АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Обсуждения в правительстве РК: насколько они профессиональны и полезны?

Обсуждения в правительстве РК: насколько они профессиональны и полезны?

12.12.2024, автор Бауыржан Маханов.

RU KZ EN
Практически любая тема, рассматриваемая правительством, априори считается имеющей государственную важность – иначе зачем выносить ее на столь высокий уровень? Это, помимо всего прочего, предполагает профессиональное и ответственное обсуждение того или иного вопроса членами кабинета министров, а затем столь же профессиональное и ответственное информирование общественности о том, как оно прошло, какие оценки и мнения прозвучали, что предложено для решения имеющихся проблем. Но соблюдается ли данное требование?

…Мангистаускую область можно назвать постоянным источником головной боли для центральной власти. Именно там чаще, чем где бы то ни было, случаются трудовые конфликты и длительные забастовки, большей частью именно оттуда звучат требования (порой далеко не всегда адекватные), касающиеся трудоустройства и повышения зарплат, именно там начались волнения, перекинувшиеся затем в другие регионы страны и в итоге приведшие к трагедии января 2022-го, третью годовщину которой мы отметим совсем скоро.

Поэтому ситуация в населённых пунктах, расположенных к востоку от Каспийского моря, находится на особом внимании у высокопоставленных обитателей левобережной части Астаны. Вот и в конце минувшей недели глава правительства созвал совещание по вопросам развития Мангистауской области. На нём, как сообщает официальный информационный ресурс премьер-министра РК, были заслушаны доклады акима региона, руководителей профильных министерств, рассмотрены меры, которые призваны улучшить положение дел в ключевых отраслях экономики этого проблемного края.

Но уже второй абзац текста, размещенного на сайте premierminister kz, приводит в некоторое замешательство. В нем говорится буквально следующее: «Руководителю правительства доложили, что Комплексный план социально-экономического развития Мангистауской области с 2021 по 2023 годы обеспечил рост валового регионального продукта на 50% – до 4,5 трлн тенге». Только констатация - и никаких оценок, никаких комментариев, сопровождающих эту фразу. А ведь у читателя может возникнуть резонный вопрос: если в регионе всего за пару лет умудрились увеличить ВРП в полтора раза, то зачем за него переживать? Пусть продолжает и дальше развиваться согласно Комплексному плану – и всё будет в ажуре.

Однако на самом деле это яркий пример того, как чиновники манипулируют цифрами, стремясь выдать желаемое за действительное. Чтобы прийти к такому выводу, не надо быть семи пядей во лбу - достаточно пролистать сборники «Регионы Казахстана», ежегодно выпускаемые Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК.


Согласно данным, которые в них содержатся, на протяжении последних шести лет показатель ВРП в Мангистауской области менялся следующим образом: 2018-й – 3,8 триллиона тенге, 2019-й – 3,7 триллиона, 2020-й – 3,1 триллиона, 2021 – 3,6 триллиона, 2022-й – 4,4 триллиона, 2023-й – 4,5 триллиона. Как видим, участники совещания взяли за точку отсчёта не 2021-й год, а самый кризисный 2020-й, когда из-за вызванного пандемией снижения мирового спроса на энергоресурсы сократились доходы от продажи нефти, что и стало одной из главных причин резкого спада экономики Мангистау (хотя в целом по стране сумма всех валовых региональных продуктов в тенговом выражении тогда, пусть и ненамного, но выросла).

Авторы Комплексного плана развития области на 2021-2025 годы, утвержденного правительством РК, тоже взяли за исходный рубеж показатель пандемийного 2020-го и ничтоже сумняшеся записали в качестве целевого индикатора, что к концу срока его реализации, то есть за пять лет, ВРП увеличится на 900 миллиардов и достигнет 4-х триллионов тенге (то есть в 2025-м чуть-чуть превзойдет уровень 2018-го – и о каком же росте тогда может идти речь?). Но по факту эта отметка была преодолена уже в 2022-м. Иными словами, получается, что благодаря установлению заведомо низкой «стартовой базы» мангистауцы выполнили пятилетку за два года! Можно ли после этого всерьёз воспринимать документы, выходящие из недр правительственных кабинетов и касающиеся развития целых регионов?

А теперь взглянем на реальную картину. За период с 2018-го по 2023-й в Мангистауской области сумели нарастить ВРП с 3,8 до 4,5 триллиона тенге, или лишь в 1,18 раза, тогда как в целом по Казахстану сумма валовых региональных продуктов за этот же отрезок времени увеличилась в 1,92 раза. Разница просто огромная (даже в занявшей предпоследнее место Кызылординской области добились роста в 1,57 раза). В долларовом исчислении экономика Мангистау и вовсе потеряла около 20 процентов того, что было шесть лет назад.

Если же считать ВРП на душу населения, то за рассматриваемый период в этом регионе он почти не изменился, оставшись на уровне 5,7 миллиона тенге (для сравнения: в среднем по республике произошло его повышение в 1,78 раза). А потому неудивительно, что в 2023-м Мангистауская область рухнула по этому показателю на 9-е место в стране, хотя в 2018-м занимала 4-е – после Атырауской и обеих столиц. Заодно она два года назад из донора республиканского бюджета превратилась в его реципиента.

Словом, избирательная и оттого лукавая статистика, к которой прибегли участники обсуждения в правительстве и которая нашла отражение в официальном сообщении на сайте premierminister kz, а затем была растиражирована отечественными СМИ, создала у читателей искаженное представление о состоянии экономики региона.


Судя по опубликованному отчёту, на совещании говорилось о необходимости развития самых разных отраслей – обрабатывающей промышленности, транспортно-логистической сферы, туризма, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства… При этом в тексте нет ни слова об аграрном секторе. Между тем, он является едва ли не самым проблемным в Мангистауской области: регион даёт лишь 0,4 процента от общереспубликанского объёма сельхозпродукции, хотя там проживают 5,6 процента всего сельского населения Казахстана. Налицо огромная диспропорция – даже с учётом сложных почвенно-климатических условий. Численность жителей сёл, находящихся в трудоспособном возрасте, превышает 200 тысяч человек, а в АПК трудятся всего около трёх тысяч, или 1,5 процента (опять же согласно данным Бюро национальной статистики). Чем занимаются остальные 197 тысяч, не они ли являются питательной средой роста социальной напряженности?

Вызывают вопросы и некоторые фрагменты текста, подготовленного и опубликованного по итогам обсуждения. Например, такой: «На период до 2025 года предусмотрена реализация 259 мероприятий на сумму 1,8 трлн тенге». С какого времени ведется отсчет? С 2021-го, когда началась реализация пятилетней программы развития области? Или с другой даты? А главное – с какой целью названы количество мероприятий и их стоимость, если далее абсолютно ничего не говорится о том, как они выполняются, что удалось сделать, а что нет, в силу каких причин? В чём тогда смысл этой фразы, какую полезную информацию она несёт казахстанцам?

Или вот: «по итогам 11 месяцев текущего года запущено 14 проектов с созданием 525 рабочих мест». Много это или мало для области, где численность экономически активного населения превышает 330 тысяч человек и где на конец 2023-го, только по официальным данным, обычно заниженным, насчитывалось 17,6 тысячи безработных? Как Мангистау выглядит с точки зрения динамики создания новых рабочих мест в сравнении с другими регионами страны, как можно оценить его показатели на фоне среднереспубликанских? Опять же в тексте ничего этого нет, а голые цифры, не сопровождаемые хотя бы кратким сопоставительным анализом, оценками и выводами, вряд ли что-то скажут читателям.

Аналогичная картина предстаёт и при знакомстве со многими другими сообщениями о заседаниях, совещаниях, проводимых правительством, отдельными министерствами и ведомствами. То ли сами обсуждения проходят непрофессионально, поверхностно, то ли соответствующие пресс-службы неспособны (или не стремятся) компетентно, в доступной и интересной форме рассказать о них, дать читателям максимально полную и объективную информацию. А ведь это тоже неотъемлемая и важная составляющая того, что мы называем диалогом (коммуникацией) между властью и обществом...

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за»
25.09.2024, автор Spik.kz.
ГЧП в Казахстане: игра в наперстки?
29.10.2024, автор Асем Избасарова.
SPIK.KZ » Аналитика » Обсуждения в правительстве РК: насколько они профессиональны и полезны?