АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Какой след в душах казахстанцев оставил Кантар

Какой след в душах казахстанцев оставил Кантар

24.11.2023, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
Приближается вторая годовщина январских событий. Однако в стране до сих пор сохраняется неопределенность относительно ее причин и вовлеченности тех или иных сторон. Как отмечают исследователи, Кантар остается крайне чувствительной и болезненной темой для казахстанцев. Треть из них до сих пор ощущают страх и тревогу, когда вспоминают о тех событиях. При этом большинство не считают вероятным их повторение. Таковы результаты исследования команды общественного фонда PaperLab, которое она провела совместно с бюро экспресс-мониторинга общественного мнения Demoscope с целью изучить, как граждане страны воспринимают трагедию и как оценивают действия властей в тот период.

Эмоции не стихли

Интересно, что эмоциональные реакции мужчин и женщин различаются. Если первые гораздо чаще говорят про жалость (27%), чем про страх и тревогу (17%), то вторые реагируют более однозначно. У каждой второй опрошенной (48%) при воспоминаниях о тех днях возникает именно чувство страха и тревоги, тогда как жалость и грусть испытывают 25% и 15% респонденток соответственно. Также заметно разнятся ощущения у представителей казахского и русского этносов: в первой группе про страх и тревогу говорят 28%, в то время как во второй такие эмоции присутствуют у 41% опрошенных.

Кроме того, результаты опроса демонстрируют, что казахстанцы так и не пришли к общему пониманию, что же случилось во время январской трагедии. Относительно распространенной является позиция, что это была организованная политическая провокация для захвата власти в стране. Так считают 37,9% опрошенных. Версии о мирном протесте, который местами переходил в беспорядки и мародерство, придерживаются 28% респондентов, что тоже немало. Всего 15% участников опроса склоняются к мнению о нападении террористов, пытавшихся дестабилизировать ситуацию в стране. Еще 4% допускают, что, возможно, произошло нечто другое. Отдельно стоит отметить, что 16% респондентов затруднились ответить на этот вопрос – видимо, речь идет о тех, кто не интересуется политическими процессами.


Кнутом и пряником

По-разному казахстанцы относятся и к действиям, предпринятым государством во время январских событий. Наиболее одобряемым из них (65%) оказался выход акимов к протестующим для переговоров. Напомним, что это имело место в семи регионах: Алматинской, Мангистауской, Атырауской, Актюбинской (аким г.Актобе), Западно-Казахстанской, Жамбылской и Кызылординской областях. Как считают исследователи, данная цифра говорит о том, что казахстанцы в большинстве своем ценят открытость и доступность местной власти во время митингов. Такую меру не одобряют лишь 15% респондентов – вероятно, они просто не считают акимов достаточно авторитетными и уполномоченными для того, чтобы выполнить требования участников протестов.

В то же время ряд действий, предпринятых властями в ответ на протесты, и их последствия большинством казахстанцев (71-72%) вовсе отвергаются. Сюда относятся стрельба на поражение и пытки в отношении задержанных. Тогда как силовой разгон участников протестов 42% респондентов поддержали, 37% - не одобрили. Наиболее характерен он был для Алматы: напомним, 5 января протестующих сначала оцепили, а далее в ход пошли слезоточивый газ и шумовые гранаты, после силовики приступили к массовым задержаниям.

Что касается ввода в Казахстан контингента ОДКБ, то мнения распределились следующим образом: за – 37%, против – 44%. Среди поддержавших этот шаг доля представителей русского и других этносов выше, чем среди казахского. К решению обратиться за помощью к ОДКБ благосклонно относятся большей частью пожилые люди.
Противоречивые оценки у казахстанцев также вызвало отключение интернета во время протестов. За обоснованность прекращения доступа к нему высказались 43% опрошенных, против – 44%. Стоит отметить, что некоторые эксперты оценили экономические потери такого шага для страны в 410,3 млн долларов США.

Хроническое недоверие

Большинство казахстанцев (53%) не доверяют информации, которую распространили официальные источники по итогам расследования январских событий. Около трети респондентов (31%) заявили, что совершенно им не доверяют. Вариант «скорее не доверяю» выбрали 22% участников опроса. Еще 17% затруднились ответить. Такие показатели социологи объясняют отсутствием консенсуса в интерпретации трагедии и определении ответственных за нее даже спустя два года.

Как резюмируют исследователи, отношение граждан к Кантару могло формироваться за счет различных внутренних и внешних факторов, которые требуют отдельного изучения. Но в целом можно утверждать, что поляризация мнений относительно трагедии имеет глубокие корни и связана с политико-идеологическими разделениями в казахстанском обществе, которое в условиях низкого уровня доверия к государству, а также неработающих политических институтов будет только усиливаться.

Похожие статьи

Почему в сборных Казахстана мало казахов?
27.12.2023, автор Женис Байхожа.
Как российско-украинская война изменила казахстанцев
27.01.2024, автор Сауле Исабаева.
Что больше всего разочаровало казахстанцев в уходящем году?
29.12.2023, автор Сауле Исабаева.
Желтоксан-1986 и битва за власть: почему Казахскую ССР возглавил «варяг»?
15.12.2023, автор Женис Байхожа.
Почему дружба народов Казахстана превращается в миф?
8.01.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Взгляд » Какой след в душах казахстанцев оставил Кантар