АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Кто позволяет дилетантам потрошить государственный бюджет?

Кто позволяет дилетантам потрошить государственный бюджет?

15.04.2024, автор Гульнар Муканова.

RU KZ EN
Мошенники всех мастей и рангов давно и прочно обосновались на рынке услуг, предоставляемых для государственных нужд. Они не обладают необходимым опытом и компетенциями, у них нет квалифицированного персонала и соответствующей материально-технической базы. Зато есть жгучее желание сорвать большой куш. При этом они явно не боятся быть прижатыми к стенке, поскольку невежество организаторов государственных тендеров и их пренебрежение установленными правилами де-факто дают им карт-бланш на превращение сферы государственных закупок в территорию абсурда.

Пока жареный петух не клюнет…

Несмотря на существование многоступенчатой системы контроля за ходом тендеров и реализацией самих проектов, воз, как говорится, и ныне там. Только в прошлом году фискалы выявили 35 тысяч нарушений почти на 115 миллиардов тенге. Естественно, все виновные были установлены и должным образом наказаны. Тем не менее, пагубная практика допуска к государственным закупкам недобросовестных поставщиков продолжает набирать обороты. И вряд ли можно надеяться на то, что в ближайшей перспективе она сойдет на нет.

Причин тут масса - начиная от несовершенства законодательства и заканчивая тем, что по традиции наиболее сильная реакция со стороны компетентных органов в отношении сомнительных компаний, присосавшихся к государственным финансам, наблюдается преимущественно на фоне возникшего в обществе резонанса, то есть в исключительных случаях, когда шила в мешке уже не утаишь. Так, например, было с компанией, организовавшей за госсчет отдых для детей не в летнем лагере, а в обыкновенной сауне, с установкой памятника Абаю в Атырауской области, когда из чиновничьих кресел на нары пересела приличная часть местных управленцев. Из этой же серии строительство скандально известной LRT в Астане, составление дендрокарты в Караганде... И подобных примеров масса, все и не упомнишь.

А еще наши контролирующие органы любят активизироваться в периоды ЧП и ЧС, особенно тех из них, что сопровождаются потерей и порчей имущества и даже человеческими жертвами. Тогда уж органы надзора в полном ударе – начинают действовать и проактивно, и реактивно. За примерами тоже далеко ходить не надо, достаточно взять хотя бы взбудоражившее казахстанцев недавнее сообщение МЧС о возможных многотысячных жертвах в Алматы в случае прорыва плотины «Аксай», на возведение селезащитных сооружений которой государство потратило почти 22 миллиарда тенге. Сроки строительства и ввода объекта в эксплуатацию были сорваны, а в отношении подрядной организации, выигравшей тендер, возбуждено уголовное дело по факту хищения свыше 700 миллионов тенге. Аналогичные дела, к слову сказать, возбуждены в Актюбинской и Улытауской областях.


Подобные отчеты компетентных служб звучат как победные реляции. На самом же деле их можно расценить лишь как попытки жалкого пиара или, что точнее, констатацию собственного провала, поскольку речь идет о проектах, реализация которых рассчитана на длительные сроки, и ранее не заметить нарушений, а то и отсутствие вообще каких-либо, хотя бы промежуточных результатов, было просто невозможно. Но почему-то либо не заметили, либо не придали значения, либо…

Некомпетентность в особо крупных размерах

На самом деле трудно предположить, чем руководствуются чиновники, отдавая на откуп дилетантам реализацию проектов в стратегически важных сферах, касающихся безопасности целых населенных пунктов. Но при этом факт остается фактом: такая картина наблюдается даже на уровне принятия решений центральными органами власти. Что уж тогда говорить об акиматах в регионах?

Взять, к примеру, Восточно-Казахстанскую область, где компании с темным прошлым и неясным будущим вопреки здравому смыслу оказываются на гребне успеха, получая в рамках госзаказов огромные барыши. Как вариант, можно посмотреть на деятельность некоего ТОО «Normal Work». Раньше эта компания занималась экспертизой промышленной безопасности и разработкой деклараций, но затем резко решила «переквалифицироваться» в практики. Теперь она проводит специальные взрывные работы по спуску снежных лавин и дроблению льда в паводковые периоды, не имея на то, как утверждают наши источники, ни соответствующего практического опыта, ни квалифицированных специалистов, что, впрочем, не мешает ей регулярно выигрывать государственные тендеры.

Итог сотрудничества госорганов с компанией, имеющей изначально низкий базис, как и следовало ожидать, оказался вполне предсказуемым. Судя по данным из открытых источников, результаты деятельности компании больше напоминают эпитафию. «Прославилась» она, если исходить из видео, попавшего в Сеть, лишь срывом сроков проведения работ и их низким качеством, что априори грозит необратимыми последствиями в виде масштабных паводков и сопутствующих им человеческих трагедий.


Казалось бы, эти ключевые факторы должны были сделать алогичным присутствие ТОО «Normal Work» в числе поставщиков услуг, оплачиваемых из государственной казны, но… Несмотря на то, что только в прошлом году, по нашей информации, компания сорвала целую серию взрывных работ, что обернулось грандиозным по региональным меркам скандалом, местные исполнительные органы по-прежнему отдают ей предпочтение при проведении госзакупок. И делают это с упорством, достойным лучшего применения, нарушая не только нормы здравого смысла, но и вполне конкретные статьи законодательства. И это далеко не гипербола.

Весь прошедший зимний и текущий весенний сезон, если верить поступившим в редакцию данным, ТОО «Normal Work» осуществляло взрывы по спуску снежных лавин. Причем занималось этим без проведения тендера и заключения соответствующего договора. Вседозволенность же вкупе с непрофессионализмом сделали свое черное дело: при проведении специальных взрывных работ в Кучумском районе ВКО, как утверждается в предоставленных нам сведениях, компания, подвергнув риску своих сотрудников, нарушила технологию, что привело к потере части взрывчатых веществ и фактическому обнулению результатов работы.

Но опять же, контролирующие органы предпочли не заметить столь очевидных и вопиющих «особенностей» в деятельности ТОО. Равно как и того, что тендеры его руководство, похоже, выигрывает в том числе и за счет банальных подлогов, что, например, вскрылось при участии «Normal Work» в конкурсе на осуществление взрывных работ по дроблению льда на реке Иртыш в Бескарагайском районе соседней Абайской области, проведенном в марте этого года. Видимо, понимая, что оно не в полной мере соответствует условиям конкурса по квалификационным требованиям, «Normal Work» решилось состряпать откровенную липу, предоставив недостоверную информацию о наличии в его штате достаточного количества квалифицированных специалистов, способных проводить такие работы. Впрочем, как нам кажется, и это обстоятельство не станет точкой невозврата для «Normal Work».

Несмотря на то, что Департамент внутреннего государственного аудита Абайской области, проведя проверку, обнаружил факт подлога и потребовал от организаторов тендера принять меры в отношении «Normal Work», а именно выйти с исковым заявлением в суд о включении компании в реестр недобросовестных поставщиков государственных закупок, этого так и не произошло. По нашим данным, акимат Бескарагайского района проигнорировал законодательно обоснованные требования аудита и не только заключил договор с «Normal Work» , но и, воспользовавшись временным техническим сбоем на портале госзакупок, втихаря успел осуществить его регистрацию на ресурсе и даже приступить к выполнению своих обязательств по договору.


То ли еще будет?

Пример с «Normal Work» - лишь один из множества подобных. Сколько в нашей стране компаний, которые ставят извлечение прибыли выше общественных и государственных интересов, одному богу известно. Их активность, конечно, настораживает, но гораздо большее беспокойство вызывает необъяснимая «любовь» к компаниям с сомнительной репутацией со стороны отечественного чиновничества. Ее трудно квалифицировать, но определенно это - диагноз. Диагноз всей системе государственных закупок в стране, в теле которой наблюдаются гигантские бреши, позволяющие беспринципным бизнесменам безнаказанно осваивать финансовые закрома государства. И «показательными казнями» в периоды высокой волатильности общественного мнения от этой ставшей уже хронической болячки явно не избавиться.

Похожие статьи

Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Станут ли общественные советы фундаментом «слышащего государства»?
11.01.2021, автор Гульнар Муканова.
Казахстан-Россия-Запад: возможна ли нефтяная «сделка века», и что мы от неё получим?
3.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Национальные меньшинства в Казахстане: нужен ли закон о защите их прав?
16.02.2024, автор Сауле Исабаева.
Стоит ли надеяться на казахстанскую армию в случае серьезной угрозы?
6.03.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Взгляд » Кто позволяет дилетантам потрошить государственный бюджет?