3.05.2024, автор Замир Каражанов.
ЕАЭС на пороге трансформации: меняйся, иначе проиграешь…
14.05.2024, автор Spik.kz.
RU
KZ
EN
8 мая в Москве прошло заседание Высшего евразийского экономического совета с участием глав государств всех стран-участниц ЕАЭС. О том, с какими вызовами сегодня сталкивается организация, о ее перспективах в условиях новой геополитической и геоэкономической реальности рассуждает политолог Максим Казначеев.
Несмотря на то, что в текущем году отмечается десятилетие этого интеграционного объединения, вопросов относительно перспектив его развития не становится меньше. Достаточно просто перечислить ключевые вызовы.
Первый. Две из пяти стран-участниц находятся под западными санкциями (Россия, Беларусь).
Второй. Армения де-факто изолирована от остальных членов ЕАЭС – маршруты транспортировки грузов проходят либо через Грузию, либо через Иран. Оба маршрута автомобильные, что ограничивает возможности в плане роста экспорта и импорта из Армении в другие страны-участницы союза.
Третий. Периодически возникают проблемы с транзитом грузов из Кыргызстана в Россию через территорию Казахстана. Причина – большой объем контрабанды товаров через китайско-кыргызскую границу.
Четвертый. Страны Запада оказывают давление на Армению, Казахстан и Кыргызстан, требуя блокировать «серый» импорт в Россию и Беларусь, что объективно нарушает одну из четырех «свобод» ЕАЭС – свободу перемещения товаров.
Общая геополитическая и геоэкономическая ситуация в мире и на пространстве Большой Евразии остается напряженной и вызывает необходимость постоянного оперативного реагирования со стороны глав стран-участниц.
Несмотря на неблагоприятные внешние факторы, государства-члены ЕАЭС демонстрируют устойчивый экономический рост, что и было отмечено в ходе заседания практически всеми их лидерами. Но проблема в том, что он обеспечивается за счет увеличения добычи сырья и первичных переделов продукции (например, нефть – бензин, или зерно – мука). Иными словами, налицо рост без развития. Задача же интеграционного объединения заключается в переходе к выпуску конечной продукции с высокой долей добавленной стоимости. Именно на это было ориентировано большинство выступлений глав государств.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев особо отметил проблему транзита грузов на внешние рынки и предложил концепцию «бесшовного» экономического пространства.
Белорусский лидер Александр Лукашенко подчеркнул необходимость выхода на новые рынки стран Африки и Латинской Америки. Значительная доля экспорта ЕАЭС – удобрения, зерно и топливо – ранее уходила в Европейский союз. Теперь это направление потеряно, и заменить его могут страны Глобального Юга.
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров обратил внимание на важность расширения трансграничной торговли с Китаем, и, в более широком смысле, на ускорение сопряжения геополитических проектов ЕАЭС и китайского «Один пояс – один путь».
Российский президент Владимир Путин предложил ускорить процедуру заключения торгового соглашения с Монголией, а также цифровизацию торговых операций с Вьетнамом (в соответствии с ранее заключенным соглашением о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом).
Пока наиболее реалистичным представляется многостороннее сотрудничество членов Евразийского союза с другими региональными интеграционными объединениями – в первую очередь, со странами, входящими в ШОС и БРИКС. Особенно с учетом того, что в текущем году последний расширяется до формата БРИКС+ за счет присоединения таких крупных игроков, как Египет, Иран, ОАЭ, Эфиопия и, возможно, Саудовская Аравия. Их рынки способны практически полностью поглотить ключевые статьи экспорта ЕАЭС: зерно, нефтепродукты, удобрения, лесоматериалы.
Но есть и «ложка дегтя» - ограниченные возможности по логистике в страны Глобального Юга. На протяжении последних тридцати лет страны ЕАЭС ориентировали свой экспорт преимущественно в Евросоюз и Китай. Соответствующим образом выстраивалась и транспортно-логистическая сеть.
С введением санкций в отношении России и Беларуси вектор транспортных потоков полностью поменялся, в результате логистическая инфраструктура в направлении Востока и Юга не справляется с нагрузкой. Наиболее ярко это проявляется на примере южного направления – транспортно-логистического коридора «Север – Юг»: пока отсутствует сквозное железнодорожное сообщение через территорию Ирана к портам на берегу Персидского залива. Хотя железнодорожные пути уже позволяют осуществлять транзит грузов из России и Китая через территорию Казахстана и Туркменистана в северный Иран.
В свою очередь для Казахстана принципиальным остается вопрос обеспечения логистики на западные рынки – в первую очередь, для нефти, зерна и металлов. Пока этот транзит обеспечивается через территории России и Беларуси. Но существуют риски расширения санкций, что потенциально может ограничить и казахстанский экспорт. Есть определенная синергия в совмещении стремления Китая расширить количество сухопутных транспортных коридоров на Запад через Транскаспийский маршрут. В таком случае и казахстанский экспорт мог бы быть направлен через те же самые логистические терминалы. Астана потенциально могла бы сэкономить существенные суммы на транспортной инфраструктуре в бассейне Каспийского моря.
Пока инвестиции Китая сдерживаются отсутствием гарантий стабильности торгово-экономических отношений с Евросоюзом: гипотетическое обострение конфликта Китая и США вокруг Тайваня неизбежно приведет к введению торговых санкций против Пекина. В таком случае все инвестиции в Транскаспийский коридор окажутся бессмысленными.
В целом можно констатировать, что ЕАЭС постепенно подошел к объективным пределам роста в рамках прежней модели развития. Сейчас необходимо уже решать вопросы выхода на внешние рынки с учетом противодействия конкурентов. Это противодействие будет осуществляться неэкономическими методами: введение санкций под разными предлогами, ограничения на развитие логистической инфраструктуры, введение новых барьеров в плоскости стандартизации товаров и услуг и многое другое.
Евразийский экономический союз поставлен в жесткие условия необходимости перехода к качественно более высоким уровням передела сырья. А в идеале – к производству конечных видов продукции. Второе ключевое направление работы ЕАЭС – выход на рынки развивающихся стран, которые пока в меньшей степени обращают внимание на требования «зеленой повестки». Это задача на следующее десятилетие развития организации.
Несмотря на то, что в текущем году отмечается десятилетие этого интеграционного объединения, вопросов относительно перспектив его развития не становится меньше. Достаточно просто перечислить ключевые вызовы.
Первый. Две из пяти стран-участниц находятся под западными санкциями (Россия, Беларусь).
Второй. Армения де-факто изолирована от остальных членов ЕАЭС – маршруты транспортировки грузов проходят либо через Грузию, либо через Иран. Оба маршрута автомобильные, что ограничивает возможности в плане роста экспорта и импорта из Армении в другие страны-участницы союза.
Третий. Периодически возникают проблемы с транзитом грузов из Кыргызстана в Россию через территорию Казахстана. Причина – большой объем контрабанды товаров через китайско-кыргызскую границу.
Четвертый. Страны Запада оказывают давление на Армению, Казахстан и Кыргызстан, требуя блокировать «серый» импорт в Россию и Беларусь, что объективно нарушает одну из четырех «свобод» ЕАЭС – свободу перемещения товаров.
Общая геополитическая и геоэкономическая ситуация в мире и на пространстве Большой Евразии остается напряженной и вызывает необходимость постоянного оперативного реагирования со стороны глав стран-участниц.
Несмотря на неблагоприятные внешние факторы, государства-члены ЕАЭС демонстрируют устойчивый экономический рост, что и было отмечено в ходе заседания практически всеми их лидерами. Но проблема в том, что он обеспечивается за счет увеличения добычи сырья и первичных переделов продукции (например, нефть – бензин, или зерно – мука). Иными словами, налицо рост без развития. Задача же интеграционного объединения заключается в переходе к выпуску конечной продукции с высокой долей добавленной стоимости. Именно на это было ориентировано большинство выступлений глав государств.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев особо отметил проблему транзита грузов на внешние рынки и предложил концепцию «бесшовного» экономического пространства.
Белорусский лидер Александр Лукашенко подчеркнул необходимость выхода на новые рынки стран Африки и Латинской Америки. Значительная доля экспорта ЕАЭС – удобрения, зерно и топливо – ранее уходила в Европейский союз. Теперь это направление потеряно, и заменить его могут страны Глобального Юга.
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров обратил внимание на важность расширения трансграничной торговли с Китаем, и, в более широком смысле, на ускорение сопряжения геополитических проектов ЕАЭС и китайского «Один пояс – один путь».
Российский президент Владимир Путин предложил ускорить процедуру заключения торгового соглашения с Монголией, а также цифровизацию торговых операций с Вьетнамом (в соответствии с ранее заключенным соглашением о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом).
Таким образом, главы государств синхронно подошли к вопросу о дальнейшем расширении присутствия ЕАЭС на рынках развивающихся стран. Вопрос этот на самом деле не так прост, как кажется на первый взгляд. Рынки стран Глобального Юга в целом уже давно поделены между ведущими экономическими игроками. Никто не желает видеть новых конкурентов, а потому выход на новые рынки для стран ЕАЭС будет сопряжен с определенными издержками и уступками.
Пока наиболее реалистичным представляется многостороннее сотрудничество членов Евразийского союза с другими региональными интеграционными объединениями – в первую очередь, со странами, входящими в ШОС и БРИКС. Особенно с учетом того, что в текущем году последний расширяется до формата БРИКС+ за счет присоединения таких крупных игроков, как Египет, Иран, ОАЭ, Эфиопия и, возможно, Саудовская Аравия. Их рынки способны практически полностью поглотить ключевые статьи экспорта ЕАЭС: зерно, нефтепродукты, удобрения, лесоматериалы.
Но есть и «ложка дегтя» - ограниченные возможности по логистике в страны Глобального Юга. На протяжении последних тридцати лет страны ЕАЭС ориентировали свой экспорт преимущественно в Евросоюз и Китай. Соответствующим образом выстраивалась и транспортно-логистическая сеть.
С введением санкций в отношении России и Беларуси вектор транспортных потоков полностью поменялся, в результате логистическая инфраструктура в направлении Востока и Юга не справляется с нагрузкой. Наиболее ярко это проявляется на примере южного направления – транспортно-логистического коридора «Север – Юг»: пока отсутствует сквозное железнодорожное сообщение через территорию Ирана к портам на берегу Персидского залива. Хотя железнодорожные пути уже позволяют осуществлять транзит грузов из России и Китая через территорию Казахстана и Туркменистана в северный Иран.
В свою очередь для Казахстана принципиальным остается вопрос обеспечения логистики на западные рынки – в первую очередь, для нефти, зерна и металлов. Пока этот транзит обеспечивается через территории России и Беларуси. Но существуют риски расширения санкций, что потенциально может ограничить и казахстанский экспорт. Есть определенная синергия в совмещении стремления Китая расширить количество сухопутных транспортных коридоров на Запад через Транскаспийский маршрут. В таком случае и казахстанский экспорт мог бы быть направлен через те же самые логистические терминалы. Астана потенциально могла бы сэкономить существенные суммы на транспортной инфраструктуре в бассейне Каспийского моря.
Пока инвестиции Китая сдерживаются отсутствием гарантий стабильности торгово-экономических отношений с Евросоюзом: гипотетическое обострение конфликта Китая и США вокруг Тайваня неизбежно приведет к введению торговых санкций против Пекина. В таком случае все инвестиции в Транскаспийский коридор окажутся бессмысленными.
В целом можно констатировать, что ЕАЭС постепенно подошел к объективным пределам роста в рамках прежней модели развития. Сейчас необходимо уже решать вопросы выхода на внешние рынки с учетом противодействия конкурентов. Это противодействие будет осуществляться неэкономическими методами: введение санкций под разными предлогами, ограничения на развитие логистической инфраструктуры, введение новых барьеров в плоскости стандартизации товаров и услуг и многое другое.
Но отказаться от торговой экспансии в страны Глобального Юга объединение не может – пределы роста на традиционных рынках сбыта тоже обозначены. Например, действие соглашения в рамках ОПЕК+ накладывает ограничения на объемы добычи и экспорта нефти из России и Казахстана. Решение стран ЕС об отказе от угольной генерации к 2040 году объективно уменьшает спрос на казахстанский уголь. А введение «углеродного налога» (квот на выброс углекислого газа) в Еврозоне будет блокировать и казахстанский экспорт черных металлов.
Евразийский экономический союз поставлен в жесткие условия необходимости перехода к качественно более высоким уровням передела сырья. А в идеале – к производству конечных видов продукции. Второе ключевое направление работы ЕАЭС – выход на рынки развивающихся стран, которые пока в меньшей степени обращают внимание на требования «зеленой повестки». Это задача на следующее десятилетие развития организации.
Похожие статьи
Казахстан, ЕАЭС, санкции: что мы потеряли, а что приобрели?
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахстан-Россия-Запад: возможна ли нефтяная «сделка века», и что мы от неё получим?
3.04.2024, автор Сауле Исабаева.