Доля электронной торговли составила 12,5%.
В 2022 году в Казахстане объем рынка розничной электронной коммерции (внутренний рынок) с учетом маркетплейсов составил 1963,5 млрд тенге. Из них розничный оборот через маркетплейсы составил – 1 117,9 млрд тенге (56,9%), предприятий розничной торговли, осуществляющих реализацию товаров через собственный Интернет-ресурс – 845,6 млн тенге (43,1%). Такие данные приводит пресс-служба Бюро нацстатистики, передает SPIK.kz.
В ведомстве отметили, что доля электронной коммерции в розничной торговле без учета маркетплейсов в 2022 году составила 5,4%.
«Основная доля (93%) от общего объема реализованных товаров и услуг осуществлялась через маркетплейсы с численностью работников до 100 человек (малые предприятия) и лишь 7% – средними предприятиями. Через собственные интернет-ресурсы в розничной торговле реализовывались товары для домашнего пользования (34,7%), одежда, обувь и спортивные товары (17,3%), продукты питания (13,2%), косметика (6,5%), лекарственные препараты (4,8%)», – сказано в сообщении БНС.
Также отмечено, что в объеме розничной торговли через собственные интернет-ресурсы по размерности предприятий, напротив наибольшая доля пришлась на крупные предприятия – 48,8%, малые предприятия – 45%, средние – 6,2%.
В 2022 году объем электронной коммерции услуг с учетом маркетплейсов составил 1186,5 млрд тенге.
Объем оказанных услуг через собственный Интернет-ресурс составил 254,7 млн тенге (21,5%).
Объем оказанных услуг через платформу электронной коммерции (маркетплейс) составил 931,8 млн тенге (78,5%).
По объему оказанных услуг через маркетплейсы в 2022 году, в основном предоставлялись услуги по перевозке пассажиров – 50,3%, билетам и бронированию мест на транспорт – 9,6%, а также услуги по доставке еды – 5,1%.
«В 2022 году из способов оплаты за товары и услуги наиболее предпочтительными являлись оплата дебетовой картой или электронный банковский перевод (31,5%), оплата кредитной картой через Интернет (23,5%), оплата наличными (22,6%), онлайн платежи (13,9%), мобильный телефон (5,3%), оплата подарочной картой или онлайновый ваучер «баллы» программы бонусов или купонов (3,1%), цифровой кошелек (0,1%)%», – посчитали сотрудники БНС.
В ведомстве подчеркнули, что Бюро впервые публикует статистику об объеме рынка электронной коммерции, рассчитанной по новой методике, которая была разработана в рамках проекта с Азиатским банком развития. В круг отчитавшихся респондентов вошли предприятия, осуществляющие электронную коммерцию по более чем 46 видам деятельности и 40 агрегаторов.
Напомним, Маркетплейс (от англ. online marketplace, online e-commerce marketplace; электронная торговая площадка, виртуальная торговая площадка) – платформа электронной коммерции, интернет-магазин электронной торговли, предоставляющий информацию о продукте или услуге третьих лиц.
В целом маркетплейс представляет собой оптимизированную онлайн-платформу (интернет-сайт) по предоставлению продуктов и услуг. Один и тот же товар зачастую можно купить у нескольких продавцов, при этом цена на товар может различаться.