АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Связка «Казахстан – Китай» под угрозой торговых войн

Связка «Казахстан – Китай» под угрозой торговых войн

18.02.2025, автор Виктор Долгов.

RU KZ EN
Возвращение Дональда Трампа в Белый дом актуализировало дискуссии о рисках масштабных торгово-тарифных войн между США и Китаем. Пока Вашингтон анонсировал введение 10-процентного повышения торговых пошлин, Пекин ответил симметрично – через повышение пошлин на энергоносители и сельхозпродукцию США. Расчистка китайского рынка от американских энергоносителей и сельхозпродукции потенциально выгодна Казахстану. Но всегда остается риск введения Штатами «вторичных санкций» в отношении китайских внешнеторговых партнеров.

Прошлый год ознаменовался очередным рекордом, демонстрирующим рост товарооборота между Казахстаном и Китаем, – 43,8 млрд долларов, из которых казахстанский экспорт – 15,8 млрд, а импорт – соответственно около 28 млрд. Важно отметить, что значительная часть импорта реэкспортируется нашими компаниями дальше – в подсанкционные Россию и Белоруссию. А потому формальный торговый дефицит Казахстана в торговле с КНР пугать не должен. Мы его компенсируем поставками (реэкспортом) в ЕАЭС.

Китай, в свою очередь, рассматривает торгово-экономическое сотрудничество со странами Центральной Азии как одно из ключевых направлений развития. Географическое положение Казахстана делает его важнейшим для КНР звеном сухопутной ветки проекта «Один пояс – один путь». Наша республика является главным реципиентом инвестиций Китая в Евразийском экономическом союзе (на нее приходятся около 70% всех накопленных в ЕАЭС прямых вложений из Поднебесной, тогда как на Россию – лишь около 25%). КНР входит в пятерку крупнейших инвесторов в Казахстан.


Еще в 2016 году Министерство национальной экономики РК и Государственный комитет по развитию и реформам КНР подписали план сотрудничества по сопряжению программы «Нурлы жол» и стратегии «Экономический пояс Шёлкового пути», в рамках которого сформирован перечень строительства совместных предприятий.

Согласно опубликованным планам народно-хозяйственного развития КНР, приграничные с Казахстаном территории Китая (СУАР) включены в Программу ускоренного развития западных провинций. Одним из главных ее пунктов является создание инфраструктурной базы (транспорт, трубопроводы), связывающей этот регион с внешним миром.

Кроме того, реализация упомянутой программы требует привлечения большого количества сырья для загрузки строящихся предприятий, развития местной инфраструктуры, обеспечения энергетических потребностей развиваемых территорий. Это, в свою очередь, стимулирует инвестиции Китая в добывающие отрасли стран Центральной Азии и особенно Казахстана как наиболее крупной сырьевой экономики региона.

В условиях роста внешнего давления в ближайшие четыре года Пекин будет вынужден развивать рынки ресурсов для своих нужд, сбыта продукции, приложения инвестиций. Активизация КНР будет ускорена соперничеством с США. Казахстан может стать одной из стран, где Китай начнет расширять свою экономическую деятельность, соответственно оформляя это в политическую оболочку.


Однако имеется ряд объективных ограничений для привлечения инвестиций из КНР в нашу экономику:

• В Казахстане фиксируется высокий градус синофобии и общественного неприятия Китая, что делает отечественный рынок менее привлекательным для китайского бизнеса. Последний опасается за сохранность инвестиций. А потому казахстанской стороне нужно менять отношение к Поднебесной и к ее гражданам на своей территории. Тем более что антикитайские настроения в значительной степени подогреваются посольствами США и Великобритании (понятно, что с далеко идущими целями).

• Стоимость рабочей силы, электроэнергии в Казахстане выше, чем в соседних странах Центральной Азии. По этой причине китайский бизнес стремится размещать обрабатывающие производства в Кыргызстане и Узбекистане.

• Компании из КНР, занятые в нефтедобывающем секторе экономики РК, сталкиваются с массовыми трудовыми протестами, участники которых требуют двукратного увеличения заработной платы, что сделает реализацию нефтегазовых проектов низкорентабельной, непривлекательной для китайского бизнеса. Расширение доли Китая в нефтедобыче Казахстана не фиксируется.

• КНР опасается введения экономических санкций со стороны США в ближайшие четыре года (в период президентства Трампа). Казахстан ранее поддержал режим соблюдения санкций в отношении России. А потому Пекин сдержанно относится к запуску новых проектов в нашей стране, поскольку видит риски аналогичного поведения Астаны в случае расширения санкционной войны КНР и США.

В целом китайская сторона хотела бы сначала завершить реализацию уже осуществляемых проектов. И только по ее итогам принимать решение относительно новых инвестиционных программ.

С казахстанской стороны тоже имеется целый ряд претензий и опасений:

• КНР очень неохотно вкладывается в развитие обрабатывающих производств. Причем последние, как правило, ориентированы именно на китайский рынок. Возникает так называемая «монополия покупателя», при которой данную продукцию можно продать только в эту страну – и никуда больше.

• В качестве подрядчиков и субподрядчиков при создании таких производств нередко привлекаются компании из Китая, соответственно доля казахстанского содержания остается небольшой.

• Требования по экологической составляющей реализуемых проектов занижены – даже в сравнении с аналогичными добывающими и обрабатывающими производствами в самом Китае.

• Поскольку финансированием китайских проектов в нашей стране занимаются принадлежащие государству финансовые институты КНР, зачастую в качестве условия для его предоставления выдвигается требование государственной гарантии казахстанской стороны на возврат инвестиций.

Имеется негативный опыт использования Китаем в отношении своих крупнейших должников опасной методики активного экономического проникновения: «не можешь заплатить долги — отдавай месторождения». Например, Таджикистан передал Поднебесной за долги более тысячи квадратных километров своей территории, три золоторудных и одно угольное месторождения. По данным таджикской оппозиции, в целом за годы независимости этой страны Китаю был передан 1% ее территории. Между тем, для Казахстана критичной является даже дискуссия об аренде земель, не говоря уже о де-факто ее продаже за долги.


Поэтому дальнейшее расширение торгово-экономического сотрудничества Казахстана и Китая требует снятия этих рисков и опасений. В конечном счете новая администрация в Вашингтоне поставит всех соседей КНР перед выбором между сокращением торговых связей, с одной стороны, и угрозой «вторичных санкций», с другой. И сохранить товарооборот и инвестиционную активность может только повышение политического и экономического доверия между Астаной и Пекином.

Похожие статьи

Казахстан втягивается в торговые войны?
24.10.2024, автор Виктор Долгов.
Казахстан, ЕАЭС, санкции: что мы потеряли, а что приобрели?
3.05.2024, автор Замир Каражанов.
Окажутся ли казахстанские компании под угрозой вторичных санкций?
17.06.2024, автор Виктор Долгов.
Трамп в ударе. Как первые решения новой администрации отразятся на Казахстане?
23.01.2025, автор Виктор Долгов.
ЕАЭС на пороге трансформации: меняйся, иначе проиграешь…
14.05.2024, автор Spik.kz.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Связка «Казахстан – Китай» под угрозой торговых войн