зарегистрировать партию? При этом г-жа Кожалиева скромно умалчивает о том, удалось ли ей собрать необходимое число подписей в поддержку партии «ХАК», которую она собиралась создать. Легче же обвинить власти, чем признаться в том, что инициаторы не способны собрать необходимое для регистрации политической партии количество подписей.

 

Самое смешное, что подписанты радеют о том, что в нынешних условиях граждане страны лишены права участвовать в управлении государством. Хотелось бы поинтересоваться, а могут ли азаматчики назвать страны, где народ участвует в управлении государством? Боюсь, что не смогут.

 

И уж совсем не выдерживает критики то, что «Азаматтық балама» собирается организовать систему подсчета протестного голосования. Возникает сразу несколько вопросов. Первый: для чего будоражить электорат, не слишком образованный по части избирательного законодательства? Ведь для наблюдения за ходом выборов и подсчетом голосов необходимо исполнить ряд требований. А из всей пятерки опыт такой работы имеется лишь у Галыма Агелеуова. Впрочем, и у других, возможно, тоже. Но г-н Агелеуов не просто являлся наблюдателем на выборах, но и был организатором групп наблюдения. А это уже совсем другой уровень. Иначе говоря, сомнений в том, что «Азаматтық балама» сумеет выполнить все требования ЦИК и быть допущенной к наблюдению на выборах, более чем достаточно.

 

Второй: откуда возьмут людей для исполнения данной задачи? Кто их будет готовить?

 

Сдается мне, что вся эта инициатива шита белыми нитками и предпринята лишь для того, чтобы иметь возможность кричать на весь мир о том, что власти не прислушиваются к народу, не отвечают на запросы и чаяния людей. Не стану говорить о том, что этот плач Ярославны ничего общего с реалиями нашей жизни не имеет. Речь о другом. А именно: любителей хайповать, половить рыбку в мутной воде у нас становится все больше. И если прежде могли говорить о весеннем или осеннем обострении, то сегодня похоже на то, что каша в головах, недостаток знаний восполняется базар-вокзалом (а именно так можно охарактеризовать то, что творят в социальных сетях любители хайпа). Похоже, что всем им кажется, что против лома нет приема, а потому надо переть, не обращая внимания на то, что вокруг все не так, как они об этом кричат.

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости
Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie