419.66 500.44 5.62

Три короба обещаний, или Зачем нам «мыльные пузыри»?

Обещать – не значить жениться. Именно по такому принципу строят свои предвыборные стратегии партии, рвущиеся в мажилис. Такой подход давно уже стал в нашей стране национальной традицией, и вряд ли хоть у кого-то из партийных бонз или рядовых избирателей встают дыбом волосы от столь явного непрофессионализма и откровенной недальновидности.

 

Но если раньше наблюдалось хоть какое-то качество в популистской составляющей предвыборных программ, так как партийные стратеги все-такие делали какие-никакие выкладки и расчеты, оперируя реальными цифрами, то в текущем электоральном периоде партии – как с цепи сорвались. Они буквально «вгрызаются» в совсем уж очевидные «мыльные пузыри».

 

Полные штаны популизма?

 

Понятно, что популизм для политика – как манная каша для грудничка. В микроскопических дозах он даже полезен. Но обитатели нашего партийного поля привыкли жрать в три горла, мера для них – понятие растяжимое. Столь неразумный подход нередко приводит к разного рода несварениям, имеющим обыкновение обостряться в моменты предвыборных гонок. Особенно очевидны симптомы этой хроники у действующих парламентских партий. Зачастую они, дорвавшись до мандатов, тут же забывают о своих обещаниях и сильно обижаются, если кто-то вдруг указывает им на то, что получившиеся в итоге результаты – цвета детской неожиданности.

 

Увы, но даже правящая партия с ее широкими, если не сказать – безграничными возможностями, наличием четкого плана преобразований и команды, способной претворять их в жизнь, оказалась не без грешка.

 

Так, накануне предыдущих парламентских выборов партия заявляла: «Мы сфокусируем усилия на развитии современной IT-инфраструктуры для ускоренного развития онлайн-торговли, электронных услуг, цифрового телевидения и мобильного интернета, дистанционного обучения, промышленного интернета (3D-принтинг) и технологий BigData во всех отраслях экономики». И несмотря на то что подобного рода обещания нельзя назвать чистой воды популизмом, поскольку бюджетные деньги в эту отрасль в течение последующей пятилетки таки вкачивались (и довольно активно), по факту программные заявления таковыми и остались. Результаты все мы могли наблюдать воочию во время весеннего локдауна, когда периодически «лежали» то портал госуслуг, то та самая «дистанционка».

 

Со многими другими направлениями – аналогичная ситуация.

 

Возьмем хотя бы развитие «зеленой» энергетики. Партия клятвенно заверяла, что доведет ее уровень как минимум до трех процентов в общем объеме использования энергоресурсов. Однако по итогам 2019 года доля ВИЭ кое-как перевалила за 1,4 процента.

 

Еще более одиозно на фоне громких коррупционных скандалов и увеличившихся изъятий из Нацфонда звучит другой посыл партии власти из далекого 2016 года: «Основным приоритетом бюджетной политики станет ее оптимизация, жесткая экономия бюджетных ресурсов, рациональное и бережное использование средств Национального фонда, повышение эффективности государственных расходов».

 

Стоит также отметить, что некоторые представители партии, получив по итогам электоральной гонки депутатские значки, далеко не всегда выступали системными игроками, мечтающими как можно скорее приблизить то самое заключенное в оковы предвыборной программы партии будущее. В первую очередь потому, что довольно редко пользовались своим правом законодательной инициативы и предпочитали барахтаться в законотворческих водах, вначале принимая разработанные правительством законопроекты, а потом громко критикуя и отчитывая оплошавших разработчиков за недочеты.

 

Все это, по сути, только усиливало ту самую популистскую составляющую.

Впрочем, надо признать, что в отличие от других парламентских партий Nur Otan все же поступательно движется в сторону обозначенных направлений, хотя и не всегда достигает заявленного результата. Тем не менее, это не лишает партию морального права из раза в раз баллотироваться в парламент. На сегодняшний день Nur Otan – это единственный партийный объект на поле Казахстана, который, несмотря на упомянутые нюансы, все же может ответить за каждое произнесенное слово, предъявив конкретное дело. Ситуация же с его спарринг-партнерами по мажилису – куда хуже и бесперспективнее.

 

Обмани меня, если сможешь

 

Начнем с КНПК, перелицевавшейся в Народную партию Казахстана, которая сегодня особенно отчаянно пытается влезть на амбразуру на волне оголтелого популизма, предлагая то второй раунд кредитной амнистии, то снижение пенсионного возраста, то принятие новых государственных программ типа доступного питания для каждого казахстанца.

 

Подобные заявления, конечно же, звучат заманчиво для определенной части нашего общества. Но цена им – медный грош, как, впрочем, и всем обещаниям, ранее звучавшим из уст коммунистов. С этой точки зрения стоит вспомнить, что в одной из своих предвыборных платформ они прописывали введение косвенного налогообложения, при котором «больший налог платит тот, кто богаче».

 

«В Казахстане, помимо беспредельно богатых олигархов, появился достаточно многочисленный средний класс предпринимателей. Государственная власть обязана заставить этих людей подумать об интересах общества, а не сорить деньгами направо и налево для удовлетворения собственных прихотей», – громко заявляли они.

 

Когда же дошло до реального раскулачивания олигархов, коммунисты тут же включили «заднюю» и единым фронтом выступили против предложенного правительством «налога на роскошь».

 

И таких примеров можно привести массу. Но, думается, одной из самых показательных стала профанация такого пункта собственной предвыборной программы, как «пятикратное снижение незаслуженно высоких зарплат депутатов парламента и чиновников высшего ранга». Несколько лет назад представители партии легкомысленно заявляли, что при кажущейся скромности этого предложения на самом деле оно позволит сэкономить не менее восьми миллиардов государственных средств в год. Сейчас же они предпочитают скромно об этом помалкивать…

 

Недалеко от вчерашних коммунистов ушел и «Ак жол». После прохождения в парламент депутаты от этой партии практически сразу же стали притормаживать на поворотах, выкидывая на ходу «балласт» из вчерашних предвыборных обещаний, когда-то составлявший социальный блок партийных программ.

 

Например, последователи «светлого пути» ни разу с парламентской трибуны не заявляли о таких когда-то значившихся в их предвыборных программах социальных проблемах, как создание накопительной системы для новорожденных или же ориентиры новой реформы системы пенсионного обеспечения. А уж тем более ни разу не пытались реализовать собственные подпрограммы, как, например, «Сырьевые доходы – на создание рабочих мест». Хотя несколько лет назад били себя в грудь и доказывали, что она и только она способна внедрить во взаимоотношения с крупными компаниями, эксплуатирующими казахстанское сырье, принцип «наше сырье – ваши технологии» и обязать инвесторов не только создавать заводы по переработке сырья в Казахстане, но и брать на работу исключительно казахстанцев.

В текущем выборном сезоне партия вновь прибегает к привычной тактике, заявляя новые социальные «завлекалочки» для учителей, врачей, молодежи, многодетных семей…

 

Понятно, что любая предвыборная платформа – это прежде всего игра в большую политику. Но складывается ощущение, что некоторые партии явно заигрались. Из-за своих длинных языков они окончательно теряют и без того хрупкую связь с потенциальными избирателями, продолжая паразитировать на чистой воды популизме.

 

И тут возникает вполне резонный вопрос: а имеют ли моральное право некоторые партии вновь претендовать на депутатские мандаты? Впрочем, однозначного ответа здесь нет, каждый из нас должен самостоятельно принять правильное решение.

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости
Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie