АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Новый парламент в Казахстане: каким он должен быть и каким будет?

Новый парламент в Казахстане: каким он должен быть и каким будет?

Сегодня, 10:49, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
На 20 января созван Национальный курултай, на котором, как ожидается, будет принято окончательное решение относительно реформы парламента. А это значит, что не за горами важные политические события - референдум и досрочные выборы. В связи с этим мы попросили экспертов поразмышлять над тем, какими будут (и должны быть в идеале) принципы формирования и количественный/качественный состав нового парламента, какого названия он заслуживает, а главное – изменится ли круг его полномочий?

Казбек Бейсебаев, политолог, общественный деятель:
«Главная функция любого парламента – это формирование правительства и контроль за ним»
Новый парламент в Казахстане: каким он должен быть и каким будет?

- У нас 17 областей и три крупных города - Астана, Алматы и Шымкент, что в сумме составляет 20 больших избирательных округов. Соответственно в будущем парламенте, по идее, должны быть представители каждого из них. При этом надо учитывать, что количество населения по регионам сильно разнится. К примеру, в Туркестанской области проживают свыше 2 млн человек, а в Северо-Казахстанской – почти вчетверо меньше. Следовательно, в первой избирательных округов должно быть больше, чем во второй, и в целом регионы должны иметь в парламенте количество мест, более или менее пропорциональное численности их жителей.

Раньше региональное представительство в парламенте обеспечивал сенат, но его, как мы знаем, намерены упразднить. Поэтому вопрос нужно ставить не столько о количестве депутатов, сколько о том, будут ли они от каждой области и от каждого города республиканского значения. А на него ответа пока нет. К тому же планируется отменить выборы в одномандатных округах и оставить только выборы по партийным спискам. Это значит, что региональное представительство в парламенте заменят партийным представительством. И тут еще острее встает вопрос: а кто будет выражать интересы регионов?


Напомню, что сенаторов выбирали депутаты маслихатов – местные выбирали из числа местных. Теперь же избиратели на местах будут голосовать только за партийные списки, то есть за тех кандидатов, которые имеют косвенное отношение к их регионам. Очевидно, что доверия к ним со стороны населения будет меньше.

Кроме того, десять сенаторов назначались главой государства, из них пять – по рекомендации Ассамблеи народа Казахстана. Но и этого теперь не будет, поскольку президент страны сам же объявил об упразднении своей квоты в парламенте. В связи с чем было принято такое решение, непонятно, тем более что официальные лица всегда приводили в пример квоту АНК как показатель особого отношения государства к этническим меньшинствам. Замечу, что подобное квотирование практикуется в разных странах – скажем, в иранском парламенте есть квоты для иудеев, езидов, армян и т.д.

Что касается вероятного количества партийных фракций в новом парламенте, то мой ответ: от двух до семи. У нас в стране лишь семь зарегистрированных партий, шесть из которых уже представлены в Мажилисе. За три года, прошедшие со времени предыдущих выборов, новых так и не появилось. Создание их в Казахстане серьезно затруднено в силу наличия разных препятствий, в том числе строгих требований бюрократического характера.

Многим известно изречение, приписываемое «вождю народов»: «неважно, как голосуют, важно, как считают». Думаю, в нашем случае тоже многое будет зависеть от подсчета голосов. Плюс есть фактор школьных учителей - членов избирательных комиссий. Поэтому особо не сомневаюсь в победе правящей партии «Аманат». Вопрос в другом: кто составит ей компанию?

В Казахстане провозглашена концепция «влиятельного парламента». Однако, если исходить из положений действующей Конституции, парламент в нашей стране не имеет достаточных рычагов влияния на исполнительную власть. Депутаты могут разве что поставить перед президентом вопрос о соответствии или несоответствии того или иного министра занимаемой должности, а еще утвердить или не утвердить бюджет. И на этом их влияние заканчивается. Тогда как главная функция любого парламента – это формирование правительства и контроль за ним! Заметьте, не участие в формировании, а именно формирование, что подразумевает прямой контроль за членами правительства. Вот что лично я хотел бы видеть. А пока этого нет, все разговоры о влиятельности парламента не больше, чем декларация.


Что касается названия однопалатного парламента, то можно оставить прежнее «мажилис» либо дать новое «курултай».

Талгат Исмагамбетов, политолог:
«Очень важно то, как в новом парламенте будут распределены места между регионами»

- Не уверен, что на заседании Национального курултая будет принято окончательное решение относительно парламентской реформы. Полагаю, его созывают для того, чтобы показать, как данный вопрос выносится с аппаратного уровня на широкое общественное и экспертное обсуждение.

Как бы то ни было, в случае, если будет принято решение в пользу однопалатного парламента, есть смысл расширить его состав. Нынешних 98 депутатов Мажилиса явно недостаточно на 20 миллионов граждан. Необходимо довести их численность хотя бы до 135 или даже 175, а то и больше. Причем от каждого региона должны быть, как минимум, по 2-3 представителя. К примеру, в 1990-х годах от Мангистауской области, тогда самой малонаселенной в стране, был один депутат в Мажилисе и два в Сенате. Но, боюсь, ликвидация верхней палаты приведет как раз к тому, что некоторые регионы окажутся слабо представленными в парламенте.

Вообще, то, как в нем распределятся места для регионов, является очень важным. Дело в том, что многие вопросы, которыми мажилисмены (избранные как по партийным спискам, так и в одномандатных округах) занимались всё это время, напрямую регионов, откуда они попали в парламент, не касались. Соответствующие вопросы поднимали сенаторы. И что будет теперь, если верхнюю палату упразднят, а выборы по мажоритарной системе отменят?


Вижу такой выход: списки партий, участвующих в выборах, должны быть не общими по стране, а с разбивкой по регионам. Допустим, «Аманат» выдвигает в Алматы десять кандидатов, из которых в случае победы получат мандаты, к примеру, пять. Правда, я сомневаюсь, что власть пойдет на это – она опасается усиления региональных элит. А потому, скорее всего, сохранится централизованный порядок распределения мандатов по партийным спискам.

Что касается квоты для АНК, то ее однозначно нужно сохранить. Отказ от нее будет означать, что Казахстан, в котором численно доминируют казахи, считает необязательным представительство других этносов в парламенте. При этом очень важно выбирать депутатов именно от Ассамблеи. Иначе получится как, например, в Индии, где есть квоты лишь для определенных этнических меньшинств.

А вот степень влияния парламента не зависит от того, ликвидируют верхнюю палату или оставят. Вопрос в другом: насколько будет расширен круг его полномочий? Прежде всего это касается такой функции, как контроль над всеми бюджетными расходами, а также вопроса подотчетности и ответственности правительства перед ним. Полагаю, при ныне существующем положении дел вряд ли следует ожидать такого. Ведь всё это можно было ввести еще при двухпалатном парламенте, чего, увы, не произошло. Премьер-министр продолжает нести ответственность только перед президентом.


Теперь что касается количества партий, которые будут представлены в новом парламенте. В нынешнем Мажилисе их шесть. Возможен ли приток «свежей крови» при расширении его состава? Это зависит, прежде всего, от того, сохранятся ли всё-таки одномандатные избирательные округа, что, на мой взгляд, является главной интригой предстоящей реформы. Лично я считаю, что нужно не просто оставить депутатов-одномандатников, но и существенно увеличить их количество.

Относительно названия однопалатного парламента: предлагаю просто «мажилис». С арабского это слово переводится как «собрание» или «совет». Вот почему парламенты многих восточных стран именно так и называются – в Таджикистане, Узбекистане, Иране и т.д.

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за»
25.09.2024, автор Spik.kz.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Новый парламент в Казахстане: каким он должен быть и каким будет?