24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Чем отличается «цифровизация здорового человека» от «цифровизации курильщика»?
14.11.2024, автор Виктор Долгов.
RU
KZ
EN
Зуд цифровизации у госкомпаний все больше напоминает очередную кампанейщину: понравился высшей бюрократии какой-то очередной «умный» термин, так мы его теперь должны в любую чиновничью справку вставить. Помнится, во времена экс-президента Назарбаева таким термином была «концепция развития». В итоге «концепции развития» были написаны чуть ли не для каждого коровника в стране. Только молока и говядины от этого больше не стало…
С модным термином «цифровизация» сейчас происходит то же самое, что вовсе не гарантирует реального улучшения функционирования подопытных отраслей экономики, а также социального сектора. С кризисом в системе образования и здравоохранения читатели уже хорошо знакомы – Spik.kz подробно писал о попытках создания добровольно-принудительных монополий в этих сегментах.
Но в закрытых от взора рядовых граждан госкорпорациях происходят не менее интересные вещи.
Например, АО «НК КазахстанТемирЖолы» реализует проект масштабной цифровизации пассажирских и грузовых перевозок, предполагающий внедрение облачных сервисов, систем искусственного интеллекта и мониторинга. В конечном итоге все это должно превратиться в унифицированную сервисную платформу АО КТЖ, существенно ускоряющую процесс оформления и отслеживания грузоперевозок. Платформа важная и нужная, с учетом ставки на увеличение транзитного потенциала страны.
Но в этом контексте необходимо вспомнить и о других информационных проектах нацкомпании, которые были реализованы ранее. Функцию «информационной дочки» КТЖ, по логике, должно выполнять АО «Транстелеком». Первоначально «Транстелеком» и создавался как 100-процентная дочка АО КТЖ. Государство через нацкомпанию фактически профинансировало создание коммуникационных сетей вдоль железных дорог, стала использовать их для обеспечения интернет-трафика, установки вышек сотовой связи и некоторых других функций.
Однако в 2016 и 2020 годах 75% АО «Транстелеком» перешло под контроль компаний, аффилированных с Нурали Алиевым (в частности, Unit Telecom). Причем перешло по совокупной цене 18,5 млрд тенге при балансовой стоимости, оцениваемой в 210 млрд тенге. В 2023 году АО «Транстелеком» показало прибыль в размере 10,7 млрд тенге, значительная часть выручки (около 36%) получена от предоставления услуг тому же АО КТЖ.
Какие шаги должно было предпринять руководство АО КТЖ на старте процесса цифровизации отрасли? Набор коррупционных ниш в транспортной отрасли известен:
• Осуществление тендеров с заранее определенными компаниями-победителями.
• Сговор между ответственными лицами в компаниях и поставщиками технологий для искусственного завышения цен на оборудование или программное обеспечение.
• Завышение стоимости проектов и расходных статей для получения «откатов».
• Создание избыточных позиций и функциональных обязанностей для получения дополнительных средств.
В прошлом нередко выявлялись случаи, когда крупные инфраструктурные проекты становились источником коррупционных скандалов, и внедрение цифровых технологий не является исключением. Это могли быть случаи искусственного завышения стоимости IT-систем, нецелевого использования средств. Завышенные цены и неэффективные проекты снижают финансовую устойчивость компании и тормозят развитие.
«Цифровизация здорового человека» предполагает, что сначала мы убираем эти коррупционные возможности из самой стратегии развития компании и отрасли в целом.
Проблема гораздо серьезнее, чем выглядит на первый взгляд. АО КТЖ по факту является ключевым государственным монополистом, обеспечивающим доставку основных экспортных и импортных грузов. Упрощенно говоря, если грузовые составы КТЖ «встанут» по вине «цифровиков» или из-за очередного вывода цифровых активов на аффилированные компании, то остановится вообще любая экономическая жизнь в стране.
В итоге руководство Высшей аудиторской палаты летом этого года было вынуждено поставить перед Правительством и Фондом «Самрук-Казына» вопрос о рисках дефолта АО «НК КазахстанТемирЖолы» и рекомендовать ввести внешнее управление.
С модным термином «цифровизация» сейчас происходит то же самое, что вовсе не гарантирует реального улучшения функционирования подопытных отраслей экономики, а также социального сектора. С кризисом в системе образования и здравоохранения читатели уже хорошо знакомы – Spik.kz подробно писал о попытках создания добровольно-принудительных монополий в этих сегментах.
Но в закрытых от взора рядовых граждан госкорпорациях происходят не менее интересные вещи.
Например, АО «НК КазахстанТемирЖолы» реализует проект масштабной цифровизации пассажирских и грузовых перевозок, предполагающий внедрение облачных сервисов, систем искусственного интеллекта и мониторинга. В конечном итоге все это должно превратиться в унифицированную сервисную платформу АО КТЖ, существенно ускоряющую процесс оформления и отслеживания грузоперевозок. Платформа важная и нужная, с учетом ставки на увеличение транзитного потенциала страны.
Но в этом контексте необходимо вспомнить и о других информационных проектах нацкомпании, которые были реализованы ранее. Функцию «информационной дочки» КТЖ, по логике, должно выполнять АО «Транстелеком». Первоначально «Транстелеком» и создавался как 100-процентная дочка АО КТЖ. Государство через нацкомпанию фактически профинансировало создание коммуникационных сетей вдоль железных дорог, стала использовать их для обеспечения интернет-трафика, установки вышек сотовой связи и некоторых других функций.
Однако в 2016 и 2020 годах 75% АО «Транстелеком» перешло под контроль компаний, аффилированных с Нурали Алиевым (в частности, Unit Telecom). Причем перешло по совокупной цене 18,5 млрд тенге при балансовой стоимости, оцениваемой в 210 млрд тенге. В 2023 году АО «Транстелеком» показало прибыль в размере 10,7 млрд тенге, значительная часть выручки (около 36%) получена от предоставления услуг тому же АО КТЖ.
Таким образом, что мы видим? АО «КазахстанТемирЖолы» само сформировало монополиста на рынке информационных технологий, само избавилось от его контрольного пакета акций, но продолжает использовать набор его услуг – поскольку для обеспечения связи на транспорте он продолжает оставаться безальтернативным поставщиком. Ущерб, нанесенный бюджету, даже сложно себе представить. Это – «цифровизация курильщика». Такое развитие информационных технологий носит все признаки коррупционных действий.
Какие шаги должно было предпринять руководство АО КТЖ на старте процесса цифровизации отрасли? Набор коррупционных ниш в транспортной отрасли известен:
• Осуществление тендеров с заранее определенными компаниями-победителями.
• Сговор между ответственными лицами в компаниях и поставщиками технологий для искусственного завышения цен на оборудование или программное обеспечение.
• Завышение стоимости проектов и расходных статей для получения «откатов».
• Создание избыточных позиций и функциональных обязанностей для получения дополнительных средств.
В прошлом нередко выявлялись случаи, когда крупные инфраструктурные проекты становились источником коррупционных скандалов, и внедрение цифровых технологий не является исключением. Это могли быть случаи искусственного завышения стоимости IT-систем, нецелевого использования средств. Завышенные цены и неэффективные проекты снижают финансовую устойчивость компании и тормозят развитие.
«Цифровизация здорового человека» предполагает, что сначала мы убираем эти коррупционные возможности из самой стратегии развития компании и отрасли в целом.
Проблема гораздо серьезнее, чем выглядит на первый взгляд. АО КТЖ по факту является ключевым государственным монополистом, обеспечивающим доставку основных экспортных и импортных грузов. Упрощенно говоря, если грузовые составы КТЖ «встанут» по вине «цифровиков» или из-за очередного вывода цифровых активов на аффилированные компании, то остановится вообще любая экономическая жизнь в стране.
Вследствие непродуманных структурных изменений, осуществленных ранее, работа КТЖ находится в состоянии хронического генерирования убытков. Государство столкнулось с ситуацией, когда ключевой игрок на рынке грузоперевозок наращивает долги. Понятно, что значительная часть этого долга сформировалась еще в период «Старого Казахстана». В том числе и из-за сделок, подобных продаже контрольного пакета акций АО «Транстелеком».
В итоге руководство Высшей аудиторской палаты летом этого года было вынуждено поставить перед Правительством и Фондом «Самрук-Казына» вопрос о рисках дефолта АО «НК КазахстанТемирЖолы» и рекомендовать ввести внешнее управление.
Похожие статьи
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
Теперь не казахи, а узбеки – главные животноводы в Центральной Азии?
20.09.2024, автор Женис Байхожа.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.