Не на шутку разбушевавшийся в Казахстане в этом году топливный кризис вряд ли можно считать последним. По прогнозам экспертов, аналогичные коллапсы будут наблюдаться в нашей стране как минимум в течение ближайших трех лет.
О том, почему эти кризисные явления неизбежны и какие меры нужно предпринимать для локализации негативных последствий, расскажет руководитель информационно-аналитического центра TeleTrade Сергей Лысаков.
Читайте:
Дизельная чехарда: почему больше не будет дешевого топлива
– По Вашему мнению, какова основная причина нынешнего топливного кризиса? Депутаты уверены, что во всем виноваты управленцы и отсутствие грамотных решений с их стороны. Чиновники, как всегда, оправдываются стечением обстоятельств и пытаются запретами урегулировать ситуацию...
– Предпосылки топливно-энергетического кризиса в Казахстане назревали давно. Нельзя назвать это проблемой текущего года, потому что она в большей степени носит сезонный характер. Топливные карты стали обыденностью. А купить дизель или бензин за наличные – довольно проблематично.
Основной причиной, пожалуй, является отсутствие системного подхода к развитию нефтедобычи и нефтепереработки. Это выражается не только в необходимости запуска дополнительных нефтеперерабатывающих мощностей, увеличения поставок сырья на НПЗ, но и в механизме ценообразования на внутреннем рынке. Существующая практика субсидирования цен на топливо на внутреннем рынке не дает возможности НПЗ влиять на стоимость отпускаемых нефтепродуктов по давальческой схеме, но позволяет им оказывать ограниченное влияние на стоимость услуг по переработке нефти. При рекордном росте цен на нефть на мировом рынке ее поставки за рубеж становятся намного выгоднее, чем реализация на внутреннем рынке. Система таможенного оформления нефтепродуктов в Казахстане никак не препятствует вывозу топлива из страны в сопредельные государства, где оно стоит дороже.
Такой механизм ценообразования на внутреннем рынке будет действовать до 2025 года, а значит, подобные кризисы будут возникать с завидной сезонной регулярностью еще как минимум три года, каждый раз приводя к очередному витку роста цен.
– Можете назвать факторы, которые также сыграли свою негативную роль в сложившейся ситуации?
– Раскрутке топливно-энергетического кризиса способствует монопольное положение отдельных игроков. По оценке Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК), основной объем нефти, предназначенной для внутреннего рынка, забирают CNPC и «КазМунайГаз», которые через аффилированные давальческие компании приобретают 78% сырья для переработки. Они же реализуют готовые нефтепродукты через связанные с ними ТОО Sinooil и АО «КазМунайГаз Аэро». При этом из всей нефти, предназначенной для внутреннего рынка, CNPC поставляет только 25%. ТОО Petroleum Operating покупает еще 8% сырья на рынке. Остальные 14% приобретают 36 других давальцев.
Также обращает на себя внимание непродуманность графика ремонтных работ на Шымкентском и Павлодарском НПЗ. Безусловно, тянуть дальше с ремонтом не стоило, особенно если учесть, что его сроки на этих НПЗ уже не раз переносились. Однако то, что случилось, было вполне предсказуемо. Наверное, стоило начать реализовывать ремонтные работы в период меньшего ажиотажного спроса на топливо.
– Сегодня все чаще звучит мнение, что для урегулирования ситуации Казахстану нужна реформа управления отраслью. Только вот поможет ли это, особенно учитывая, что дальше внедрения новых командно-административных методов реформаторская мысль у наших законотворцев не идет?
– Временные меры, предлагаемые депутатами мажилиса, к сожалению, не смогут кардинально изменить ситуацию. Все равно в своей безудержной погоне за прибылью нефтяные компании и посредники на топливном рынке обязательно найдут способы вывоза топлива в сопредельные страны.
– Какие глубинные преобразования необходимо провести, чтобы наш топливно-энергетический комплекс систематически не превращался в аттракцион под названием «Американские горки»?
– Как мне кажется, единственным разумным выходом из этого тупика является переход на свободное ценообразование на внутреннем рынке Казахстана уже сейчас. И пусть этот процесс будет крайне болезненным, но его необходимо осуществить в ближайшие четыре года. Для создания своеобразного демпфера можно ввести заградительные вывозные пошлины на топливо на весь переходный период. Но, скорее всего, существенного эффекта от этого не будет. Поэтому прежде всего необходимо менять систему ценообразования на внутреннем рынке. НПЗ должны получать достаточно средств на проведение модернизации. Следует пересмотреть акцизную политику на внутреннем рынке в пользу снижения акцизов.
Необходимо стимулировать развитие мини-НПЗ с одновременным введением жесткого контроля за качеством производимых ими нефтепродуктов, учетом отгрузки, предоставлением налоговых преференций на период выхода на проектные показатели. Было бы неплохо внедрить контрактную систему долгосрочных поставок нефтепродуктов внутренним потребителям для тех, кто будет работать в условиях льготного налогового режима. К нарушителям контрактных условий должны применяться экономические механизмы давления в виде штрафов. В случае выполнения обязательств на внутреннем рынке, наоборот, следует поощрять, предоставляя возможности приоритетного экспорта нефтепродуктов. Разумеется, перед введением всех этих мер их необходимо детально проработать с потенциальными инвесторами и крупными потребителями топлива в РК.