В этом году на прямые выборы акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов планируется потратить более 4 миллиардов тенге. Но в коня ли корм? Царящий вокруг этого мероприятия ажиотаж приобретает признаки нездоровой эйфории, хотя явных поводов праздновать торжество демократии в нашей стране как не было, так и нет. Наоборот, есть опасения, что через пару-тройку лет мы отметим по этому начинанию демократические поминки. Как, собственно, бывало уже не раз.
Акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов в Казахстане выбирают не впервые. Однако высокой эффективностью эти попытки никогда не отличались.
Выборы акимов местного значения проводились дважды: первые состоялись 12 августа 2005 года и были признаны экспериментальными, тогда избирались главы четырех районов, вторые прошли 20 октября 2006 года, на них были избраны главы 49 районов и 10 городов республики. Помнится, тогда тоже звучали многообещающие прогнозы: мол, такой шаг трудно переоценить, поскольку он ведет к «реальному переходу от жестко централизованной государственной власти к децентрализованной» и этот процесс «следует воспринимать как один из важных этапов политической модернизации казахстанского общества». А еще так же, как и сегодня, говорилось о том, что выборность послужит повышению эффективности и прозрачности управления на местах, даст мощный импульс и динамизм общественно-политическим процессам, увеличит общественную активность. На деле же все это словоблудие обернулось серией эпических провалов.
Каждый раз где-то на полпути вдруг выяснялось, что напрямую выбранные акимы ничуть не лучше своих назначенных предшественников, о чем красноречиво свидетельствовали связанные с ними скандалы. Причем возникновение этих скандалов в большинстве случаев можно было спрогнозировать заранее, поскольку к власти приходили либо вчерашние функционеры, как, например, избранный на должность акима Коксуского района Алматинской области Тынышбай Досымбеков, который за год до выборов был снят с должности главы района акимом области за допущенные просчеты в работе, либо и вовсе сомнительные личности, впоследствии погоревшие на взятках.
На фото: Тынышбай Досымбеков
Навскидку можно вспомнить только двух акимов, которым удалось зарекомендовать себя в глазах населения с более-менее положительной стороны. Это избранный в 2006 году аким Темиртау Орал Битебаев, полностью отработавший свой срок вплоть до 2010 года. Когда он складывал с себя полномочия, население благодарило его за строительство мечети и православного храма, за восстановление стадиона и Ледового дворца, за приведение в порядок дорог и введение пожизненных льгот на коммунальные услуги для ветеранов Великой Отечественной войны.
Вторым из тех, кого поминают добрым словом, стал аким Жамбылского района Жамбылской области Махамбет Дуйсембаев. Он запомнился жителям строительством школ и поддержкой спорта.
Конечно, те выборы существенно отличались от стартующих в этом году.
Акимов тогда выбирало не само население, а выборщики в лице маслихатов. Но где гарантии, что сейчас мы сделаем правильный выбор и в акимы пойдут по-настоящему перспективные и эффективные управленцы? К тому же таковых просто нет и быть не может. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, какими политическими силами представлены избиркомы и какое влияние оказывает на них региональная власть в лице тех же маслихатов, выборы в которые зимой этого года альтернативные партии власти политические силы не просто проиграли, а сдали без боя.
Хотя я охотно допускаю, что есть и такие, кто все еще питает иллюзии на этот счет. Ну что ж – блажен, кто верует. Для этих переполненных верой людей утешением может служить пример Кайрата Байбактинова – единственного в истории нашей страны довольно успешного акима села, выбранного напрямую населением.
Но не стоит забывать о том, что дьявол всегда кроется в деталях. С одной стороны, действительно, Кайрат Байбактинов, избранный акимом села Чемолган Алматинской области еще в 1999 году благодаря инициативе тогдашнего акима области Заманбека Нуркадилова, получив пост, крутился как уж на сковородке, избавляя село от гор мусора и восстанавливая водопроводную сеть. К числу его заслуг стоит отнести появившийся в домах односельчан магистральный газ, построенную мечеть, реконструированную православную церковь. Однако здесь есть один маленький нюанс: Чемолган – это малая родина первого президента. Думаю, этим все сказано. К тому же в акимы Кайрат Байбактинов пришел из бизнеса, а значит, имел возможность вкладывать в развитие села собственные деньги (а может, и те, что в качестве даров преподносили агашки).
Тем не менее итоги этого во многом успешного эксперимента почему-то не впечатлили казахстанские власти, иначе к вопросу выборности акимов они вернулись бы намного раньше, чем спустя шесть лет.
Если бы сейчас в сельские акимы пошли успешные бизнесмены или активные представители гражданского общества, способные привлечь в села дополнительные инвестиции, то у завышенных ожиданий граждан имелись бы хоть какие-то основания. Однако обласканному властью с ее госзаказами и тендерами казахстанскому бизнесу это сейчас абсолютно невыгодно.
С другой стороны, может, оно и к лучшему, иначе мы рискуем получить новых Рыскалиевых или Бергеневых, очередное сращивание власти с криминалом, а то и вовсе насадить по всей стране эдакие станицы Кущевские местного разлива.
Если же отойти от теории вероятности и трезво взглянуть на будущих сельских акимов, можно понять, что, несмотря на проведенную в стране реформу местного самоуправления, их ждет участь того самого голого короля. А такой аким – хоть выбранный, хоть назначенный – мало на что способен, особенно если речь идет о принятии самостоятельных решений…