27.01.2024, автор Сауле Исабаева.
Удвоение ВВП или возвращение фетиша. Возможно ли казахское «экономическое чудо»?
19.02.2024, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
Перед обновленным правительством РК поставлена задача добиться увеличения валового внутреннего продукта к 2029 году почти в два раза – до 450 млрд. долларов США. О том, что из себя представляет идея такого увеличения экономики, есть ли у Казахстана шансы на успех и при каких условиях может произойти столь значительный рост, рассуждает экономист КУАТ АКИЖАНОВ.
Понятие «ВВП» (валовый внутренний продукт) было введено в научный лексикон с 1930 года лауреатом Нобелевской премии по экономике Саймоном Кузнецом. Этот показатель помогает рассчитать размеры и масштабы экономики определенной страны, так как предполагается, что в расчеты включена сумма всех произведённых товаров и оказанных услуг. Достаточно взглянуть на цифры, сравнить с другими странами, и сразу предстает картина «экономических размеров» государства.
Казахстанский ВВП на конец 2023-го составлял около 250 млрд. долларов США – больше, чем ВВП Армении, Беларуси, Грузии, Кыргызстана, Узбекистана, Молдовы и Таджикистан вместе взятых. Это, кстати, больше, чем ВВП Китая в 1979-м – тогда он ненамного превышал 200 млрд. А сейчас китайская экономика со своими 17 трлн. является второй по величине после американской с ее более чем 25 трлн. долларов США.
Правда, в последние лет двадцать данную концепцию критикуют все серьезные экономисты, так как она на самом деле не отражает реальную ситуацию с ростом экономики, – впрочем, и отказываться от нее пока не решаются. Даже саму идею роста ученые-экономисты самых разных школ воспринимают уже не так однозначно положительно. В индустриально развитых странах рост ВВП был следствием индустриализации, то есть должны произойти структурные изменения в экономике, которые и приводят к повышению доходов населения. Другими словами, качество роста более важно, чем достижение каких-то количественных параметров. Но обо всем по порядку.
Что говорит мировой опыт...
Нельзя утверждать, что в экономической истории подобных рывков не совершали. Но условия, временные параметры, геополитический и, что еще важнее, геоэкономический контекст были совершенно другими.
Такого рода «чудеса» демонстрировали «азиатские тигры», к примеру, Южная Корея - некогда одна из беднейших стран вырвалась в топ мировых лидеров. Ей это удалось благодаря мощному индустриальному развитию, когда аграрная страна, не имеющая природных ресурсов для экспорта, проводит структурные преобразования, с каждым разом перестраиваясь на производство товаров с более высокой добавленной стоимостью. Также есть примеры рекордного взлета послевоенных Японии, Германии и еще десятка государств Западной Европы и Северной Америки в период между 1940-ми и 1970-ми годами.
Стартовые условия, с которых одни начинали свое экономическое восхождение (Южная Корея, Тайвань, Сингапур), а другие продолжили (Япония, страны Западной Европы и Латинской Америки) после Второй мировой войны, были очень разнообразными – некоторые были разорены войной, а другие очень бедными. Эти факторы, как ни странно, способствуют (оговоримся: при грамотной экономической политике) резкому и мощному росту. Сравнительная бедность и неиспользованный промышленный потенциал вкупе с индустриализацией, которую проводили большинство стран мира (включая Казахскую ССР в составе Советского Союза) в 1940-1970 годах, благоприятствовали «удвоению», «утроению» и даже «удесятерению» ВВП. Что немаловажно, этот самый рост материального благополучия был сопряжен с социальным прогрессом – снижалась бедность, выравнивались доходы, строились города и в целом то, что называется «государством всеобщего благосостояния».
Благоприятные геоэкономические условия включали план Маршалла для разоренных войной стран Европы (в том числе для Западной Германии), помощь США в содействии научно-техническому прогрессу (например, в Южной Корее с нуля создали несколько научно-технических и исследовательских институтов, а не офшоры), Бреттон-Вудскую международную финансовую архитектуру (1947-1973 годы), позволившую странам проводить независимую фискальную политику (через кейнсианское управление спросом), и более справедливую международную торговлю. При этом Бреттон-Вудские институты развития (МВФ и Всемирный Банк) следовали курсом, прямо противоположным тому, что они делают последние тридцать лет, – они предоставляли ликвидность и ссуды странам, нуждавшимся в капиталах и проводившим индустриальную политику.
Рост без развития
Что имеем мы? Во-первых, Казахстан – это страна с доходами выше средних, которые по паритету покупательной способности (ППС) превышают 25 тыс. долларов США. Увеличить доходы вдвое, скажем, с 3-х тыс. долларов за пять лет относительно несложно по сравнению с повышением их с 25 тыс. до 50 тыс. долларов, когда первичный промышленный потенциал уже использован. Дело в том, что у нас уже сравнительно большая экономика (с учетом размеров населения) и мы довольно богаты. Об этом свидетельствует зашкаливающий в Казахстане уровень экономического неравенства. Разница в доходах между 10% верхней социально-экономической страты и 10% нижней более точно характеризует то, как на самом деле распределяются доходы. У абсолютного большинства населения они далеко не 25 тыс. даже по ППС.
И здесь мы подходим к другому секрету успешного развития. Он заключается в том, какие модели распределения доходов действуют в стране: эгалитарные перераспределительные механизмы или такие, при которых все выгоды от экономического роста достаются участникам списка «Форбс» и иностранным инвесторам. Даже в годы «экономического бума» (2000-2007 гг.), когда темпы роста ВВП в Казахстане в среднем превышали 9%, мы не построили «государство всеобщего благосостояния». Наоборот, неравенство достигло заоблачных высот. У нас был «рост без развития» - экономика увеличивалась в размерах, но при этом происходили де-индустриализация и «голландская болезнь». Это как у человека увеличивается вес, но без роста мышц, а за счет повышения доли жира, вместе с которым развиваются сахарный диабет и другие болезни.
Поэтому прогрессивные экономисты призывают делать акцент на качестве роста. В нашем случае это означает разработку и реализацию программы ре-индустриализации. Только промышленный потенциал страны создает высокооплачиваемые рабочие места, возможности для роста доходов населения и социально-экономического прогресса, который обеспечивается через активные перераспределительные механизмы. Швейцария и Сингапур богаты не потому, что у них развитый сектор услуг финансовой сферы и элитного туризма, а потому, что они занимают соответственно первое (!) и второе (!) места в мире по индексу «объем промышленного производства на душу населения». Обыватели об этом не знают, так как промышленность двух названных стран производит товары высшей категории, не распространённые в ежедневном быту, то, что называется «средствами производства»: высокоточное оборудование, станки, специальные химикаты.
Пересмотреть модель
В действующей неолиберальной парадигме не-развития мы в Казахстане удвоения ВВП не добьемся. Или может случиться очередной неустойчивый «рост без развития», если нам опять «повезет» с ценами на нефть, и наша ре-индустриализация будет отложена в очередной раз. Мы только усугубим наше положение, укрепившись в качестве поставщика сырьевых ресурсов.
Наши экспертное сообщество и технократия обязаны пересмотреть неолиберальную модель не-развития, в которую мы себя загнали за тридцать лет. Тогда придет понимание необходимости и методов увеличения ВВП через ре-индустриализацию. Рискну заявить, что нашу экономику достаточно увеличить на 40-50%, чтобы добиться именно устойчивого развития, когда его плодами будут пользоваться все жители страны – благодаря перераспределительным механизмам. Ведь из-за несбалансированного роста нашу экономику мотало из одной крайности в другую – в 2009-м ВВП сжался до 115 млрд. со 133 млрд. долларов США всего лишь годом ранее; в 2016-м общий объем ВВП опять опустился, когда экономика сжалась с 243 млрд. (2013 г.) до 153 млрд. долларов США.
Понятие «ВВП» (валовый внутренний продукт) было введено в научный лексикон с 1930 года лауреатом Нобелевской премии по экономике Саймоном Кузнецом. Этот показатель помогает рассчитать размеры и масштабы экономики определенной страны, так как предполагается, что в расчеты включена сумма всех произведённых товаров и оказанных услуг. Достаточно взглянуть на цифры, сравнить с другими странами, и сразу предстает картина «экономических размеров» государства.
Казахстанский ВВП на конец 2023-го составлял около 250 млрд. долларов США – больше, чем ВВП Армении, Беларуси, Грузии, Кыргызстана, Узбекистана, Молдовы и Таджикистан вместе взятых. Это, кстати, больше, чем ВВП Китая в 1979-м – тогда он ненамного превышал 200 млрд. А сейчас китайская экономика со своими 17 трлн. является второй по величине после американской с ее более чем 25 трлн. долларов США.
Правда, в последние лет двадцать данную концепцию критикуют все серьезные экономисты, так как она на самом деле не отражает реальную ситуацию с ростом экономики, – впрочем, и отказываться от нее пока не решаются. Даже саму идею роста ученые-экономисты самых разных школ воспринимают уже не так однозначно положительно. В индустриально развитых странах рост ВВП был следствием индустриализации, то есть должны произойти структурные изменения в экономике, которые и приводят к повышению доходов населения. Другими словами, качество роста более важно, чем достижение каких-то количественных параметров. Но обо всем по порядку.
Что говорит мировой опыт...
Казахстану предстоит всего за пять лет совершить почти невозможное - удвоить этот самый ВВП. А значит, должен произойти чуть ли не 100-процентный рост - с 240 до 450 млрд. долларов США. И если такое случится, то это можно будет расценить не иначе как настоящее «экономическое чудо».
Нельзя утверждать, что в экономической истории подобных рывков не совершали. Но условия, временные параметры, геополитический и, что еще важнее, геоэкономический контекст были совершенно другими.
Такого рода «чудеса» демонстрировали «азиатские тигры», к примеру, Южная Корея - некогда одна из беднейших стран вырвалась в топ мировых лидеров. Ей это удалось благодаря мощному индустриальному развитию, когда аграрная страна, не имеющая природных ресурсов для экспорта, проводит структурные преобразования, с каждым разом перестраиваясь на производство товаров с более высокой добавленной стоимостью. Также есть примеры рекордного взлета послевоенных Японии, Германии и еще десятка государств Западной Европы и Северной Америки в период между 1940-ми и 1970-ми годами.
Стартовые условия, с которых одни начинали свое экономическое восхождение (Южная Корея, Тайвань, Сингапур), а другие продолжили (Япония, страны Западной Европы и Латинской Америки) после Второй мировой войны, были очень разнообразными – некоторые были разорены войной, а другие очень бедными. Эти факторы, как ни странно, способствуют (оговоримся: при грамотной экономической политике) резкому и мощному росту. Сравнительная бедность и неиспользованный промышленный потенциал вкупе с индустриализацией, которую проводили большинство стран мира (включая Казахскую ССР в составе Советского Союза) в 1940-1970 годах, благоприятствовали «удвоению», «утроению» и даже «удесятерению» ВВП. Что немаловажно, этот самый рост материального благополучия был сопряжен с социальным прогрессом – снижалась бедность, выравнивались доходы, строились города и в целом то, что называется «государством всеобщего благосостояния».
Благоприятные геоэкономические условия включали план Маршалла для разоренных войной стран Европы (в том числе для Западной Германии), помощь США в содействии научно-техническому прогрессу (например, в Южной Корее с нуля создали несколько научно-технических и исследовательских институтов, а не офшоры), Бреттон-Вудскую международную финансовую архитектуру (1947-1973 годы), позволившую странам проводить независимую фискальную политику (через кейнсианское управление спросом), и более справедливую международную торговлю. При этом Бреттон-Вудские институты развития (МВФ и Всемирный Банк) следовали курсом, прямо противоположным тому, что они делают последние тридцать лет, – они предоставляли ликвидность и ссуды странам, нуждавшимся в капиталах и проводившим индустриальную политику.
Рост без развития
Что имеем мы? Во-первых, Казахстан – это страна с доходами выше средних, которые по паритету покупательной способности (ППС) превышают 25 тыс. долларов США. Увеличить доходы вдвое, скажем, с 3-х тыс. долларов за пять лет относительно несложно по сравнению с повышением их с 25 тыс. до 50 тыс. долларов, когда первичный промышленный потенциал уже использован. Дело в том, что у нас уже сравнительно большая экономика (с учетом размеров населения) и мы довольно богаты. Об этом свидетельствует зашкаливающий в Казахстане уровень экономического неравенства. Разница в доходах между 10% верхней социально-экономической страты и 10% нижней более точно характеризует то, как на самом деле распределяются доходы. У абсолютного большинства населения они далеко не 25 тыс. даже по ППС.
И здесь мы подходим к другому секрету успешного развития. Он заключается в том, какие модели распределения доходов действуют в стране: эгалитарные перераспределительные механизмы или такие, при которых все выгоды от экономического роста достаются участникам списка «Форбс» и иностранным инвесторам. Даже в годы «экономического бума» (2000-2007 гг.), когда темпы роста ВВП в Казахстане в среднем превышали 9%, мы не построили «государство всеобщего благосостояния». Наоборот, неравенство достигло заоблачных высот. У нас был «рост без развития» - экономика увеличивалась в размерах, но при этом происходили де-индустриализация и «голландская болезнь». Это как у человека увеличивается вес, но без роста мышц, а за счет повышения доли жира, вместе с которым развиваются сахарный диабет и другие болезни.
Быстрый рост ВВП у стран-экспортёров природных ресурсов также можно сравнить с поведением неблагоразумного бодибилдера – вместо терпеливого и методичного труда спортсмен ради достижения скорых результатов злоупотребляет стероидами. Казахстанская экономика в «тучные» 2000-е годы тоже росла благодаря «стероидам» - высоким ценам на энергоресурсы.
Поэтому прогрессивные экономисты призывают делать акцент на качестве роста. В нашем случае это означает разработку и реализацию программы ре-индустриализации. Только промышленный потенциал страны создает высокооплачиваемые рабочие места, возможности для роста доходов населения и социально-экономического прогресса, который обеспечивается через активные перераспределительные механизмы. Швейцария и Сингапур богаты не потому, что у них развитый сектор услуг финансовой сферы и элитного туризма, а потому, что они занимают соответственно первое (!) и второе (!) места в мире по индексу «объем промышленного производства на душу населения». Обыватели об этом не знают, так как промышленность двух названных стран производит товары высшей категории, не распространённые в ежедневном быту, то, что называется «средствами производства»: высокоточное оборудование, станки, специальные химикаты.
Пересмотреть модель
В действующей неолиберальной парадигме не-развития мы в Казахстане удвоения ВВП не добьемся. Или может случиться очередной неустойчивый «рост без развития», если нам опять «повезет» с ценами на нефть, и наша ре-индустриализация будет отложена в очередной раз. Мы только усугубим наше положение, укрепившись в качестве поставщика сырьевых ресурсов.
Здесь я вернусь к тому, с чего начал, – задача удвоения ВВП не должна быть самоцелью в силу вышеназванных причин. Видимо, те, кто подсунул эту идею президенту, не только не проработали ее, но и безответственно рассчитывают на очередное везение в виде «манны небесной». Однако, по текущим прогнозам, мировая конъюнктура цен на энергоресурсы в ближайшее десятилетие, на фоне конфликтов в Украине и Палестине, а также дефляции, с которой столкнулся Китай, будет не такой благоприятной. Тем более что значительная часть добываемых здесь энергоресурсов нам уже не принадлежит, плюс мы ограничены в их транспортировке. Если же мы рассчитываем и дальше заниматься экстенсивной и хищнической эксплуатацией наших природных богатств, то ни о каком устойчивом и инклюзивном росте экономики не может быть и речи. Такой курс приведет лишь к экологической деградации, усугублению неравенства и бедности, а значит, к политической дестабилизации.
Наши экспертное сообщество и технократия обязаны пересмотреть неолиберальную модель не-развития, в которую мы себя загнали за тридцать лет. Тогда придет понимание необходимости и методов увеличения ВВП через ре-индустриализацию. Рискну заявить, что нашу экономику достаточно увеличить на 40-50%, чтобы добиться именно устойчивого развития, когда его плодами будут пользоваться все жители страны – благодаря перераспределительным механизмам. Ведь из-за несбалансированного роста нашу экономику мотало из одной крайности в другую – в 2009-м ВВП сжался до 115 млрд. со 133 млрд. долларов США всего лишь годом ранее; в 2016-м общий объем ВВП опять опустился, когда экономика сжалась с 243 млрд. (2013 г.) до 153 млрд. долларов США.
Акцент в экономической политике Казахстана должен быть сделан на качестве структурных изменений. Это приведет к пересмотру нашей фискальной и монетарной политики, которая на протяжении всех тридцати с лишним лет играет на руку финансовым рантье и транснациональному капиталу, чьи интересы представляет компрадорская буржуазия. Иначе мы рискуем превратить Казахстан в страну, которая никогда не упускает возможности упустить возможность.
Похожие статьи
Как российско-украинская война изменила казахстанцев
Казахстан вырастил зверя хуже любого «черного лебедя»
27.12.2023, автор Сауле Исабаева.
Казахские дети в русских классах: есть ли смысл возмущаться?
28.01.2024, автор Жандос Асылбеков.
Между Путиным и Эрдоганом…
5.01.2021, автор Гульнар Муканова.
За кого держат электорат идущие в мажилис партии?
10.12.2020, автор Гульнар Муканова.