АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Почему в сборных Казахстана мало казахов?

Почему в сборных Казахстана мало казахов?

27.12.2023, автор Женис Байхожа.

RU KZ EN
Недавно, анализируя причины неудачи казахстанской делегации на летних Азиатских играх, и в целом кризиса, настигшего отечественный спорт, мы говорили о чрезмерном крене в сторону единоборств и о явно недостаточном внимании к остальным видам, в том числе медалеемким. С этой проблемой напрямую связана и другая, которую в нашей стране то ли не замечают, то ли замалчивают, – во всяком случае, о ней почти не говорят и не пишут. Речь идет о вкладе представителей самого многочисленного этноса.

Прежних преимуществ больше нет

За счет чего мы прежде опережали те же Узбекистан, Индию, Иран, другие страны Желтого континента, которые на двух последних летних Азиадах и на Олимпиаде-2020 показали более высокие результаты, чем Казахстан? Можно назвать несколько факторов.

Во-первых, традиции и база, заложенные еще в советский период. СССР с точки зрения организации спорта, подготовки олимпийского резерва был, наряду с США, мировым лидером, а Казахская ССР – 4-й среди всех его республик (та же Узбекская проигрывала нам и на всесоюзных Спартакиадах, и по численному представительству в сборных «одной шестой части суши»).

Во-вторых, более высокая степень урбанизации: спортивная инфраструктура, квалифицированные тренерские кадры сосредоточены, главным образом, в городах. В начале 1990-х годов доля горожан в общей численности жителей Казахстана достигла 57,1 процента, тогда как в Узбекистане этот показатель составлял на тот момент 40,5, в Индии – 25,7.

В-третьих, существенный удельный вес славянского населения: именно из его рядов выходило большинство членов национальных сборных Казахстана по многим видам – исключение составляли единоборства.

В-четвертых, более высокая относительно сравниваемых стран степень феминизации отечественного спорта, что тоже было связано с этническим составом жителей РК: вклад женщин, особенно славянского происхождения, в нашу медальную копилку всегда был весомым. Например, на Азиаде-2010 они принесли больше половины всех наград высшей пробы, завоеванных Казахстаном в олимпийских дисциплинах, – 8 из 14. Тогда как в сборной Узбекистана на долю девушек пришлись лишь 2 «золота» из 10, Индии – 4 из 11, Ирана – 0 из 14.
Но со временем эти преимущества нивелировались – в силу как объективных, так и субъективных обстоятельств. А одна из главных причин видится в следующем. Доля титульного этноса в общей численности населения Казахстана превысила 70 процентов, тогда как удельный вес славян за три десятилетия независимости уменьшился в два с половиной раза и составляет сегодня менее 17 процентов, всех остальных этнических групп – около 13 процентов. Значит, по идее, казахи должны были уже выйти на первые роли в отечественном спорте, стать как бы его локомотивом. Однако этого, к сожалению, не произошло.


Доминируют в составе населения, но не в спорте

Вот некоторые статистические выкладки. Если брать в учет только олимпийские виды спорта и дисциплины, в Ханчжоу нашу страну представляли 432 атлета. В том числе 174 казаха и казашки – это 40,3 процента. То есть, их доля оказалась значительно ниже, чем удельный вес этноса в общем составе населения страны. Примерно такой же процент они составили в нашей спортивной делегации, принимавшей участие в последней летней Олимпиаде, – 36 (включая четырех в каратэ, которого теперь нет в олимпийской программе) из 93-х. Кто-то может сказать, что немалая часть титульных живет в сельской местности, где доступ к занятиям спортом осложнен, но, согласно данным национальной переписи, проведенной два года назад, удельный вес казахов среди городского населения достиг уже 67,2 процента.

Теперь возьмем сборные Казахстана по медалеемким видам спорта, в каждом из которых на ОИ разыгрываются 8 и больше комплектов наград. В них на недавних Азиатских играх доля представителей государствообразующего этноса тоже оказалась чуть больше 40 процентов (81 из 201). Тогда как, например, в делегации соседнего Узбекистана этот показатель почти вдвое превысил наш – 77,8 процента (130 из 167). Да, удельный вес коренного этноса там, конечно, повыше, чем в Казахстане, но не столь значительно – 84,4 процента.


На Играх в Ханчжоу медали в олимпийских дисциплинах завоевали в общей сложности 60 наших атлетов, не считая сборные по водному поло, а также натурализованную кенийку. Кто-то дважды поднимался на пьедестал почета, кто-то стал призером в составах легкоатлетической эстафетной команды, фехтовальных квартетов, стрелковых и гребных дуэтов. Так вот, среди этих 60 оказались 24 казаха и казашки, или все те же 40 процентов. А если брать в учет ватерполистов, то их доля будет еще меньше. Теперь сравните. Тот же Узбекистан только золотых медалей в олимпийских дисциплинах завоевал 16, награды высшей пробы получил 21 спортсмен из этой страны (некоторые в составах команды фехтовальщиц-саблисток и гребных экипажей). Из них 17, или 80,9 процента, – узбеки и узбечки.

В единоборствах – густо, в других – пусто

Кое-кто, возможно, возмутится: дескать, зачем автор делит атлетов, выступающих под общим флагом, по этническому признаку? Но это делается с единственной целью – обратить внимание на одну из немаловажных причин того, почему Казахстан сдал свои позиции в спорте.

На Азиаде казахи численно доминировали только в национальных сборных РК по боксу, вольной, греко-римской и женской борьбе, дзюдо, таэвондо, а также по тяжелой атлетике. Тогда как, например, в команде гребцов-«академиков» их доля составила всего-то 11,1, легкоатлетов – 14,3, гребцов на байдарках и каноэ – тоже 14,3, велогонщиков на треке и шоссе – 15,0, стрелков (пулевиков и стендовиков) – 22,2, пловцов (включая тех, кто участвовал в марафонах на открытой воде) – 33,3, фехтовальщиков – 37,5 процента. И только в спортивной гимнастике наблюдался паритет – 50 на 50.

Теперь опять же взглянем на ситуацию у наших южных соседей. Четверть века назад, в 1998-м, из 12 гребцов на байдарках и каноэ, завоевавших для Узбекистана медали Азиады разных достоинств, лишь один носил узбекскую фамилию. А в Ханчжоу таких оказалось уже 8 из 11. Удельный вес титульных в сборной РУ по этому виду спорта достиг 78,9 процента (15 из 19). Еще выше он в команде по академической гребле – 87,5 процента (14 из 16). Среди легкоатлетов, делегированных соседней страной на недавние континентальные Игры, узбеки составили 77,8 процента (7 из 9), среди фехтовальщиков – 82,2 (16 из 19), среди гимнастов – 83,3 (5 из 6), среди велогонщиков – 46,2, среди пловцов – 50,0, среди стрелков – 57,1…


Казашки намного отстают от узбечек

О чем говорит такое сравнение? О том, что узбекская молодежь активно осваивает не только единоборства, в которых она сегодня показывает более высокие результаты, чем казахская, но и другие виды спорта. И уже добивается успехов. В частности, на Азиаде узбеки и узбечки принесли своей стране оба «золота» в легкой атлетике, по одной медали высшей пробы в академической гребле и гребле на байдарках на каноэ (оба экипажа, четверка и двойка, были сформированы исключительно из представителей титульного этноса), а также в фехтовании. В последнем случае решающий вклад в победу женской команды саблисток внесла Зайнаб Дайибекова, ранее завоевавшую «бронзу» в личном первенстве.

Вообще, стоит отдельно сказать о том, что девушки-узбечки оставили казашек далеко позади себя. Две из них завоевали «золото» Азиатских игр в легкой атлетике (в прыжках в высоту и в тройном прыжке), одна – в дзюдо, одна – в художественной гимнастике, две – в фехтовании. Также в активе этнических узбечек серебряные и бронзовые медали в академической гребле, в гребле на байдарках и каноэ, в пулевой стрельбе, в двух индивидуальных дисциплинах фехтования – поединках на шпаге и сабле. Больше призовых мест, чем казашки, они заняли в дзюдо, таэквондо и женской борьбе (в сумме 9 против 4-х), хотя прежде в этих видах расклад был прямо противоположным. В целом медали Азиады в олимпийских дисциплинах увезли 24 узбечки, тогда как среди казашек таких оказалось лишь 7.


Или возьмите Иран. Там лишь относительно недавно начали снимать ограничения, касающиеся занятий женщин спортом, а некоторые из них все еще сохраняются – например, в этой стране нет пловчих, гимнасток (поскольку придется оголять часть тела), под запретом остаются женские бокс и борьба. Тем не менее, призерами Азиады в олимпийских дисциплинах стали 8 иранок – они завоевали две медали в академической гребле (экипажи двойки и четверки), столько же в таэквондо, одну в гребле на байдарках, одну в маутинбайке (велокросс). А теперь представьте, сколь сильной могла бы быть сборная Ирана, скажем, по женской борьбе, если бы там девушкам разрешили ею заниматься, – особенно если учесть, что эта страна является одной их ведущих борцовских держав в мире.

Вывод очевиден: Казахстан допустил серьезное отставание с точки зрения вовлечения в спорт представительниц титульного этноса. К тому же они если и посвящают ему себя, то преимущественно единоборствам. Тогда как в остальных видах приходится рассчитывать, главным образом, на девушек других национальностей. Конечно, в сборных РК есть пловчихи, стрелки, фехтовальщицы, волейболистки и т.д. с казахскими именами и фамилиями, но их немного, а такого уровня, как Асем Орынбай (стендовая стрельба), и вовсе единицы. И в целом казашки, можно сказать, оказались на обочине процесса феминизации мирового спорта, который стараниями МОК привел к тому, что если на ОИ-1992 женщины составляли 29 процентов от общего количества олимпийцев и участвовали в розыгрыше примерно трети всех комплектов наград, то сейчас в этом отношении достигнуто практически полное гендерное равенство.

Слишком узкая специализация

Теперь другой пример. В 2003-м прошли турниры летней республиканской Спартакиады по самым разным видам спорта. В конце года завершились соревнования боксеров-мужчин, по его итогам определились 52 призера, и практически все они – казахи. А ранее, летом, сильнейших выявляли легкоатлеты, и среди 40 победителей в индивидуальных дисциплинах оказались лишь четыре спортсмена с казахскими фамилиями. Аналогичная картина вырисовывается и при изучении протоколов, например турниров по вольной и греко-римской борьбе, с одной стороны, и состязаний гребцов, с другой.

К такой ситуации привело то, что представители численно доминирующего в нашей стране этноса, начиная с руководителей спортивных организаций всех уровней и кончая болельщиками, родителями будущих атлетов, слишком зациклились на нескольких видах спорта и, можно сказать, воротят носы от остальных. Как следствие, последние стали уделом национальных меньшинств, лишились массовости, являющейся, как гласил известный лозунг, залогом мастерства и будущих побед. Свою лепту в это внесли и продолжают вносить даже СМИ: у нас второразрядные турниры боксеров и борцов освещают гораздо шире, чем чемпионаты мира по легкой атлетике, плаванию, фехтованию, спортивной гимнастике…

Да, у казахов и в годы существования СССР единоборства пользовались особой популярностью. Тем не менее, они успешно осваивали и другие виды спорта. Выдающиеся бегуны Гусман Косанов и Амин Туяков, чемпионы мира пятиборец Тимур Досымбетов и велогонщик-трековик Марат Сатыбалдиев – их имена были известны всему Союзу. Или вспомните чемпиона Европы в составе волейбольной сборной СССР Жанбека Сауранбаева, призера Олимпийских игр, чемпиона мира ватерполиста Нурлана Мендыгалиева.

Уже после обретения независимости лидерами сборной Казахстана по гребле на байдарках и каноэ стали Жомарт Сатубалдин и Кайсар Нурмагамбетов. Первый занял 7-е место на Олимпиаде-2000 (один из лучших результатов казахстанцев на летних Играх в этом виде спорта за всю историю) и завоевал «бронзу» чемпионата мира 2005-го в каноэ-одиночке на дистанции 200 метров, которая через семь лет получила олимпийскую прописку. Второй становился победителем и многократным призером Азиад. В начале «нулевых» годов блистал гимнаст Ернар Еримбетов: 4-е и 6-е места в борьбе за звание абсолютного чемпиона мира на двух подряд первенствах, выход в финалы (топ-8) отдельных упражнений на ЧМ и Олимпиаде – неполный перечень его достижений. Стрелку из пистолета Дине Аспандияровой на Олимпиаде-2000 не хватило в финале лишь 0,3 очка, чтобы завоевать бронзовую медаль, а через восемь лет в этой же дисциплине Зауреш Байбосынова выиграла этап Кубка мира с участием всех сильнейших на планете.

Эти атлеты доказали, что казахи вполне в состоянии быть конкурентоспособными на мировом уровне в самых разных видах спорта. Но где-то на рубеже веков стало господствовать мнение, будто им следует сосредоточиться на боксе, борьбе, дзюдо и прочих «бойцовских» занятиях, поскольку они как потомки воинов якобы генетически предрасположены именно к ним (а что, другие народы не воевали?). Еще один важный побудительный мотив – в единоборствах и тяжелой атлетике легче завоевать медали Олимпиад, ЧМ, поскольку в них главными соперниками являются атлеты из развивающихся стран, тогда как в развитых делают ставку на легкую атлетику, плавание, гимнастику, велогонки, греблю, игровые – футбол, баскетбол, теннис и т. д.


В итоге это привело к тому, что многие олимпийские виды, в том числе медалеемкие, оказались в Казахстане без должной подпитки «человеческим материалом» со стороны численно доминирующего этноса. С последствиями этого и столкнулся сегодня отечественный спорт…

Похожие статьи

Спортивный тупик для Казахстана
22.11.2023, автор Женис Байхожа.
Ермурат Бапи и Тимур Кулибаев: ай, Моська, знать, она сильна, что лает на слона?
25.01.2024, автор Женис Байхожа.
Мрачные перспективы казахстанского спорта перед Олимпиадой
8.01.2024, автор Женис Байхожа.
Казахстанскому спорту снова не повезло с министром?
11.12.2023, автор Женис Байхожа.
Квартиры и деньги чемпионам: не слишком ли их разбаловали?
10.01.2024, автор Баян Ахмет.
SPIK.KZ » Взгляд » Почему в сборных Казахстана мало казахов?