Как Гульнара Бажкенова, Динара Егеубаева и Гульжан Ергалиева хотят привлечь к себе внимание
Вот уже более 20 лет ушедшие в оппозицию воинствующие медиа-women пытаясь найти удовлетворение своим амбициям, поют старые песни о давлении на, так называемые, свободные издания. При этом, старательно не замечая произошедшие за это время изменения. Что заставляет этих успешных женщин воевать с властью? Выясним. Насколько сегодня сильны их позиции? Рассмотрим.
На днях в редакцию Orda.kz пришла посылка. Неизвестный воспользовался частной курьерской доставкой. В коробке лежала свиная голова, а в пасти ее была намеренно порванная фотография Гульнары Бажкеновой, главного редактора «Орды». Такого нонсенса в Казахстане не случалось с 2005 года, когда редактору оппозиционного издания «Республика» подбросили обезглавленную собаку с запиской: «Следующего раза не будет».
К тому же в отличие от того периода, на произошедший беспредел моментально отреагировал министр информации и общественного развития Дархан Кыдырали, опубликовав на своей странице пост.
«Мы осуждаем подобные действия в отношении наших коллег», — заявил министр. Он также высказался о готовности оказать правовую поддержку редакции.
До этого Динара Егеубаева и Гульжан Ергалиева заявляли о преследованиях от неизвестных. Теперь эта троица продолжают убеждать общественность в том, что в отношении них участились случаи угроз и провокаций. Их подозрение в первую очередь попадает на власти Казахстана. Но вопрос лишь в том, кому в действительности выгоден концерт брюзжащих пожилых дамочек?
Сперва давайте проанализируем, насколько вообще необходимо властям страны каким-то образом прессовать медиа-скандальных журналисток, а затем проследим – кто есть кто и в связи с чем они так активно взялись обвинять действующую власть.
Уровень посещения и подписки
В первую очередь присмотримся к представителю так называемой «старой оппозиции». Главный редактор издания Elmedia Гульжан Ергалиева известна своим острым словом и неуемными амбициями. Так что же представляет собой ее новое СМИ.
Сегодня Elmedia в основном размещается на YouTube-канале и в социальных сетях: Telegram, Instagram, Facebook.
Наибольшее количество подписчиков у этого ресурса на YouTube-канале – 77,1 тыс. Количество просмотров от 10 тыс. до 187 тыс. (разово), в среднем – 30-40 тыс.
- на Telegram – 1419 подписчиков,
- на Instagram – 884 подписчика,
- на Facebook – 7,7 тыс. подписчиков.
Бывшая диктор, ныне позиционирующая себя как журналист и ведущий Динара Егеубаева тоже делает ставку на социальные сети:
- наибольшее число подписчиков у нее на Instagram – 55, 8 тыс.
- на YouTube-канале DINARION у нее – 19,5 тыс. подписчиков. Количество просмотров – от 8 до 25 тыс.
- на Facebook – 10 840 подписчиков
- на Telegram – пока находится на стадии запуска.
Третья участница анализа Гульнара Бажкенова является главным редактором онлайн-издания Orda.kz. На сайте нет счетчика подсчета заходов. Поэтому узнать, сколько пользователей, в какой промежуток времени посещают ресурс, какие публикации читают, не представляется возможным. К слову, чаще всего такая информация необходима рекламным или маркетинговым агентствам, для определения влиятельности СМИ. Но раз на Orda.kz нет рекламы и живет она явно за счет другого, то очевидно ей невыгодно показывать всем количество заходов на сайт. Возможен, и другой вариант – сделанный упор на соцсети привел к тому, что пользователи попросту не заходят на сайт, предпочитая получать информацию из других источников.
Если отследить посещаемость сайта через сервисные приложения, к примеру Serpstat.com, то становится очевидным, что видимость доменного имени достигает в показателях всего лишь – 9,73, тогда как для сравнения akorda.kz – 350,44. Входящие ссылки (т.е количество ссылок ссылающихся на URL) – 4,55 К, для сравнения у akorda.kz – 49,05К.
Если говорить о социальных сетях, то Orda.kz имеет следующее число подписчиков:
- на YouTube-канале – 106 тыс. подписчиков. Кол-во просмотров от 23 тыс. до 1 млн (разово)
- на Telegram – 131 204 подписчика,
- на Instagram – 172 тыс. подписчиков. Это позволяет сделать вывод, что основной информационный поток СМИ и упор сделан на Telegram и Instagram.
- на Facebook – 4 822 подписчика.
Таким образом, можно отметить, что каждое из трех медиа далеко не лидирует в своем сегменте и даже в соцсетях они в середнячках. Их нельзя отнести к влиятельным и популярным СМИ.
Но может у них хорошая цитируемость? Согласно исследованиям Системы мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ Brand Analytics – ни orda.kz, ни elmedia не входят в Топ-30 наиболее цитируемых СМИ Казахстана, за февраль 2021 года.
Если абстрагироваться от аналитики, и взглянуть на действительно популярных казахстанских блогеров и СМИ, активно работающих в социальных сетях и сравнить их уровень влияния на умы казахстанцев, то становится очевидным, что ни Elmedia, ни orda.kz, ни тем более Dinarion, с ними рядом не стоят.
Возьмем, к примеру, тоже в меру оппозиционный медиа ресурс «За нами уже выехали», который только на YouTube-канале имеет 323 тыс. подписчиков. Количество просмотров –
от 53 тыс. до 129 тыс. (стабильно).
Nur.kz – на YouTube-канале имеет 106 тыс. подписчиков. Количество просмотров – от 32 тыс. до 1,7 млн (стабильно), разово – 3,3 млн.
Басе – на YouTube-канале имеет 923 тыс. подписчиков. Количество просмотров – от 36 тыс. до 5,5 млн.
Вывод очевиден: медиа orda.kz, Elmedia, DINARION выходят стабильно, никто их не закрывает. Количество просмотров, как и в любом другом издании, соответствует тематике, интересу пользователей сети, удачно подобранному заголовку, профессионализма ведущего в подборе тем и умении вести аудиторию за собой. Но в настоящее время на всю аудиторию пользователей Казахстана данные медиа влияния не оказывают.
Но может они кого-то задели своими расследованиями?
Если отследить тематику публикаций, размещенных на YouTube-канале Elmedia, условно их можно разделить на несколько категорий:
- преследование президента Назарбаева и его семьи
- новая политика Токаева
- экономические расследования
- Кантар, аресты, узники
- Украина – Россия
Разброс тем широк, подача материала тоже не всегда однозначна. Но ни одно не стало обсуждаемым среди широких масс казахстанцев. Это не уровень былой «Свободы слова».
У Динары Егеубаевой тоже особо ничего такого опасного для действующей власти нет. Свои передачи на YouTube она делает всегда по одной и той же схеме. Вначале у нее идет негатив в сторону Токаева, затем вопрос к гостю. Но ни в одном интервью она не задает уточняющие вопросы, не беседует со своим гостями, а просто предоставляет им право говорить все, что им вздумается.
У нее нет фактчекинга, она не перепроверяет информацию, предлагая зрителю верить на слово всему, о чем там говорится. И при этом отсутствие профессионализма она чаще всего скрывает за абсолютно ненужным жеманством и игрой на публику. Как правило, пока говорит интервьюируемый, в камере маячит ее лицо с участливо-жалостливым выражением. Так обычно чужие люди подходят к тяжело больному, когда не знают, чем ему помочь, но делают вид, что очень хотят. И завершается все – каким-нибудь пожеланием, которое читается обычно по бумажке, с все тем же жалостливым выражением лица. Если же происходит какой-нибудь незапланированный сбой, то Динара теряется.
Примером тому является беседа с кыргызским музыкантом Викрамом Рузахуновым. Пока Динара подбирала слова, играла на публику, выражая горечь происходящему, говорила слова пожелания, Викрам сделал небольшое отступление от темы. Динаре пришлось заглядывать в заранее заготовленную бумажку, видимо, чтобы как-то вернуться к запланированному сценарию. Выглядит жалко. Она не умеет импровизировать сходу.
В отличие от Instagram и YouTube-канала на Facebook Динара попросту репостит чьи-то публикации без каких-либо своих комментариев или дополнений. Перепосты занимают 99% на ее аккаунте в FB.
На какие средства Динара Егеубаева живет и ведет свой медиаресурс, неизвестно. Сама она утверждает, что создала все на свои сбережения. Данный факт неочевиден, поскольку непонятно, какие сбережения должны быть у диктора и ведущей, которые позволили бы ей съездить на Украину, находиться там какое-то время, а затем продолжить свою деятельность в Алматы.
Но надо признать, что в отличие от Гульжан Ергалиевой и Гульнары Бажкеновой, Динаре не приходится тратить средства на содержание редакций.
По сравнению с предыдущими персонажами, Гульнара Бажкенова более интересна, ее резкие вбросы, надо признать, будоражат народ больше, чем Динара и Гульжан. На Telegram-канале под информационными постами пользователи активно выражают свою позицию лайками.
Финансовые доходы Гульнары Бажкеновой неизвестны. Она утверждает, что в ноябре 2020 года она на собственные средства запустила онлайн-издание Orda.kz, где стала главным редактором. Однако, здесь есть несколько несостыковок.
Официально ТОО «OrdaMedia.kz» зарегистрировано по адресу проживания Гульнары Бажкеновой. И это даже не элитный жилой комплекс, как у Динары Егеубаевой или Гульжан Ергалиевой, а обычный четырехэтажный дом, советского образца.
Однако офис редакции ее издания Orda.kz находится в одном из наиболее дорогих в Алматы бизнес-центров, в «Нурлы Тау». Если посмотреть агрегатор всех объявлений по недвижимости, офисы в БЦ «Нурлы Тау» стоят от 850 тысяч тенге до 2 млн тенге в месяц в зависимости от квадратуры. Отсюда возникает вопрос: откуда у недавно появившегося издания, не имеющего на своих страницах рекламу, есть деньги на содержание офиса и редакции? Кто спонсор издания?
Опыта и профессионализма Бажкеновой не занимать. Поэтому неудивительно, что orda.kz моментально набрала популярность. Но непонятно, кто сливает ей информацию и почему во время январских событий, когда буквально все СМИ были заблокированы, orda выходила в эфир, сливая и правдивую, и заодно ложную информацию.
Теперь о направленности материалов на сайте Бажкеновой. В отличие от Динары, Бажкенова не бьет прямо в лоб. Она действует исподволь, задевая самые чувствительные точки у населения.
Конечно, можно было бы все это воспринимать просто как любовь к правде, которой, как утверждает Бажкенова, должен придерживаться каждый блогер. Но правда бывает разной. И самой большой ложью является то, когда людей обманывают с помощью правды, выдавая ее дозированно.
В биографии Гульнары значится, что с 1999 по 2022 годы она руководила проектом «Открытая Азия» от Internews. Позднее сотрудничала с Русской службой Би-би-си, участвуя в репортажах для программ «Радиус» и New Day. Неоднократно стажировалась в США, участвовала в тренингах Миссурийского университета. Позднее сотрудничала с Azattyq — казахской редакции Радио «Свобода».
К сведению: Штаб-квартира Internews – международной некоммерческой организации находится в Аркате (штат Калифорния, США). Миссурийский университет — государственный исследовательский университет США, находящийся в городе Колумбия, штат Миссури.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить связь между трио. И Динара Егеубаева, и Гульнара Бажкенова работали на американские издания и международные организации, получающие гранты от американского правительства. Гульжан Ергалиева тесно связана с Европой через Акежана Кажегельдина, что подтверждается его частыми интервью в ее изданиях. Вряд ли, конечно, у всех троих есть интерес в дестабилизации остановки в стране. Но со временем, когда их издания смогут набрать силу, не исключено, что они могут быть использованы именно в целях дестабилизации власти в Казахстане.
Что же касается провокаций в отношении всех троих медиа-women, то в данном случае может существовать две версии. Согласно первой данные провокации нужны им самим для того, чтобы упрочить свое положение, привлечь внимание международных и местных сообществ к себе и своим медиа-ресурсам. Таким образом, создавая себе пиар и получая очередную порцию поддержки от США или международных структур. Без этого на медийном рынке они все же не пользуются большими авторитетом и влиятельностью – фактически это просто региональная алматинская пресса.
Согласно второй версии, провокации могут быть организованы противниками президента Токаева. Им надо показать, что в Казахстане преследуются журналисты. Данной версии придерживается и Гульжан Ергалиева, которая в одном из своих постов в Facebook написала: «Не думаю, что Токаеву сейчас нужна эта шумиха во время предвыборной кампании. Думаю, это инициатива либо убегантов из страны, из бывших с миллиардами в запазухе, либо службы северного соседа, которым не нравится свобода слова в Казахстане, в том числе об оккупации Украины». Но будем честны, слишком уж эти провокации слабенькие, да и объекты не сильно знамениты, чтобы это как-то было политически значимо.
В конце концов вся эта, как выразилась Ергалиева, шумиха надоест и пользователям, и тем, кто эти провокации устраивает. Ведь пользователи – обычные люди и они устают от постоянного негатива, с какой бы он ни был стороны.
Сочувствую этим медиадамам, привыкли вкусно поесть и сладко попить, а брутальная молодёжь их просто обошла. Время их уже вышло, на старых шаблонах уже далеко не уедешь. Это реальность.
Егеубаева только и умеет пиариться