АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Как российско-украинская война изменила казахстанцев

Как российско-украинская война изменила казахстанцев

27.01.2024, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
С самого начала российского вторжения в Украину, которое приближается к двухлетнему рубежу, были опасения идеологического раскола в казахстанском обществе со всеми вытекающими из этого последствиями. Своими наблюдениями о том, насколько они оправдались и как в целом война повлияла на наших граждан (их политические взгляды, страхи, патриотические настроения), делятся наши эксперты.

Серик Бейсембаев, социолог, директор исследовательского центра PaperLab:

«У них буквально открылись глаза»

- На разные социальные группы война повлияла по-разному, но какой-то явной поляризации не произошло. Как показали наши исследования, 60 процентов граждан заняли нейтральную позицию, то есть в равной степени не поддерживают обе стороны конфликта. Остальные респонденты разделились на два лагеря: «проукраинский» и «пророссийский», при этом доля первых превышает долю вторых – 21% и 12% соответственно. И это довольно устойчивая тенденция: мы провели два соцопроса на эту тему, которые показали примерно схожие результаты.

Что касается страхов, то они, безусловно, возросли, на фоне чего казахстанцы стали больше стремиться к безопасному поведению, меньше рисковать. Причем на это повлияла не только война в Украине, но и другие военные конфликты в разных регионах мира и, конечно же, январские события.

Кроме того, можно отметить усиление деколонизационных процессов. У граждан, особенно молодых, растет интерес к своим корням, истории, языку, культуре. Поиск идентичности был всегда, но в последние годы он стал более осмысленным и глубоким, что исследователи связывают с глобальными социальными и культурными сдвигами.

Одновременно с трендом на деколонизацию наблюдается тренд на укрепление гражданской идентичности. С началом войны у людей буквально стали открываться глаза. Тот, кто раньше идентифицировал себя больше со своей этнической группой, теперь приходит к пониманию, что принадлежность к государству куда важнее. Что мы - граждане одной страны и должны вместе защищать ее, в том числе от соседей, которые могут претендовать на часть нашей территории. На этой волне, естественно, изменилось в худшую сторону отношение к России. В рамках нашего опроса об этом заявили 33% респондентов.


Поделюсь примерами из своего личного опыта. Не так давно я участвовал в конференции, где с докладом выступил профессор, который родился и вырос в Алматы, но живет и работает за рубежом. По его словам, долгое время он считал все казахское отсталым. Но после российско-украинского конфликта ученый осознал, насколько был далек от своих корней, и задумался над тем, чтобы выучить родной язык, историю, стать ближе к своей нации.

Немногим позже к нам на фокус-группу пришла женщина, вполне обычная лет шестидесяти. С ее слов, в доме сломался телевизор, и дети подключили ее к YouTube, где она начала смотреть разные каналы. В итоге по многим вопросам позиция женщины поменялась, в том числе касательно политики Путина. Особенно она сожалеет о том, что плохо знает родной язык, соответственно дети и внуки не говорят на нем…

Казалось бы, рядовые ситуации, но они ярко демонстрируют сдвиг, который сейчас происходит в казахстанском обществе. Нельзя сказать, что это массовое явление, но многих граждан последние события сильно тронули и заставили поменять политические взгляды. Какие это будет иметь последствия, пока сказать сложно.

Нурлан Аселкан, главный редактор журнала «Космические исследования и технологии»:

«Под угрозой оказался интернационализм»

- На территории бывшего СССР развернулась серьезная масштабная война, в которой по факту участвуют многие страны мира. Помимо всего прочего, она как бы финализировала внутренний процесс распада и потери влияния сначала Российской империи, затем Советского Союза, теперь ее правопреемника. Он идет уже продолжительное время, но последняя череда событий стала для всех и даже самих инициаторов агрессии неожиданностью. Не осталось ни одного явления и события, которые бы этот процесс не затронул.

Для казахстанской экономики он обернулся глобальным изменением производственных цепочек. Если раньше большинство товарных потоков шли к нам с севера на юг и обратно через территорию РФ в широтном направлении, то сейчас они перестроились в меридиональном направлении - с востока на запад и с запада на восток. Все усилия, которые руководство страны предпринимает для развития международного транскаспийского коридора, отражают тот факт, что ведущие трейдеры Китая, других азиатских стран, Европейского союза диктуют нам резкое и коренное изменение векторов нашего транзита и взаимодействия. Территория РФ стала токсичной.

Ключевой вопрос: что дальше? Если, предположим, Украине удастся освободить свои территории, она уйдет в Евросоюз, а Россию постигнет хаос и разочарование вплоть до глубочайшего кризиса. Если же, наоборот, Россия одержит победу, то наступят мрачные времена - торжество агрессора и продолжение практики силовой политики. Соответствующие наши опасения тогда многократно усилятся, и для этого будут все основания.

Что касается самих казахстанцев, то, будучи разделенными множеством предрассудков и поведенческих стереотипов, они теперь еще и раскололись на тех, кто сочувствует Украине, и тех, кто разделяет свои взгляды с руководством Кремля. Но это полбеды. Куда страшнее то, что под угрозой оказался интернационализм, который лежит в основе успешного существования и развития Казахстана и который наглядно демонстрирует и власти, и простым людям необходимость совместного созидательного труда.


Сейчас мы наблюдаем достаточно ускоренное развитие казахского этноса, и этот процесс однозначно благоприятный. Другое дело, что есть риск роста на этой волне ксенофобских настроений. Вот уже общественность с восторгом, достойным лучшего применения, обсуждает сокращение телепередач на русском языке в пользу казахскоязычных программ. Да, нам давно пора закрыть вещание на территории РК российских телеканалов, которые несут пропаганду войны и человеконенавистничества. Но если мы просто сузим русскоязычное вещание, то выстрелим себе в ногу.

Наша задача - заменить чужие каналы собственным качественным русскоязычным контентом. Иметь и озвучить свою казахстанскую политическую повестку дня на русском языке, который будет важен и нужен нам всегда, безотносительно от той или иной позиции РФ. Думать своей головой. Ведь и США, вспомните, в статусе колонии, воюя в свое время с Великобританией, и не подумали отказываться от английского языка.

Нельзя отрицать, что наша страна выстроена на двуязычии, и если мы откажемся от этого, то навредим самим себе, а отнюдь не авантюристам, которые втянули Россию в братоубийственную войну. Важно сохранить второй по статусу, но первый по эффективности язык страны. Иначе как мы собираемся взрастить специалистов, инженеров, квалифицированные кадры?! Ведь если возобладают националистические тенденции, если в ход пойдут насильственные формы казахизации, восхваления пережитков и возвеличивания архаичного образа жизни, если всех неказахов скопом станут олицетворять с чужими, вредными Казахстану людьми, то мы, безусловно, придем к очень тяжелой ситуации, возможно даже катастрофе.


Остается констатировать, что мечты и желания интеграции на постсоветском пространстве, где в центре Российская Федерация, рухнули окончательно и бесповоротно, как в формате русского мира, так и в формате евразийского пространства. Всем стало совершенно ясно, что мы должны как минимум остерегаться друг друга, а как максимум – быть готовыми к войне. Страны бывшего СССР как осколки некогда большого архипелага теперь вынуждены самостоятельно искать свой путь в этом мире.

Галым Агелеуов, президент Общественного фонда «Liberty»:

«Идет сокращение сторонников России»

- На мой взгляд, казахстанское общество до сих пор сильно поляризировано по отношению к войне. Идет сокращение сторонников России, которые становятся все более латентными и все менее заметными в публичном поле. Это касается половины этнических русских и небольшой части (около 5-10%) казахов. Поддержка РФ сильна и среди других этнических групп - думаю, в среднем около 20-30%. За исключением украинцев, которые почти 100% поддерживают Украину.

Все это результат того, что 30-летняя политика Назарбаева была направлена не на становление суверенитета Казахстана, а на умиротворение России и бесконфликтность с ней. Другой его задачей было удержание власти в своих руках. Цель достичь подлинной независимости и провести демократические реформы им не ставилась, поскольку это вело к конфликту с Путиным.

В итоге нет ни роста национального строительства, ни гражданской нации, ни верховенства прав и свобод, ни ценностей, которые бы объединяли граждан Казахстана. Вместо всего этого мы до сих пор делимся этнически. И в случае внешних угроз будем выступать не как сильное единое граждански активное общество, готовое к защите своей территории, а как рыхлое и слабое образование с большой пятой колонной, головой живущей в России.


Посмотрите, как Украина, Грузия и страны Балтии идут к своей независимости. Мы же продолжаем оставаться подбрюшьем северного соседа и выслушивать имперские выпады в свой адрес. Объективности ради надо сказать, что в ответ отечественные псевдоисторики своими заявлениями о притязаниях ордынских времен оказывают нам медвежью услугу, еще более накаляя обстановку и поддерживая имперские притязания российских неадекватов.

Выход я вижу в поддержке народа Украины; в отказе от товаров двойного назначения и от предоставления сырья и денег РФ под видом проектов; в подготовке армии к любым внешним угрозам; а также в формировании свободной гражданской нации.

Жаксылык Сабитов, историк, политолог:

«Усилилась консолидация общества»

- Не думаю, что эта война привела к расколу в казахстанском обществе. Судя по социологическим опросам, которые проводились авторитетными исследователями, большинство населения страны заняло нейтральную позицию по отношению к конфликту, не поддерживая ни Россию, ни Украину.

Безусловно, наблюдая за бурными дискуссиями в Фейсбуке и других социальных сетях, может возникать ощущение, что в стране образовалось два противоборствующих лагеря. На самом же деле это лишь незначительные группы, не влияющие на общественные настроения. Просто, когда люди проводят много времени в соцсетях, они попадают в так называемый информационный пузырь, и у них искажается реальная картина происходящего. Но в действительности сильной поляризации мнений по «украинскому вопросу» не случилось.


Напротив, с этой войной усилилась консолидация общества. У граждан появилось осознание, что мир стал очень хрупким, поэтому надо ценить то, что мы живем в независимой стране. Это само по себе уже большое достижение.

Похожие статьи

Что больше всего разочаровало казахстанцев в уходящем году?
29.12.2023, автор Сауле Исабаева.
Смогут ли казахи обеспечить ценностный консенсус в стране?
17.01.2024, автор Сауле Исабаева.
Почему в сборных Казахстана мало казахов?
27.12.2023, автор Женис Байхожа.
От любви до ненависти: кому в Казахстане мешают «старые» праздники?
15.01.2024, автор Сауле Исабаева.
Как в Советском Союзе пытались спасти Аральское море
20.12.2023, автор Женис Дарменов.
SPIK.KZ » Взгляд » Как российско-украинская война изменила казахстанцев