По мнению депутата верхней палаты парламента Нурторе Жусипа, электросамокаты и гироскутеры представляют угрозу для жизни.
По словам сенатора, за 8 месяцев этого года зарегистрировано 387 случаев с участием таких устройств, 25 человек погибли, 411 получили ранения, сообщает SPIK.kz.
– Скорость электросамокатов очень высока, и он может появиться в любой точке тротуара. Комитет по правовой статистике и специальным учетам не ведет официальную статистику происшествий с участием таких устройств. Электросамокаты, самокаты, гироскутеры оказались сейчас в ситуации, представляющей серьезную опасность для жизни граждан озвучил, – сказал Нурторе Жусип на заседании сената.
В своем депутатском запросе на имя вице-премьера РК Романа Скляра Жусип подчеркнул, что в законе «О дорожном движении» правовое положение самоката не прописано.
– В нормативных актах отсутствует классификация устройств данного типа. Министерство внутренних дел не может отнести электросамокаты в какому-либо транспортному средству, например, к мопедам или скутерам. В МВД ссылаются на принципиальные технические различия и особенностей эксплуатации. В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств любое транспортное средство, предназначенное для использования на дорогах общего пользования, должно быть оснащено ближним и дальним светом, светоотражателями, указателями поворота, габаритным освещением, тормозным сигналом, спидометром и боковыми зеркалами, – добавил сенатор.
Невозможность классифицировать транспорт не позволяет законодательно закрепить права и обязанности лиц, управляющих такими средствами, считает Нурторе Жусип.
– В этой связи мы считаем необходимым правовое регулирование ввоза и безопасной эксплуатации электросамокатов. Прошу вас ускорить проработку вопроса классификации вышеуказанных устройств и внесение соответствующих поправок в законодательные акты. Разработать соответствующий регламенты, стандарты и требования к данным устройствам с учетом норм, отраслевых техрегламентов ЕАЭС, в рамках осуществления таможенного контроля просим принять меры по ограничению ввоза устройств, не соответствующих требованиям регламентов и стандартов, – сказал депутат.
Напомним, в 2019 году казахстанское законодательство приравняло самокат к мопедам. Однако специального разрешения на управление не требуется. Не нужен ни экзамен на знание правил дорожного движения, ни официальная регистрация. Передвижение самоката регламентирует 24-й раздел ПДД: разрешено движение по велодорожкам, по правому краю проезжей части и автобусным «выделенкам».
В случае выезда на пешеходную часть нарушителю «влепят» штраф в 15 МРП. Но на практике все эти предписания игнорируются и владельцами, и дорожными полицейскими.
Кстати, до 2017 года передвигающиеся на самокатах приравнивались в РК к пешеходам. Почему-то считалось, что «средства» не предназначены для использования на дорогах общего пользования.