419.66 500.44 5.62

Земельный вопрос: у страха глаза велики

Недавно президент Казахстана поставил жирную точку в земельном вопросе, запретив продажу и аренду земель сельхозназначения иностранцам. Однако некоторые наши сограждане восприняли это решение как неуверенную запятую, а потому продолжили попытки по разрубанию уже по сути распутанного гордиева узла. Особо усердствуют в этом отдельные члены созданной по решению главы государства Комиссии по земельной реформе, периодически выступая с весьма одиозными инициативами.

 

Самым неоднозначным выглядит предложение передать все земли сельхозназначения в государственную собственность. Об этом не так давно громко и с присущим ситуации пафосом заявил сенатор Акылбек Куришбаев:

 

«Земли сельхозназначения в Казахстане должны принадлежать государству, а не находиться в частной собственности у круга лиц. Прежде всего это связано с нашим геополитическим положением. По размерам сельскохозяйственных земель мы занимаем шестое место в мире, а по площади пашни на душу населения – второе после Австралии (на одного человека у нас приходится примерно 1,3 га пашни). Иначе говоря, мы, страна с очень малой плотностью населения, обладаем обширными земельными угодьями. Поэтому для обеспечения национальной безопасности государства целесообразно передать наши земельные ресурсы не в частную, а исключительно в государственную собственность».

 

Насколько оправдан такой подход и как это отразится на аграрном бизнесе, который за 30 лет независимости так и не смог полноценно встать на ноги? По силам ли государству взвалить на себя такую ношу и какова вероятность, что предложение господина Куришбаева будет всерьез рассмотрено президентом?

Для ответа на эти вопросы мы попросили проанализировать ситуацию на земельном рынке Казахстана руководителя информационно-аналитического центра TeleTrade Сергея Лысакова.

 

– Сергей, как Вы считаете, насколько реальны угрозы, озвучиваемые членами Земельной комиссии?

 

– То, что вопросы собственности на землю периодически оказываются на пике обсуждения, обусловлено незавершенностью земельной реформы в Казахстане. Очередной связанный с «земельной повесткой» виток напряженности начался в конце 2020 года, когда истек срок пятилетнего моратория на действие отельных статей Земельного кодекса. Сейчас уже понятно, что в отношении иностранцев будут реализованы наиболее жесткие законодательные нормы, запрещающие им как владение, так и аренду земель в Казахстане. Но эти положения – не самые спорные в законодательстве, связанном с земельными отношениями.

 

Хотя, на мой взгляд, запрещать иностранцам инвестировать в предприятия, которые владеют земельными участками, – не самое лучшее решение, я бы даже назвал его избыточным. Участие иностранных инвесторов могло бы привлечь в сельское хозяйство Казахстана современные технологии. При этом все опасения, связанные с возможностью «завладения» землей иностранцами через совместные предприятия, можно было бы спокойно урегулировать. Например, ограничив долевое участие или дав разрешение на аренду земли на определенный срок и при определенных условиях. В общем, это можно было решить экономическими и законодательными методами, а не руководствоваться страхами «захвата земель» иностранцами. Мне представляется, что данные страхи в основной своей массе генерируются теми, кто на местном уровне имеет доступ к земельным ресурсам и возможность распоряжаться ими по собственному усмотрению.

 

– Может, в таком случае действительно имеет смысл передать земли сельхозназначения в собственность государству, так как это позволит отсечь от большого передела «местных князьков»?

 

– Передача всех земель сельскохозяйственного назначения исключительно в государственную собственность не решит никаких проблем, связанных с земельным оборотом. Более того, добавит новых, причем именно государству. Это и дополнительные расходы на поддержание земельного фонда, и привлечение сил и средств на его обработку, и внедрение новых технологий, а также рекультивация земель и восстановление их плодородности.

 

– То есть можно констатировать, что Земельная комиссия зашла в тупик?

 

– Судя по ее первым заседаниям, полноценное решение земельного вопроса в нашей стране в очередной раз откладывается. По моему мнению, более перспективным могло бы стать обсуждение комиссией возможностей передачи земли в собственность гражданам Казахстана или в долгосрочную аренду с последующим выкупом при соблюдении определенных разумных условий, четко закрепленных на республиканском уровне. К тому же по факту крупные собственники земли могут и сейчас переуступать ее другим лицам, то есть осуществлять передачу земли в другие частные руки. Физические же лица, осуществляющие землепользование участками, такой возможности лишены.

Для того чтобы эта отрасль хоть как-то развивалась, земельное законодательство должно закрепить единые правила земельного оборота, оценки, прав собственности и аренды на долгосрочную перспективу минимум на 15-20 лет. Стоит также урегулировать вопрос с передачей ранее обещанных 10 соток под индивидуальное жилищное строительство. Это позволило бы многим семьям решить жилищные проблемы и стимулировало строительную и банковскую отрасли, а также обеспечило бы дополнительные налоговые поступления в местные и республиканский бюджеты.

 

В части международной практики Казахстан вполне мог бы заимствовать опыт той же Австралии в части централизованной регистрации прав на землю, составления кадастра и оценки земли. Часть полномочий можно было бы передать на местные уровни. Например, вопросы развития местных территорий, прилегающих к муниципалитетам. При этом контроль за рациональным использованием земель разумнее было бы передать лицензированным на республиканском уровне частным подрядчикам.

 

Земельное законодательство должно быть проработано с целью исключения противоречий со смежными областями законодательства, регулирующими вопросы объектов, находящихся на земельных участках, налогообложением; градостроительными планами, программами рекультивации земель, созданием инфраструктуры для развития сельского хозяйства и сбыта продукции как внутри Казахстана, так и за его пределами.

 

– Согласно Вашему прогнозу, насколько высока вероятность принятия и реализации спорных предложений Земельной комиссии?

 

– Судя по всему, законодатели намерены идти в сторону консервации существующих условий землепользования с ужесточением механизмов изъятия земель в государственную собственность. В этом прогнозе очень хотелось бы ошибиться. Но пока ситуация развивается именно в этом направлении…

Комментарии (0)

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Похожие новости
Наш сайт использует файлы cookie. Узнайте больше об использовании файлов cookie: политика файлов cookie