О чем на неделе писала казахоязычная пресса.
Спор казахских суфиев опубликовали в газете Abai.kz. Сын одного из приверженцев этого течения раскритиковал в социальных сетях учителя казахских суфиев Ысматулу Максума. Такое поведение молодого человека не понравилось известному ученому, профессору, «одному из руководителей» течения Саяту Ыбраеву.
Сын казахского журналиста и суфия Санжара Керимбая Чингис Керимбай раскритиковал в социальных сетях учителя суфиев, религиозного деятеля Ысматулу Максума, обозвав суфиев фанатиками.
«Наблюдая за фанатиками-суфиями, которые говорят, что в России появится Махди и Путин ему протянет руку, я понимаю, почему Ататюрк гонял фаталистических турецких религиозных людей», — написал сын Санжара Чингис.
Публикацию, появившуюся в марте этого года, бурно стали обсуждать в социальных сетях. И после этого обсуждения появился ответ казахского профессора, «одного из руководителей» суфиев Саята Ыбраева. Свой ответ профессор адресовал отцу Чингиса Санжару Керимбаю.
«Санжар Керимбай, тебе трудно было извиниться за аморальное поведение сына? Тогда бы этого скандала не было бы! Все шумят, спрашивают. Как не шуметь, если твой малолетний сын берет за ворот аксакала, в первую очередь твоего учителя, человека, который в течение 60 лет держит знамя духовности, человека, которого уважают и почитают не только казахи, но и муфтии России, Турции и всего мира. Как понять лай твоего ребенка?» — написал профессор.
В материале также описано, кем является профессор Саят Ыбраев, за что в 2011 году осудили его и учителя казахских суфиев Ысматулу Максума и их соратников, где и когда родился Ысматула Максум. Приведены высказывания самого журналиста Санжара Керимбая, который, будучи суфием, критикует своих же единоверцев.
О причинах разлада среди казахских суфиев подробно рассказали в газете Serke.org. По данным этого издания, амбициозный Санжар Керимбай хочет занять место учителя суфиев Ысматулы Максума, который в нынешнее время в свои заграничные поездки берет своего сына, представляя его своим преемником.
Это не понравилось Санжару Керимбаю, и он через своего сына критикует своих единоверцев. Потому что если все пойдет по плану, то следующим покровителем суфиев будет сын Ысматуллы. Поэтому он знакомит своего сына с суфиями Татарстана, Башкортостана и Турции.
«По некоторым предположениям, покровитель Ысматтула занимался пропагандой религиозно-идеологической сферы российской политики «русского мира». И имеются основания для этого предположения. Новый религиозно-идеологический проект, созданный под именем Ясави, перешел к решительным действиям, когда завершался российский проект «рамзанизации» в Чечне. Ахмат Кадыров, служивший в Чечне муллой, после ставший муфтием, был «избран» президентом, и теперь страной руководит его сын Рамзан. Мы не знаем, пытались ли тогда казахстанские власти экспериментировать подобную «игру», но в конце 90-х годов для создания общины Ясави в Казахстан из Пакистана был доставлен Ысматулла. Известно, что руководил этой операцией Галым Бокаш. Их можно называть сектой или общиной, но любое идеологическое течение под прикрытием религии стремится к политической власти. Суфийские секты тщательно прописали сценарий захвата политической власти в стране и много раз реализовывали его», — говорится в этом материале.
Новую политическую партию хочет создать казахский активист Ауыт Мукибек. Политическое заявление активиста опубликовали в издании Altyn-orda.kz. По словам Ауыта Мукибека, его политическая организация будет поднимать проблемы казахских репатриантов.
В праздничный день, когда вся страна отмечала День Республики, Ауыт Мукибек заявил о своем желании создать партию «Қазақ арманы», что в переводе «Мечта казаха». По словам активиста, цель организации — вернуть этнических казахов на историческую родину.
«Благодаря Великому кочевью, которое получило начало при правлении первого президента Нурсултана Назарбаева и нашло продолжение при Касым-Жомарте Токаеве, в страну вернулись 1 млн 101,2 тысячи казахов. За границей остались еще есть миллионов человек. За последние 10-15 лет из-за внутренних и внешних препятствий Великое кочевье переживает невиданный застой. Мало того, поручения и рекомендации, данные нашим президентом Касым-Жомартом Токаевым по миграционной политике, правительством вообще не выполняются», — заявил Ауыт Мукибек.
Поэтому неравнодушных людей он призвал объединиться в партию и через партию добиваться решения проблем казахских репатриантов.
Письмо известного казахского писателя Мухтара Магауина, адресованное президенту Касым-Жомарту Токаеву раскритиковал Серик Хасенов. Его мнение опубликовали в газете Alashainasy.kz.
Ранее классик казахской литературы обратился к президенту страны с открытым письмом, где выражал свое сожаление по поводу того, что казахский писатель Турысбек Саукетай не был удостоен государственной награды. По мнению Серика Хасенова, классик молчал, когда в январе проливалась человеческая кровь, но заступился за писателя из-за премий.
Молодой человек пишет, что не может понять людей, которые на все смотрят двойными стандартами. И, по его мнению, писатель Мухтар Магауин очень любит монархическую систему. Он написал письмо не своему народу, а своему «царю» с просьбой о подарке.
«Всем же понятно, что это своего рода политтехнология, сделанная из-за симпатии к Токаеву, вроде, «Король прислушался мнению Великого писателя». Я не знал, что судьба Магауина трагичнее судьбы Алихана...( ладно это другая тема, после напишу). Я достаточно читал про Алаш. Как я понял, все алашевцы боролись во благо будущего, они понимали, что будет спрос. Потому что это были люди с демократическим образом мышления. А в демократической норме надо требовать, просить, высказывать свое мнение и это правильно. Миссия таких людей, как Магауин, окончена. Спасибо им! На самом деле, когда мы были колонией, нам наверное, нужны были пафосный национализм, нужно было создавать культ ханов для того, чтобы сохранить национальные ценности, не стирать идею независимости...», — написал Серик Хасенов.
Теперь, по его мнению, борьба должна вестись за демократию. Потому что демократия может быть гарантом независимости любой страны...
«Я всегда говорю, что демократия не установится путем создания культа монархических фигур. Необходимо продвигать идею Алаш и прославлять его самобытность», — считает молодой человек.