15.12.2023, автор Женис Байхожа.
Почему в Казахстане не приживаются настоящие партии?
26.12.2023, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
Подводя политические итоги уходящего года, приходится констатировать, что прогнозируемого расцвета партийной системы в стране так и не случилось. Да и в следующем, 2024-м, вряд ли стоит ожидать ощутимых изменений.
Весной прошлого года со стороны гражданских активистов и политических деятелей было выдвинуто около двух десятков инициатив по созданию партий, но вскоре большинство их сошло с дистанции. О намерении участвовать в досрочных выборах в мажилис, которые состоялись в марте 2023-го, заявили лишь единицы. А после избирательной кампании число желающих организовать партии и вовсе сошло на нет.
Столь недолгая активность была вызвана решением властей упростить процедуру регистрации новых партий. Но после того, как в Министерстве юстиции по самым разным предлогам начали отклонять одну за другой заявки на их юридическое оформление, стало очевидно, что внесенных ранее законодательных изменений недостаточно для расширения партийного поля в стране. Условия остались, по сути, прежними – лояльными к инициативам «сверху» и непреодолимыми для всех остальных.
Поправки, которые были внесены в Закон «О политических партиях», многие эксперты расценивают как неуклюжие попытки создать видимость его либерализации. Новые нормы никак не облегчили процесс регистрации. Далеко не каждая инициативная группа способна собрать 5 тысяч реальных подписей (порог снижен с 20 тысяч), особенно если учесть, что значительная часть казахстанцев традиционно не доверяет партиям и не видит в них смысла. То же самое касается необходимости присутствия на учредительном съезде не менее 700 человек (ранее требовалось собрать 1000) со всех регионов, что сложно обеспечить как с технической, так с финансовой точек зрения (поиск помещения, расходы на его аренду, на проезд, проживание делегатов и т. д.). Не говоря уже о содержании самой партии, что требует весьма серьезных материальных ресурсов (офисные помещения, филиалы, зарплаты сотрудникам, проведение разного рода мероприятий).
В то же время эксперты едины во мнении, что чем больше в стране будет самых разных партий (отличающихся друг от друга идеологиями, размерами, влиянием), тем быстрее появится реальная политическая конкуренция. Сработает закон перехода количественных изменений в качественные. Как следствие, повысится вероятность появления сильных, харизматичных политиков с интересными и при этом реализуемыми проектами, а популисты и политиканы со временем сами отсеются по принципу естественного отбора... Но, с другой стороны, важно, чтобы партии зарождались в недрах гражданского общества, а не создавались вокруг персоналий. Для этого нужно менять сознание людей, возвращать их доверие к политическим институтам, приобщать к культуре демократии, что, пожалуй, самое сложное.
Вместе с тем общественный запрос на новые политические силы в стране однозначно есть. Что касается идеологического наполнения, то большинство простых граждан плохо в этом разбираются и порой не отличают левых от правых, либералов от консерваторов. Но поскольку уровень жизни в стране неуклонно снижается, эксперты говорят о востребованности социально-ориентированных партий, которые бы ставили во главу угла первоочередные нужды людей. Далее идут запросы на сохранение национальной идентичности и традиционных ценностей, обеспечение равенства всех перед законом, демократизацию и т. д. А еще весьма высок мобилизационный потенциал ислама, но создание политических партий по признакам религиозной принадлежности граждан у нас запрещено.
Впрочем, даже если в стране максимально облегчат условия для объединения людей в политические союзы, многое будет зависеть от тех, кто планирует их создавать. Казахстанцев уже не провести имитацией бурной деятельности за несколько месяцев до выборов. Они склонны поддерживать те силы, у которых есть достойный бэкграунд, ресурсы и потенциал для решения их проблем.
Весной прошлого года со стороны гражданских активистов и политических деятелей было выдвинуто около двух десятков инициатив по созданию партий, но вскоре большинство их сошло с дистанции. О намерении участвовать в досрочных выборах в мажилис, которые состоялись в марте 2023-го, заявили лишь единицы. А после избирательной кампании число желающих организовать партии и вовсе сошло на нет.
Столь недолгая активность была вызвана решением властей упростить процедуру регистрации новых партий. Но после того, как в Министерстве юстиции по самым разным предлогам начали отклонять одну за другой заявки на их юридическое оформление, стало очевидно, что внесенных ранее законодательных изменений недостаточно для расширения партийного поля в стране. Условия остались, по сути, прежними – лояльными к инициативам «сверху» и непреодолимыми для всех остальных.
Поправки, которые были внесены в Закон «О политических партиях», многие эксперты расценивают как неуклюжие попытки создать видимость его либерализации. Новые нормы никак не облегчили процесс регистрации. Далеко не каждая инициативная группа способна собрать 5 тысяч реальных подписей (порог снижен с 20 тысяч), особенно если учесть, что значительная часть казахстанцев традиционно не доверяет партиям и не видит в них смысла. То же самое касается необходимости присутствия на учредительном съезде не менее 700 человек (ранее требовалось собрать 1000) со всех регионов, что сложно обеспечить как с технической, так с финансовой точек зрения (поиск помещения, расходы на его аренду, на проезд, проживание делегатов и т. д.). Не говоря уже о содержании самой партии, что требует весьма серьезных материальных ресурсов (офисные помещения, филиалы, зарплаты сотрудникам, проведение разного рода мероприятий).
То есть, как ни крути, без поддержки крупного бизнеса или представителей политической элиты, преследующих при этом собственные интересы, тут не обойтись. Отсюда вывод, что настоящих партий как совокупности граждан, объединенных общей целью, в стране нет. Как нет и ярких лидеров, способных повести за собой хотя бы несколько тысяч человек. Инициируемые «снизу» проекты часто оказываются нежизнеспособными как раз потому, что исходят от активистов, популярных в соцсетях, но не пользующихся сколь-нибудь широкой общественной поддержкой. К тому же у них нет соответствующего опыта, они неспособны предложить стратегии того, как изменить жизнь людей к лучшему, а без этого невозможно мобилизовать электорат, заработать в его глазах авторитет. На одной критике власти далеко не уедешь.
В то же время эксперты едины во мнении, что чем больше в стране будет самых разных партий (отличающихся друг от друга идеологиями, размерами, влиянием), тем быстрее появится реальная политическая конкуренция. Сработает закон перехода количественных изменений в качественные. Как следствие, повысится вероятность появления сильных, харизматичных политиков с интересными и при этом реализуемыми проектами, а популисты и политиканы со временем сами отсеются по принципу естественного отбора... Но, с другой стороны, важно, чтобы партии зарождались в недрах гражданского общества, а не создавались вокруг персоналий. Для этого нужно менять сознание людей, возвращать их доверие к политическим институтам, приобщать к культуре демократии, что, пожалуй, самое сложное.
Вместе с тем общественный запрос на новые политические силы в стране однозначно есть. Что касается идеологического наполнения, то большинство простых граждан плохо в этом разбираются и порой не отличают левых от правых, либералов от консерваторов. Но поскольку уровень жизни в стране неуклонно снижается, эксперты говорят о востребованности социально-ориентированных партий, которые бы ставили во главу угла первоочередные нужды людей. Далее идут запросы на сохранение национальной идентичности и традиционных ценностей, обеспечение равенства всех перед законом, демократизацию и т. д. А еще весьма высок мобилизационный потенциал ислама, но создание политических партий по признакам религиозной принадлежности граждан у нас запрещено.
В целом и у власти, и у гражданского общества есть понимание, что для устойчивого развития страны важен политический плюрализм. А чтобы он стал реальностью, необходимо кардинально изменить содержание Закона «О политических партиях», убрав из него нормы, делающие возможными наличие излишних бюрократических фильтров и административных рычагов давления. В частности, эксперты призывают законодателей хотя бы установить конкретные сроки регистрации партий (несколько дней) с возможностью отсрочки для устранения нарушений. А также прописать четкие требования к заявителям, чтобы у Минюста не было лишних поводов для отказа. Ну и, конечно, снизить количественный порог еще в два раза.
Впрочем, даже если в стране максимально облегчат условия для объединения людей в политические союзы, многое будет зависеть от тех, кто планирует их создавать. Казахстанцев уже не провести имитацией бурной деятельности за несколько месяцев до выборов. Они склонны поддерживать те силы, у которых есть достойный бэкграунд, ресурсы и потенциал для решения их проблем.
Похожие статьи
Желтоксан-1986 и битва за власть: почему Казахскую ССР возглавил «варяг»?
Что больше всего разочаровало казахстанцев в уходящем году?
29.12.2023, автор Сауле Исабаева.
От добровольной до обязательной: какие риски несет дактилоскопия в РК?
7.12.2023, автор Сауле Исабаева.
Семейный подряд
14.03.2023, автор Гульнар Муканова.
Самые молодые главы регионов в Казахстане: чем они запомнились?
20.12.2023, автор Бахыт Жанаберген.