Движение к престолу оплачивалось кровью народа…
Часть седьмая. Предыдущая часть здесь
Прежде рассказа о династической судьбе Тохтамыш-хана и его гвардейского легиона, вначале следует хотя бы вкратце сказать о падающей звезде Великой Орды. Звезда падала из-за чрезмерного честолюбия ее бездарно местечковых претендентов.
Их было так много, что из их интриг сложился целый «хоровод претендентов», которых можно охарактеризовать как возле-престольных венценосцев. На первый взгляд получается так, что чингизид походил возле трона, поинтриговал, присел на трон, казалось, все только начинается, а тут вдруг пришел и убил «царя» следующий претендент.
Однако для народа все было сложнее. Народ составлял армию, в которой разными улусами и разными воинскими подразделениями управляли принцы крови и эмиры. И у каждого подразделения были свои предпочтения, которые они выражали в том, что многие выдвигали своих претендентов на трон. Их было настолько много, насколько много было войск. В конечном счете, все это движение к престолу оплачивалось кровью народа…
Из-за суеты чересчур многих претендентов дело в общих словах выглядело так, что империя расползалась лоскутами, начиная с самого центра.
Если говорить в медицинских терминах, то тут как при инфаркте сердце империи, наполненное крови, распалось от верхнего венчика цветка на листья-лоскуты... По лоскутам струями потекла вначале вроде бы свежая кровь, но она тут же запеклась узлами родов и племен в самых разных окраинах страны, в разных улусных владениях — будущих ханствах.
Таким образом, после безрадостного падения батуидской династии Узбек-хана последовали бесчисленные междоусобицы «все против всех», в которых всем улусным войскам пришлось делать выбор: за кого из претендентов воевать и против кого из них. Уже гибла и империя, и разваливалась ее вчера еще единая армия. А вслед за распадом родоплеменной армии распадался на свои первичные родоплеменные звенья и сам народ Орды.
Тут уж какой род куда вынесет, никто не знал. Именно этим распад был вторым фактором. Первым и основополагающим фактором «разброса» племен было то, что роды-племена Великой степи всегда кочевали в чересполосицу. А вот «лоскутная» война привела к такому торнадо, который не просто раскидал, а буквально «утрамбовал» одноименные роды-близнецы в разные концы Евразии, вплоть до того, что они потеряли связь между собой. Характерным примером этого являются алшыны, аргыны, кыпчаки, найманы и другие… Они есть везде, но связи между ними уже нет…
В отличие от них уаки оказались сконцентрированы в восточной части Золотой орды. Почему? И именно в Сибири уакские подразделения на фоне всеобщего разрыва родственных связей в Орде самым парадоксальным образом сохранили в целом свою родовую структуру. Но об этом отдельно.
Гвардейский корпус ставки хана Тохтамыша
Уаки были армейским формированием ставки, сформированным наподобие их великих онгутских предков из нескольких родовых подразделений. А столичная гвардия, как известно, всегда влияла на выбор царя. Итак, уаки приняли воинскую присягу Тохтамышу и сохранили ее как побратимы — ветераны многих войн. А вели они их, как зафиксированы на исторических скрижалях за своего хана — за Тохтамыша. Уаки изначально были воинским формированием Уакина — защитников трона. В этом пути они прошли три этапа.
Первым этапом их исторической судьбы было то, что уаки и их эмир встали, вернее, с самого начала стояли на стороне претендента на трон Тохтамыша. Следует предполагать, что именно они и способствовали восхождению султана на престол. А уж с легитимацией Тохтамыш-хана, занявшего Орду, они вместе достигли успеха. Трудно сказать, чем обусловлен династический выбор уаков, но вместе со своим эмиром и Тохтамышем они достигли именно государственнического успеха, взяв империю под свое крыло. Их высокий статус маркируется тем, что их родовой вождь был ближним советником хана. И скорее всего эмир Уак (или его брат эмир Шуак) был вероятным карачи-беком ставки.
Ханские советники Уак и Шуак были ближними сподвижниками Тохтамыш-хана и несомненно участвовали в управлении империей. Ввиду своего высокого статуса эмиры Уак и Шуак принимали участие. Поскольку имя эмира Шуак «выбывает» из упоминаний в дальнейших тюркских родословных, то предполагается, что он погиб в одном из сражений. Впрочем, возможно, как и эмир Уак. Но его имя сохранилось как имя рода Уак.
А самим уакам предстоял второй этап, на котором они вместе с Тохтамышем таки объединили Орду от края и до края. Но затем они испили чашу страшных поражений при нашествиях Тимура. Обратите внимание, никто, кроме Тимура, не смог нанести поражение тохтамышевской армии. Затем последовала череда междоусобных сражений Тохтамыша с Едигеем. И наступила катастрофа…
Этот трехступенчатый путь проходили все тюркские роды-племена-этносы, начиная со времени великих каганов Евразии. Все они начинали свой государственнический путь как род-племя, выдвинувшее своего кандидата на высшую государственную должность каганата. Вместе с удачливым претендентом они, вернее, их предводители восходили к вершинам славы. А затем они низвергались вместе со свергнутой династией и у многих родовые следы терялись в пыли степных веков. А некоторые были попросту вырублены при смене верховной власти.
А вот у уаков этот путь зафиксирован и в начальной, и в конечной точке амплитуды, в отличие от тех великих родов тех великих каганов, которые канули в Лету вместе со своей гвардией. И этот их путь связан с Тохтамышем. Тут, соответственно интриге «Игры престолов», можно предположить, что эмир гвардии мог быть карачи-беком или беклярбеком и мог позиционироваться как «Делатель королей»…
И тут же отметим, что в природе (как в социологии), как и в истории существуют амплитудные графики жизни любых сообществ от минимума до максимума, и наоборот. Этот жизненный «график» по амплитудам прошли и уаки.
Уаки вышли на свой пик вместе со своим эмиром — ближним советником хана. Он известен нам как Первый Уак, зафиксированный в ордынской истории. Само его имя, а значит, и имя его корпуса Уакина (или наоборот, имя корпуса защитников престола стало его титулом), таит в себе и загадку и одновременно отгадку происхождения племени. Но об этом было ранее и будет далее.
Уаки и династическая одиссея Тохтамыш-хана
Итак, уаки вознесли или способствовали восхождению Тохтамыша на трон, а затем вместе с Тохтамышем понесли страшнейшие поражения в двух величайших битвах средневековья с Тамерланом. Далее они прошли весь водоворот междоусобиц между Тохтамышем и Едигеем, все 15 (или вернее, 16, если учитывать последний бой Тохтамыша) сражений.
В перипетиях судьбы Тохтамыш потерял золотоордынский трон и в 1385 году был вынужден покинуть Орду. И, очевидно, что ближний и потому наиболее лояльный эмир и его гвардейский улус разделили судьбу изгнанного хана. И тут для уаков наступил третий этап их судьбы.
Со своим эмиром уаки в продолжающейся смуте следовали за ханом, а затем и за его наследниками под предводительством Ер-Кокче до самого конца. В Сибирь – окраину великой империи…
Свергнутый Тохтамыш отступил в Сибирь, где в 1396 году захватил Тюменское улусное ханство (Сибирское ханство образовалось позже и из другого улусного княжеского владения). Отсюда Тохтамыш продолжал борьбу за реставрацию своей власти, но был убит в 1406 году близ Тюмени.
Убийство хана означало династическую вендетту, которая осуществилась во втором акте этой всеобщей трагедии. Сыновья Тохтамыша вернули Едигею долг крови в 1420 году, убив его прямо в собственном Мангытском юрте. И в этом акте мести участвовал уакский бахадур Ер-Кокче. Так завещали ему предки — хранить присягу.
Однако после исполненной ими совместно с тохтамышевичами мести и убийства Едигея уаки в дальнейшем как бы отстранились от бесконечных междоусобных претензий степных чингизидов. Это можно назвать термином «феномен отстранения». Что же этому способствовало?! Своей массой уаки просто ушли в Сибирь. Или скорее там и находился их родовой юрт, поскольку именно в Сибири Тохтамыш нашел свой последний форпост и именно оттуда воины продолжали участвовать и в мести тохтамышевичей и в их междоусобице.
Однако, ну кому не надоест такая бесконечная война?!
И что интересно, коренной земельный домен уаков — Сибирь и Прииртышье, и именно здесь по локализации совпадают уаковские владения и последнее улусное владение Тохтамыша. Но об этом позже и отдельно…
Уакская присяга как феномен племенной консолидации
На пике междоусобицы уаки были максимально вовлечены в грандиозную вендетту хана Тохтамыша и беклярбека Едигея, а затем в вендетту наследников. Это было предопределено статусом уаков. Изначально они были гвардейским подразделением хана Тохтамыша, которое поддерживало его и на пике могущества, и в развернувшейся усобице, а после потери престола последовало за ним в Сибирь или же, напротив, приняло его в своем юрте. Последний вопрос подлежит отдельному рассмотрению. Но прежде всего факты.
Первый факт: Тохтамыш потерял велико-ордынский престол и ушел в Сибирь. Она и стала его последним удельно-улусным ханством.
Второй факт: уаки оставались опорой свергнутого хана в его изгнании. Именно с опорой на это ханство и на верных ему уаков Тохтамыш возобновлял свои династические претензии.
Третий факт: после гибели хана уаки участвовали в вендетте наследников убитого монарха. Тем самым уаки не только подтвердили свою военно-родовую клятву, но даже и сформировались вокруг нее как как союз воинов и как племя.
Из вышеуказанных фактов следует генеральный вывод о том, что уакская гвардия везде была с Тохтамышем. Тут возникает интереснейший вопрос о связи Тохтамыша, да и других ханов с их улусными племенами, и выявляется определенная логика этой взаимосвязи.
Во взаимосвязи «хан-улус» мы видим логику политики Тохтамыша: хан опирается на войско, то есть связь выглядит так: хан — войско — улус. Но есть и обратная логика: улус — войско — хан. Из такой обратной логики разбирательства следует вывод: нет улуса — нет войска — нет хана.
В связи с этим нужно также прояснить, а что такое «улус»? Улус — это завещанное или завоеванное земельное владение. То есть для чингизида улус был земельным доменом, который формировал для него военную опору. Но власть над определенным улусом и над его народом была для него правом, но не обязанностью. Наследник золотого рода мог претендовать на власть в любом улусе империи. Эта формула проста и понятна.
Однако за ее «скобки» всегда выводится население. А если присмотреться, то это население вовсе и не было таким уж безобидным. Термин «население» предполагает «добрых граждан», которые всячески признают власть правителя и зависят от него. Такова общепринятая политическая формула власти в оседлом мире, которая неуместно распространяется и на кочевников.
А кочевники были совсем другими людьми, нежели земледельцы. Более того, у кочевников был свой мир и совсем другое понимание этого мира вокруг них. Если для земледельцев эпицентром их жизни и энергии был участок земли, а они над ней существовали как ее продолжение, то у номадов была другая картина мира. Номад был в центре вселенной и, если перефразировать известное выражение, кочевник вращал землю копытами своего коня….
P.S. Продолжение цикла статей «Уаки» проекта «Turanian» следует…