В числе наиболее важных аспектов, аналитики отмечают инвестпроекты, конец COVID-19 и топливо.
Обзор по наиболее важным вызовам, которые стоят перед нашей страной и будут определять, как и чем мы будем жить в ближайшее время, подготовили аналитики казахстанского Института экономических исследований, передает SPIK.kz.
По данным авторов обзора, в 2023 году в Казахстане планируют запустить свыше 280 инвестпроектов на общую сумму 1,9 трлн тенге.
«Общий объем инвестиций в основной капитал за январь-апрель текущего года составил 3,8 трлн тенге, что на 18% больше, чем за аналогичный период 2022 года. Среди отраслей по данному показателю лидируют горнодобывающая и обрабатывающая промышленность, операции с недвижимостью, транспорт и складирование, сельское хозяйство. В топ-10 стран-инвесторов по итогам прошлого года вошли Нидерланды, США, Швейцария, Бельгия, Россия, Южная Корея, Китай, Франция, Великобритания и Германия», – приводят статданные аналитики.
Они дополнили, что наращивание как инвестиций в основной капитал, так и прямых иностранных инвестиций это один из немногих наших шансов на дальнейший рост экономики. Тем более, что перед правительством стоит реальный вызов — увеличить объем инвестиций в основной капитал в 13 раз за год.
Также они отмечают, что ковид, наконец-то, закончился. В связи с объявлением ВОЗ о завершении пандемии COVID-19, стабилизацией эпидемиологической ситуации по коронавирусной инфекции в Казахстане (как и во всем мире) отменены постановления главного государственного санитарного врача РК, предусматривающие ограничительные меры по борьбе с коронавирусной инфекцией среди населения, в организациях образования, а также проекта Ashyq.
«Один из вызовов — сделать работу над ошибками, извлечь верные выводы для будущего, чтобы в случае еще одной пандемии (а от этого никто не застрахован) не повторять прежних ошибок», – констатируют авторы обзора.
Еще один актуальный вопрос – нужно увеличить переработку нефти для устранения дефицита авиатоплива в Казахстане.
Как заявил глава столичного аэропорта, стоимость ГСМ в аэропорту неконкурентоспособна, это не позволяет в полной мере привлечь новые авиакомпании для выполнения транзитных рейсов.
«Для устранения дефицита авиаГСМ необходимо обязать нефтяные компании увеличить переработку нефти на отечественных НПЗ, расширить импорт не только из РФ, но и других приграничных стран, создать национального оператора по импорту авиаГСМ для резервов на периоды дефицита производства. Насыщение внутреннего рынка топливом, как дизельным, так и авиационным – один из главных вызовов этого года», – подытожили аналитики.