«Западные земли»

Людей к действию побуждают писаные слова.

 

«А в заключение выпуска – последние новости из мира музыки. В Тамбовской филармонии администратор повесился. И вот теперь уже на сегодня всё, дорогие товарищи, слушайте нас на средних и ультракоротких волнах». Анекдот, разумеется, с бородой. Да только анекдот ли, применительно к текущему культурному казахстанскому дню? Нет. Это, пусть гротескное, но описание реальности в том самом мире идеальных вещей и символов. О каковом кто только не хлопочет в наших соответствующих государственных институциях, СМИ, социальных сетях и так далее. С чем в принципе невозможно не согласиться, потому что хлопотать есть о чем. Другой вопрос, кто и как это делает.

 

 

Но сначала – тизер. Хлопотать, то есть обсуждать тему культуры и искусства в РК будем не как вещь в себе, а в привязке к президентским выборам, до которых осталось три дня.

 

 

А начать нужно с литературы. Да собственно ею и ограничиться. Как не бывает настоящей науки в стране, где нет развитого, да хотя бы какого угодно, математического сообщества, так нет гражданского общества в стране, где не развивается и не оказывает влияния на этих самых граждан литература. Почему это так? Потому что людей к действию побуждают именно писаные слова – например, все религии мира тому железной порукой, которые, собственно и стали религиями, не в момент, когда говорил со слушателями тот или иной полпред горнего мира, а когда записанную на папирусе или выделанной бараньей коже его весть последователи понесли в массы.

 

 

Разумеется, не романы и поэмы напрямую призывают к войне или восстанию, смирению, хитрости или, например, гражданскому неповиновению. Они дают народу базовые понятия, выраженные в одинаковом или более-менее одинаковом понимании слов, сюжетов, образов, без которого (понимания) политические призывы будут менее действенны или не действенны вовсе. Как сказал поэт «от шуток с этой подоплёкой я б отказался наотрез…». Музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр, кино, хореография, цирк этим словам - бывает, мощная и действенная - но всего лишь поддержка. Элемент воздействия, но не само оно по существу. Вначале всегда слово.

 

 

За примерами ходить далеко не придется. Первое, чем занялись противники РФ в текущей войне, буквально с первого же ее дня, это попытками повсеместно, лучше на всем земном шаре, запретить российскую, а главное русскую культуру и искусство. И если о запретах на соответствующую музыку, живопись, балет, оперу скоро словно бы и забыли, то к литературе претензии только крепнут. Не тому учили Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой, чему надо было. Разве что Тургенев, кое-как, может быть учил тому, да и его если поскрести…. Это сейчас было сказано не о войне в Восточной Европе, и что там происходит на самом деле, а о важности именно литературы в современном мире, к которому хотел бы принадлежать и Казахстан. Далеко не весь, конечно, хотел бы, но тем не менее.

 

 

Литературу на казахском языке сразу оставляем в покое. Если бы сейчас или в недавнем прошлом на нем были созданы выдающиеся романы, повести, рассказы, о них знал бы мир, то есть они были переведены на многие языки по воле самих зарубежных издательств, которые выгоды по самой своей природе сроду не упускают. Об этих произведениях потенциальные их читатели знали, имели бы хоть какое-то представление. Вот перевели же на 18 или сколько там языков глупый опус россиянки Г. Яхиной, не говоря о предыдущих Пелевиных, Сорокиных, Улицких или Лукьяненко, не к ночи одуревший уже этот говнописатель буде помянут.

 

 

Бросается в глаза факт, что в РК нет современного писателя, известного даже если не большинству казахстанцев, то хотя бы их нескольким миллионам. Это не просто печально, это приговор. Во всех странах Запада, в России, Японии, Китае и так далее, такой современный писатель или писатели есть. Пусть он (они) пишет голимую попсу или, наоборот, заумь, обличая пороки общества как Уэльбек, или утверждая, что без пороков и преступлений человек и не человек даже, как, допустим, Уэлш. Не говоря о Франзене, Зюскинде, Гэссе, которых даже в мало читающем Казахстане читают. Не говоря о Кинге, Мартине, Роулинг…. А еще Мо Янь, Лю Цисин, которого с совершенно бешеной сметой экранизируют в данный момент в США. Ау, Великая Степь, где ты на этом ристалище?! Не дает ответа.

 

 

Поэтому поговорим о казахстанской русскоязычной литературе. Хотя говорить по существу не о чем. Все эти Лили Калаус, Юры Серебрянские, Ильи Одеговы и прочие заняты чем угодно, но не собственно литературой. Мало того, их кураторы этим гордятся, диссертации защищают. Мол, вот же особенность, нашли люди место в искусстве, рассказывая как бы о своем через как бы и не свое. Вплетают себя в казахскую мифологию, быт, реалии. И как мастерски! У них Восток прямо Восток, и даже лучше! Замереть можно от восхищения. Мы всех желающих этому научим, нам на это даже деньги почему-то из-за границы дают. Почему? Вы это, вы прекращайте тут воду мутить своими вопросами. Раз звезды зажигают, это кому-нибудь нужно, или не слыхали?

 

 

А то, что все дело у этих писателей в надежде на пирожок с полки, так это… в конце концов все мы люди, все человеки, зачем же об этом…. При этом очевиден факт, что в этой псевдолитературе проявляется неизбывное высокомерие дураков, что о «Нануке с Севера» может рассказать только Роберт Флаэрти, а не сам Нанук. Если отвлечься от литературы и взять угол шире, даже выдающийся кинорежиссер Вернер Херцог после «Зеленой кобры» (1987) перестал заныривать в поисках запредельных смыслов в Африку, Азию, Австралию, Южную Америку, а переключился на собственно свои дела, то есть дела белых людей с их проблемами, преступлениями, фобиями, мифами и фанабериями. Так этим до настоящих дней и занимается. Даже гениально одарённые люди с возрастом умнеют, что тут скажешь.

 

 

Цитировать не хочется всех вышеперечисленных соискателей пирожка с полки. Будет охота, полюбопытствуйте сами. Того, что писателя слова должны распирать изнутри, мучить свои, а не чужие проблемы и темы, они, разумеется, знают. Об обыкновенной для любой литературы борьбе течений, художественных и мировоззренческих направлений, личном антагонизме авторов они тоже слышали. Даже мышиной возни, видной хотя бы самим мышам, и той нет как нет. Какая уж тут литературная жизнь.

 

 

На этом кратчайший (разумеется, ни на какую научность не претендующий) гид по современной литературе РК завершим. Более полного обзора она не то чтобы не заслуживает, тут просто обозревать нечего. В любом книжном магазине подойдите к полкам местных издательств, и вы все поймете сами, если до сих пор не понимали.

 

 

А теперь возвращаемся к тизеру статьи. Ну и при чем тут президентские выборы, в которых победит Касым-Жомарт Кемелевич Токаев? При том, что он единственный на данный момент руководитель в РК (а выше нет!), который способен понять суть проблемы, изложенной выше. Выбор должен быть сделан. Или к литературе и искусству, как таковым, куда государство не должно вмешиваться, но обязано создавать условия для их сложного, бывает, трудного цветения, или в третий мир. И уже окончательно. К простой сытости, с которой, кстати, непременно тоже будут проблемы.

 

 

Поймет ли государь это, другой вопрос. Имеется в виду, конечно, понимание действенное. Так-то Димаш и без поддержки Токаева споет, где нужно и как нужно. А вот атмосферу бескультурья, которая буквально накрыла Казахстан с головой, нужно разрушать. Иначе для чего все? Хрен его знает, для чего. И это очень неправильно.

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости

Новости партнеров

Подпишитесь на нас, чтобы получать интересные новости!

Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie