1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Цена бездействия: инвентаризация социально-экономических рисков в Казахстане
5.06.2024, автор Виктор Долгов.
RU
KZ
EN
Несмотря на достаточно позитивный опыт государственного строительства, в Казахстане продолжают сохраняться риски социальной фрагментации. Это вполне объяснимо – социум не статичен, он развивается и потому генерирует появление как новых социальных страт, так и новых экономических моделей поведения, способных вызывать рост социальной напряженности.
К числу наиболее чувствительных социальных разломов в современном Казахстане можно отнести:
1. Рост социального расслоения в самом общем смысле;
2. Увеличение разницы в социально-экономическом развитии регионов РК;
3. Проблему внутренней и внешней миграции.
1. Рост социального расслоения. В Казахстане фиксируются следующие негативные социальные процессы:
- рост социальной напряженности из-за увеличивающегося разрыва в уровне доходов граждан;
- консервация социальной модели, при которой бедность начинает самовоспроизводиться;
- сокращение социальной базы поддержки модернизации из-за ухудшающегося качества образования;
- правовой нигилизм, сопровождающийся ростом политической апатии и недоверия к органам государственной власти, политическим партиям и иным публичным институтам;
- рост привлекательности стихийных, неуправляемых социальных протестов в отсутствие иных каналов выражения социального недовольства;
- ухудшение криминогенной обстановки как косвенного индикатора проблем в социальной сфере.
Эти процессы в долгосрочной перспективе (в «хронической» форме) несут глобальные угрозы для модернизации страны:
• Бедность выступает тормозом для системного решения целого комплекса сопутствующих социальных проблем: в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве, развитии внутреннего потребительского рынка.
• Бедное общество никогда не будет инновационным, никогда не будет нацелено на модернизацию. Наоборот, будет содержать в себе риски цивилизационного отката Казахстана, дезурбанизации и деиндустриализации. Будет выдавливать за рубеж образованную, инициативную часть населения, тем самым консервируя свое отставание.
• Бедное общество, общество без доминирующего среднего класса, всегда будет социально и политически неустойчивым, всегда будет подвержено рискам роста экстремизма и перманентных социальных конфликтов. В подобных условиях темпы деградации социального пространства еще более возрастают. В конечном итоге такое общество будет контролироваться более успешными соседями, проще говоря – утратит суверенитет.
Выходом из ситуации должен стать перевод борьбы с бедностью в разряд первоочередных задач государства. Более справедливое перераспределение национального дохода будет способствовать расширению внутреннего потребительского рынка, может дать толчок развитию экономики страны.
2. Разница в развитии регионов. Основная проблема в реализации региональной политики в Казахстане заключается в противоречии между общегосударственными и региональными интересами. В отношениях между центром и регионами ключевыми вопросами являются:
- низкий уровень учета особенностей конкретных регионов при разработке государственных программ;
- диспропорции в выделении регионам средств из республиканского бюджета;
- перечисление регионами значительной доли доходов в бюджет республики, что лишает их необходимых средств для самостоятельного развития своей социально-экономической инфраструктуры;
- непрозрачность механизма распределения власти, ответственности и полномочий между центром и регионами.
Дисбаланс в развитии регионов отражается на качестве жизни населения и запускает механизмы внутренней миграции, которые в еще большей степени усиливают возникшие перекосы – наиболее динамично развивающиеся регионы привлекают молодежь и наиболее квалифицированную часть населения, тем самым консервируя отставание дотационных областей.
Из-за изменения внешнеэкономической конъюнктуры сокращается количество регионов – локомотивов экономического развития. Фактически в стране остались только два центра притяжения внутренних мигрантов – Астана и Алматы, что резко увеличивает давление на местные рынки труда, а также на социальную инфраструктуру.
3. Проблема внутренней и внешней миграции. Наиболее проблемную часть внутреннего миграционного потока составляют те, кого квалифицируют как «самозанятых». Именно они, в первую очередь, должны привлекать внимание государственных органов, особенно в Алматы и в Астане.
Фактически именно эта социально- и экономически неадаптированная часть населения крупных городов является протестной массой, готовой к насильственным действиям и неподчинению органам правопорядка. Протестные выступления при этом могут возникнуть как спонтанно, так и активизироваться целенаправленно контрэлитами в рамках борьбы за власть.
В более широком контексте процессы внутренней и внешней миграции порождают следующий комплекс проблем:
- отсутствие гарантий трудоустройства как для местного населения, так и для мигрантов;
- изменение криминогенной обстановки, формирование установок на нетерпимость к мигрантам;
- усиление давления на социальную и коммунальную инфраструктуру, снижающее общее качество жизни населения в регионах, привлекающих мигрантов;
- сложности с поддержанием на должном уровне санитарно-эпидемиологической ситуации.
Специфика внешней миграции порождает дополнительные проблемы социально-культурного характера:
• качественный состав иммигрантов (уровень образования, профессиональной подготовки) гораздо ниже качественного состава местного населения;
• низкая конкурентоспособность иммигрантов, основной причиной чего выступают вопросы социально-культурной, прежде всего, языковой адаптации («языковой барьер»);
• достаточно забюрократизированными и непрозрачными являются процессы получения вида на жительство и гражданства Республики Казахстан, что создает условия для развития коррупции в миграционной сфере.
Также необходимо отметить риски фрагментации казахстанского общества, обусловленные привнесением в пространство общественных дискуссий внешней (во многом навязанной) политической повестки, внешнего контента. Казахстан не является изолированным обществом: все глобальные и региональные политические процессы неизбежно отражаются и на внутренних общественных настроениях.
Таким образом, целостная оценка рисков для Казахстана позволяет сделать некоторые выводы:
1. За истекшие годы реформ не удалось обеспечить для всех граждан равные стартовые условия, позволяющие им реализовать собственный потенциал. Разница в уровнях доходов продолжает расти, что делает внутриполитическую ситуацию неустойчивой: при относительно небольшой доле состоятельных граждан чрезвычайно велика доля малообеспеченных. Средний класс (основная стабилизирующая страта социума) практически отсутствует.
2. «Разбегающаяся асимметрия» регионов закладывает основу под будущие перекосы и социальные потрясения.
3. Органам власти на местах не удается оперативно купировать социальную и трудовую протестность. Не выработаны механизмы контроля за деятельностью местных властей с точки зрения скорости реагирования на региональные социальные и внутриполитические вызовы. Не отработана модель делегирования полномочий и ответственности с высших на низшие уровни исполнительной власти – акиматам первичного уровня.
При этом важно учитывать, что скрытые, долгое время не разрешаемые конфликты могут обладать кумулятивным свойством – т.е. постепенно накапливать социальное напряжение, а потом выливаться в непредсказуемые стихийные массовые акции протеста.
К числу наиболее чувствительных социальных разломов в современном Казахстане можно отнести:
1. Рост социального расслоения в самом общем смысле;
2. Увеличение разницы в социально-экономическом развитии регионов РК;
3. Проблему внутренней и внешней миграции.
1. Рост социального расслоения. В Казахстане фиксируются следующие негативные социальные процессы:
- рост социальной напряженности из-за увеличивающегося разрыва в уровне доходов граждан;
- консервация социальной модели, при которой бедность начинает самовоспроизводиться;
- сокращение социальной базы поддержки модернизации из-за ухудшающегося качества образования;
- правовой нигилизм, сопровождающийся ростом политической апатии и недоверия к органам государственной власти, политическим партиям и иным публичным институтам;
- рост привлекательности стихийных, неуправляемых социальных протестов в отсутствие иных каналов выражения социального недовольства;
- ухудшение криминогенной обстановки как косвенного индикатора проблем в социальной сфере.
Эти процессы в долгосрочной перспективе (в «хронической» форме) несут глобальные угрозы для модернизации страны:
• Бедность выступает тормозом для системного решения целого комплекса сопутствующих социальных проблем: в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве, развитии внутреннего потребительского рынка.
• Бедное общество никогда не будет инновационным, никогда не будет нацелено на модернизацию. Наоборот, будет содержать в себе риски цивилизационного отката Казахстана, дезурбанизации и деиндустриализации. Будет выдавливать за рубеж образованную, инициативную часть населения, тем самым консервируя свое отставание.
• Бедное общество, общество без доминирующего среднего класса, всегда будет социально и политически неустойчивым, всегда будет подвержено рискам роста экстремизма и перманентных социальных конфликтов. В подобных условиях темпы деградации социального пространства еще более возрастают. В конечном итоге такое общество будет контролироваться более успешными соседями, проще говоря – утратит суверенитет.
Выходом из ситуации должен стать перевод борьбы с бедностью в разряд первоочередных задач государства. Более справедливое перераспределение национального дохода будет способствовать расширению внутреннего потребительского рынка, может дать толчок развитию экономики страны.
2. Разница в развитии регионов. Основная проблема в реализации региональной политики в Казахстане заключается в противоречии между общегосударственными и региональными интересами. В отношениях между центром и регионами ключевыми вопросами являются:
- низкий уровень учета особенностей конкретных регионов при разработке государственных программ;
- диспропорции в выделении регионам средств из республиканского бюджета;
- перечисление регионами значительной доли доходов в бюджет республики, что лишает их необходимых средств для самостоятельного развития своей социально-экономической инфраструктуры;
- непрозрачность механизма распределения власти, ответственности и полномочий между центром и регионами.
Дисбаланс в развитии регионов отражается на качестве жизни населения и запускает механизмы внутренней миграции, которые в еще большей степени усиливают возникшие перекосы – наиболее динамично развивающиеся регионы привлекают молодежь и наиболее квалифицированную часть населения, тем самым консервируя отставание дотационных областей.
Из-за изменения внешнеэкономической конъюнктуры сокращается количество регионов – локомотивов экономического развития. Фактически в стране остались только два центра притяжения внутренних мигрантов – Астана и Алматы, что резко увеличивает давление на местные рынки труда, а также на социальную инфраструктуру.
3. Проблема внутренней и внешней миграции. Наиболее проблемную часть внутреннего миграционного потока составляют те, кого квалифицируют как «самозанятых». Именно они, в первую очередь, должны привлекать внимание государственных органов, особенно в Алматы и в Астане.
Фактически именно эта социально- и экономически неадаптированная часть населения крупных городов является протестной массой, готовой к насильственным действиям и неподчинению органам правопорядка. Протестные выступления при этом могут возникнуть как спонтанно, так и активизироваться целенаправленно контрэлитами в рамках борьбы за власть.
В более широком контексте процессы внутренней и внешней миграции порождают следующий комплекс проблем:
- отсутствие гарантий трудоустройства как для местного населения, так и для мигрантов;
- изменение криминогенной обстановки, формирование установок на нетерпимость к мигрантам;
- усиление давления на социальную и коммунальную инфраструктуру, снижающее общее качество жизни населения в регионах, привлекающих мигрантов;
- сложности с поддержанием на должном уровне санитарно-эпидемиологической ситуации.
Специфика внешней миграции порождает дополнительные проблемы социально-культурного характера:
• качественный состав иммигрантов (уровень образования, профессиональной подготовки) гораздо ниже качественного состава местного населения;
• низкая конкурентоспособность иммигрантов, основной причиной чего выступают вопросы социально-культурной, прежде всего, языковой адаптации («языковой барьер»);
• достаточно забюрократизированными и непрозрачными являются процессы получения вида на жительство и гражданства Республики Казахстан, что создает условия для развития коррупции в миграционной сфере.
Также необходимо отметить риски фрагментации казахстанского общества, обусловленные привнесением в пространство общественных дискуссий внешней (во многом навязанной) политической повестки, внешнего контента. Казахстан не является изолированным обществом: все глобальные и региональные политические процессы неизбежно отражаются и на внутренних общественных настроениях.
Таким образом, целостная оценка рисков для Казахстана позволяет сделать некоторые выводы:
1. За истекшие годы реформ не удалось обеспечить для всех граждан равные стартовые условия, позволяющие им реализовать собственный потенциал. Разница в уровнях доходов продолжает расти, что делает внутриполитическую ситуацию неустойчивой: при относительно небольшой доле состоятельных граждан чрезвычайно велика доля малообеспеченных. Средний класс (основная стабилизирующая страта социума) практически отсутствует.
2. «Разбегающаяся асимметрия» регионов закладывает основу под будущие перекосы и социальные потрясения.
3. Органам власти на местах не удается оперативно купировать социальную и трудовую протестность. Не выработаны механизмы контроля за деятельностью местных властей с точки зрения скорости реагирования на региональные социальные и внутриполитические вызовы. Не отработана модель делегирования полномочий и ответственности с высших на низшие уровни исполнительной власти – акиматам первичного уровня.
При этом важно учитывать, что скрытые, долгое время не разрешаемые конфликты могут обладать кумулятивным свойством – т.е. постепенно накапливать социальное напряжение, а потом выливаться в непредсказуемые стихийные массовые акции протеста.
Похожие статьи
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
Почему в Казахстане «вымер» средний класс и как его можно возродить?
16.02.2024, автор Сауле Исабаева.
Национальные меньшинства в Казахстане: нужен ли закон о защите их прав?
16.02.2024, автор Сауле Исабаева.
Удвоение ВВП или возвращение фетиша. Возможно ли казахское «экономическое чудо»?
19.02.2024, автор Сауле Исабаева.
Неравенство в доходах: Казахстан стал чисто классовым обществом
21.05.2024, автор Spik.kz.