АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Внешняя миграция: чемоданные настроения в Казахстане сходят на нет?

Внешняя миграция: чемоданные настроения в Казахстане сходят на нет?

Сегодня, 06:24, автор Бауыржан Маханов.

RU KZ EN
В первой половине нынешнего года из Казахстана на постоянное место жительства в другие страны уехали немногим более трех с половиной тысяч человек – это вдвое меньше, чем за аналогичный период 2023-го и 2024-го. Да и вообще, столь малого количества эмигрантов не было за всё время независимого существования нашей республики. Причины, скорее всего, надо искать в сложной геополитической обстановке на планете и особенно в затянувшемся военном конфликте с участием большого северного соседа.

Исход в Россию оставался для Казахстана ключевым фактором миграционной убыли на протяжении тридцати лет после распада СССР. В «нулевые» годы он вроде бы пошел на спад, но во второй половине следующего десятилетия снова наметилась тенденция к его ежегодному увеличению в среднем на три – три с половиной тысячи человек, и в 2019-м число уехавших в РФ вплотную приблизилось к 40 тысячам. Эту нараставшую волну сбил коронавирус, приход которого повлек за собой ограничения на передвижения, а затем, когда снова наметился ее подъем, планы немалой части потенциальных эмигрантов нарушила начавшаяся война.

В 2022-м количество перебравшихся в Россию уменьшилось по сравнению с предыдущим годом примерно на треть – с 26,7 до 19,4 тысячи. Потом по мере того, как надежды на скорое завершение военного конфликта стали таять и он приобрел затяжной характер, масштабы эмиграции пошли по нисходящей еще более быстрыми темпами. В 2023-м в северном направлении уехали на ПМЖ 11,7 тысячи теперь уже бывших наших сограждан, в 2024-м – 8,8 тысячи, из которых 5 тысяч в первом полугодии. А в нынешнем году за время с начала января по конец июня этот показатель составил менее чем 2,3 тысячи. Иными словами, по сравнению с аналогичным периодом 2024-го он снизился более чем вдвое, а относительно первых шести месяцев 2019-го – в 16 раз.


Если резкое падение миграционной убыли, связанной с переездом в Россию, имеет вполне понятные причины, то существенное, почти в два раза относительно двух предыдущих лет, сокращение количества уезжающих за пределы СНГ (в первой половине нынешнего года таких оказалось всего-то 918) однозначному объяснению не поддается. Хотя какие-то предположения сделать можно.

Основным направлением эмиграции из Казахстана в так называемое дальнее зарубежье с момента обретения независимости и по сей день была Германия. Пик исхода немцев на историческую родину пришелся на 1990-е: к завершению того десятилетия из 958 тысяч представителей данного этноса, третьего по численности в нашей республике в позднюю советскую эпоху, осталось лишь менее трети – порядка 310 тысяч. В начале нынешнего века отток продолжился: в «фатерланд» ежегодно уезжали десятки тысяч человек. Впрочем, как и в случае с РФ, к концу «нулевых» годов – началу следующего десятилетия волна резко спала (до 800-900 человек в год), однако затем снова стала нарастать, дойдя до показателя 3,1 тысячи в 2021-м. А потом опять пошла вниз: в течение трех следующих лет соответственно 2,5 – 2,3 – 2,0 тысячи.

В нынешнем 2025-м эта тенденция еще больше усилилась: за первую его половину в Германию перебрались лишь 502 человека, или чуть ли не вдвое меньше, чем за такой же период прошлого года. Возможно, данная динамика является следствием того, что миграционный потенциал немецкой диаспоры в Казахстане постепенно сходит на нет: кто хотел – уже уехал на землю предков, а оставшиеся не особенно туда рвутся. В пользу этой гипотезы говорит и тот факт, что если русских в нашей стране за последний межпереписной период (с 2009-го по 2021-й) стало почти на четверть меньше, то количество немецкого населения, напротив, примерно в такой же пропорции увеличилось – с 178,4 до 226,1 тысячи.


Численно прибавила, хотя и ненамного, за годы, прошедшие между переписями, и польская диаспора в Казахстане – это в основном потомки представителей еще одного европейского народа, сосланных сюда при Сталине. А уехало в Польшу за первую половину нынешнего года вдвое меньше, чем за такой же период прошлого. Что же касается Украины, то в миграционном обмене с ней переломным вполне объяснимо стал памятный 2014-й (Евромайдан, смена власти, фактическое начало противостояния с Россией): если до этого туда больше уезжало людей, чем оттуда приезжало, то затем чаша весов склонилась, причем значительно, в противоположную сторону.

В общей сложности за первые шесть месяцев 2025-го Казахстан покинули 3,5 тысячи человек, тогда как в предыдущие два года количество эмигрировавших за такой же срок было вдвое больше (около семи тысяч). Впрочем, сократилось – на три тысячи по сравнению с 2024-м – и количество приехавших к нам на ПМЖ из других стран. Две трети этого «недобора» пришлись на северных соседей: если за первую половину прошлого года оттуда прибыли 4,2 тысячи человек (а в 2023-м этот показатель составил рекордные 6,9 тысячи), то за такой же временной отрезок нынешнего – чуть больше, чем 2,2 тысячи.

Как видим, в целом миграционный обмен между РК и РФ упал до минимальных значений, причем что в одну сторону, что в другую, а межстрановое сальдо почти обнулилось. Тогда как еще в 2019-м это самое сальдо составляло 36,4 тысячи человек в пользу России.

Более чем в три раза по сравнению с прошлым годом уменьшился приток эмигрантов из Монголии, меньше приехало их из Туркменистана, Кыргызстана, Таджикистана. Понятно, что речь идет, главным образом, о кандасах-оралманах. А вот количество репатриантов из Китая, существенно выросшее после 2023-го, сохранилось на уровне более чем 1,1 тысячи человек за полгода.

Но основную миграционную прибавку Казахстану на протяжении последнего времени давали и дают переселенцы из Узбекистана. За предыдущие пять лет (с допандемийного 2019-го до 2024-го) их количество увеличилось более чем в три раза – с 3,7 до 12,0 тысячи. Судя по всему, в нынешнем году эта тенденция продолжится: ведь за первую его половину из соседней страны к нам перебралось на 800 человек больше, чем за соответствующий период 2024-го. Кстати, прирост обеспечивают не только возвращающиеся на историческую родину казахи, но и каракалпаки (за шесть месяцев их число превысило тысячу, что существенно превосходит прошлогоднюю цифру), а также узбеки (свыше 900 человек).


…Многие из нас привыкли плакаться, считая, что в нашей стране живётся несладко. Но динамика иммиграции и эмиграции за последние годы, кажется, показывает, что не всё так уж плохо в Казахстане. Во всяком случае, в сравнении с соседними...

Иммиграция в Казахстан и эмиграция из Казахстана: сравнительная статистика в разрезе стран, с которыми у РК сложился наибольший миграционный обмен
Внешняя миграция: чемоданные настроения в Казахстане сходят на нет?

Похожие статьи

Внешняя миграция. «Российский фактор» и «фактор оралманов»: что перевесит?
20.03.2025, автор Бауыржан Маханов.
Война сравняла счет: миграция из Казахстана в Россию и обратно
20.02.2024, автор Жандос Асылбеков.
Миграционный обмен между РК и РФ снова в пользу соседей. Но надолго ли?
3.09.2024, автор Баян Ахмет.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Внешняя миграция: чемоданные настроения в Казахстане сходят на нет?