Исторический опыт показывает, что развитие человеческого общества – это череда интеграций.
В Концепции внешней политики РК на 2020-2030 годы, утвержденной указом президента Касым-Жомарта Токаева более полугода назад, отмечено, что «за годы независимости наша страна укрепила позиции на международной арене, утвердилась как надежный партнер в глобальных и региональных делах». В этом контексте интересна тема интеграционных инициатив Казахстана, выдвигаемых на международной арене.
Интеграция – это процесс, который актуален для всех сфер жизни не только отдельного человека, но и каждой страны. И тому множество примеров, когда государства входят в различные политические, экономические, военные сообщества. Исторический опыт показывает, что развитие человеческого общества – это череда интеграций («интегрировать», значит, вставлять какую-то часть в единое целое) и дифференциаций (разделения целого на составные части). Отметим, что Казахстан за последние три, с небольшим, десятка лет неоднократно предлагал мировому сообществу различные интеграционные инициативы.
16 декабря 1991 года Верховным Советом страны был принят закон о независимости республики и государственном суверенитете Казахстана. Одновременно Казахстан в лице Первого Президента республики Нурсултана Назарбаева выступил с призывом «остановить опасный процесс хаотичного распада исчезающей супердержавы». Именно по инициативе казахстанской стороны 21 декабря 1991 года был организован саммит и подписана Алма-Атинская Декларация, в которой были провозглашены основные принципы образования и функционирования Содружества Независимых Государств (СНГ). В частности, в документе было отмечено, что государства-участники СНГ будут стремиться к развитию сотрудничества в области экономики и выполнению международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР. СНГ существует почти 30 лет, его называют инструментом «цивилизованного развода», и с этой задачей оно справилось. Это единственная организация, усилиями которой объединяется большая часть постсоветского пространства, причем она не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе. Внутри объединения сохраняется зона свободной торговли. Ныне СНГ составляет планы своей деятельности до 2030 года.
Одной из ключевых интеграционных идей, выдвинутых казахстанским лидером, является объединение ряда стран в Евразийский союз государств. В 1994 году Н.А. Назарбаев в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова изложил проект создания нового межгосударственного объединения, которое должно было основываться на таких принципах, как экономический прагматизм, добровольная интеграция, консенсус, принципы равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения суверенитета и неприкосновенности государственных границ.
Переломным моментом в практике евразийской интеграции стало формирование Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в 2000 году. ЕврАзЭС создавалось с учетом имеющегося международного опыта. Причем этот опыт был проанализирован и преобразован в конкретный план действий применительно к условиям, сложившимся на момент подписания Договора о создании ЕврАзЭС. В соответствии с уставными целями и задачами ЕврАзЭС и руководствуясь принципом разноскоростной интеграции, Беларусь, Казахстан и Россия в 2007-2010 годах создали Таможенный союз и приступили к формированию и развитию следующего интеграционного этапа – Единого экономического пространства (ЕЭП). Таможенный союз – это когда страны не только отменяют все торговые ограничения между собой, но и учреждают единые внешнеторговые тарифы для третьих стран. С 1 января 2012 года на территории трех стран-участниц Таможенного союза начало действовать Единое экономическое пространство, в рамках которого обеспечивалась свобода движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Целью формирования ЕЭП являлось создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-членов и повышения уровня жизни населения.
Развитие и углубление интеграционных процессов привело к образованию Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Договор о котором был подписан в Астане 29 мая 2014 года главами Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Беларусь. В соответствии с Договором основными целями Союза являются «создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения; стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза; всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики».
Помимо инициатив по развитию евразийской экономической интеграции, Казахстан выдвигает идеи по укреплению региональной стабильности и безопасности, углублению взаимодействия стран на различных геополитических уровнях. Одним из наиболее ярких примеров таких инициатив является Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Впервые идея созыва СВМДА была выдвинута Н.А.Назарбаевым на 47-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в 1992 году. В сентябре 1999 года в Алматы была подписана Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА. Совещание превратилось в полноценный международный форум для диалога с целью поиска компромиссных путей урегулирования проблем и конфликтов в Азии. Форум объединяет государства азиатского континента и ставит перед собой задачу укрепления взаимоотношений и сотрудничества азиатских государств в целях обеспечения стабильности и безопасности в регионе. Некоторые эксперты называют его азиатским аналогом ОБСЕ.
Другой важной внешнеполитической инициативой Казахстана стало создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В середине июня 2001 года в Шанхае участники саммита провозгласили создание новой международной организации и подписали Декларацию о создании ШОС, а также Конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. ШОС стала реальным сегментом международной системы безопасности.
В контексте развития сотрудничества стран ЕАЭС с крупными торговыми партнерами важное значение имеет принятие главами государств Союза 8 мая 2015 года решения о начале переговоров по Соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве Евразийского экономического союза и КНР. Реализация этого документа способствует сопряжению евразийской интеграционной инициативы и проекта Экономического пояса Шелкового пути. Эта инициатива должна привести к развитию производственной кооперации и сотрудничества стран в инфраструктурной сфере. Важной задачей станет и сокращение торговых барьеров, расширение экспорта товаров стран ЕАЭС на китайский рынок.
Поскольку широкая евразийская коалиция опирается на многовековой исторический опыт сотрудничества и совместной созидательной деятельности народов Евразии, цель интеграционных инициатив – превращение Евразии в зону мира, сотрудничества и процветания. Достижению этой цели будет способствовать решение задач формирования преференциальных режимов торгово-экономического сотрудничества, развития материковой транспортной, информационной и энергетической инфраструктуры, сочетания национальных планов развития и гармонизации международной производственно-технологической кооперации, перехода к справедливой системе валютно-финансовых отношений. При этом интеграционное партнерство не предполагает унификации государств, напротив, оно исходит из безусловного уважения национального суверенитета участвующих в интеграции государств, невмешательства в их внутренние дела, сохранения разнообразия их хозяйственной и политической культуры как необходимого условия добросовестной конкуренции национальных юрисдикций и совместного развития на основе сочетания конкурентных преимуществ. Учитывая особенности социально-экономического и политического устройства евразийских государств, интеграция в партнерство носит разноскоростной и разноуровневый характер. Поэтому необходимо формировать гибкую систему правовых норм, совместных проектов и институтов, учитывающих разнообразие интересов участников и добровольный характер сотрудничества.
В сложившейся современной социально-экономической реальности большие перспективы имеет международная экономическая интеграция – сближение (или объединение) стран и регионов. Это создание взаимовыгодных экономических отношений между государствами, которые регулируются соглашениями на международном уровне. Подобное сотрудничество дает участникам экономической интеграции расширенный доступ к материальным, трудовым и финансовым ресурсам, к новейшим технологиям и рынкам сбыта. Поэтому, ответ на вопрос «Почему страны интегрируются?» очевиден: «Чтоб не пропасть поодиночке».