АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Фильмы и сериалы о знаменитых казахах неинтересны зрителям?

Фильмы и сериалы о знаменитых казахах неинтересны зрителям?

17.01.2024, автор Бахыт Жанаберген.

RU KZ EN
В нашей стране государство не жалеет бюджетных денег на съёмки байопиков – художественных фильмов и сериалов про известных людей прошлого. Можно сходу назвать не менее двух десятков таких картин, вышедших на телевизионные и большие экраны за последние годы. Но стали ли хоть какие-то из них событием в общественной и культурной жизни страны, вызвали ли массовый интерес и широкое обсуждение?

«Эффект запретного плода»

Возможно, кто-то назовёт фильм «Оян, қазақ!», рассказывающий об одном из видных деятелей «Алаш-Орды» Миржакипе Дулатове. Но это уникальный в своём роде случай, ставший неожиданностью даже для самих его авторов.

Изначально он был снят как телевизионный сериал и впервые появился на телеканале «Казахстан» в декабре 2022-го. Потом его ещё два раза пропустили через эфир, и, как отметила позже, когда вокруг «Оян, қазақ!» поднялся шум, министр культуры и информации Аида Балаева, особого интереса к нему зрители не проявили. Впоследствии из шести серий скомпоновали один фильм для демонстрации в кинотеатрах. На большом экране он шёл в течение двух недель, как и планировалось, а затем его сняли с проката. И вот тут началось...

Неизвестно, с чьей подачи, но в СМИ, соцсетях появились публикации, в которых утверждалось, что показ фильма прекращён (запрещён) по воле властей Казахстана. Мол, они боятся пробуждения народа, к чему призывал Миржакип, да и Кремль, противящийся раскрытию правды об Ашаршылыке и репрессиях, якобы на них надавил. Мало кто из авторов таких статей и постов задался вопросом: почему эти самые власти ранее позволили снять сериал на бюджетные деньги и три раза показать его на главном государственном телеканале, а теперь вдруг испугались? Впрочем, сегодня даже элементарная логика очень многим отказывает.

Поднявшаяся информационная волна спровоцировала интерес к байопику. В том числе и к его сериальной версии, которая находится в свободном доступе на Youtube. Например, первая серия получила рекордные 4,8 миллиона просмотров. Правда, каждая следующая собирала всё меньше и меньше: вторую посмотрели 1,6 миллиона, а шестую, последнюю, – менее пятисот тысяч человек. С одной стороны, тоже хорошие для Казахстана цифры, но, с другой, столь резкий спад может свидетельствовать о том, что сериал не настолько интересен, чтобы удержать внимание зрительской аудитории.

Один раз «эффект запретного плода» (хотя на самом деле никакого «запрета» не было – его просто придумали) сработал. Но надеяться на то, что подобное может повториться, вряд ли стоит.


Количество без качества

За последние десять лет в нашей стране были сняты телевизионные сериалы о многих известных представителях казахского народа. Тут и государственные, политические деятели – Жангир-хан, Турар Рыскулов, Жумабек Ташенев, и воины – Бауыржан Момыш-улы, Касым Кайсенов, и учёные – Ахмет Байтурсынов, Каныш Сатпаев, и поэты – Джамбул Джабаев, Мукагали Макатаев, и люди искусства – Куляш Байсеитова, Роза Багланова, Шамши Калдаяков, Нургиса Тлендиев, и спортсмены – Бекзат Саттарханов… Те же Байтурсынов, Джамбул, Макатаев стали героями ещё и полноформатных фильмов, причём самостоятельных, то есть, не связанных, как в случае с «Оян, қазақ!», с сериалами.

Кроме того, на экраны кинотеатров вышли картины о певце Амре Кашаубаеве, воине-партизане Ади Шарипове, знаменитом палуане Кажымукане Мунайтпасове, отце нашего великого поэта Кунанбае, олимпийских чемпионах Жаксылыке Ушкемпирове и Серике Сапиеве. А чуть раньше – художественные ленты о Махамбете Утемисове, Мустафе Шокае, Биржан-сале и других. И, конечно, нельзя не упомянуть киноэпопею о Нурсултане Назарбаеве, состоящую из шести полноценных фильмов.

Выпуск всей этой продукции финансировался из государственной казны. О том, сколько на неё ушло десятков миллиардов тенге бюджетных средств, остаётся только догадываться. Коммерческую сторону дела (денежная окупаемость) затрагивать не будем, хотя производство байопиков может быть высокорентабельным. Например, фильм 2017 года «Тёмные времена» об Уинстоне Черчилле принёс кассовые сборы в 150,8 миллиона долларов при затратах в пять раз меньше, кинолента «Рэй» о жизни слепого негритянского певца Рэя Чарльза – около 124-х миллионов, что втрое больше расходов. Но у нас об этом даже мечтать не стоит. А вот спросить за то, почему практически ни один из таких сериалов и фильмов (опять же за исключением «Оян, қазақ!») не вызвал сколько-нибудь серьёзного зрительского интереса, мы как налогоплательщики имеем полное право.

Может, лучше меньше, да лучше?

Казахстанские байопики ужасно затянуты – такое ощущение, будто их авторы не знают, чем заполнить экранное время. Они могут на протяжении нескольких минут показывать, как герой, например, смотрит на звёзды или читает письмо. Естественно, зрителю, тем более современному, предпочитающему динамичный сюжет, становится скучно. Причём это касается не только сериалов, но и кинолент, снятых для большого экрана.

Если в талантливо сделанных зарубежных байопиках их главные персонажи переживают внутренние конфликты, делают сложный, нередко мучительный выбор – нравственный, идеологический, жизненный, то в наших, отечественных, для них всё изначально ясно: это белое, а это чёрное. Они все насквозь положительные и правильные, они борются за всё хорошее и против всего плохого. Но в реальной жизни идеальных людей не бывает, и зритель подсознательно чувствует фальшь.

Чтобы показать своих героев с исключительно позитивной стороны, наделить их какими-то особыми чертами, авторы казахстанских фильмов и сериалов об известных личностях либо сами придумывают мифы, либо, что происходит чаще, пользуются теми, которые создала народная молва – в том числе с подачи расплодившихся сейчас псевдоисториков и ангажированных публицистов. Экспертов, способных выступить в роли квалифицированных консультантов, мало кто привлекает – сценаристы и режиссёры считают, что они «сами с усами». Поэтому неудивительно, что практически в каждом кинопродукте такого рода встречается масса ляпов, фальсификаций и откровенной лжи.


Понятно, что это не документальное кино, но ведь сам жанр «байопик» и присутствие на экране реальных фигур прошлого предполагают максимальную приближенность к исторической правде. А если её нет, то в чём тогда ценность таких фильмов?

Два с половиной года назад Аида Балаева, на тот момент министр информации и общественного развития, во время встречи с членами Ассоциации кинокритиков Казахстана, говоря о сериалах (наверняка в том числе и о биографических), выпускаемых за счёт государственного финансирования, задалась резонным вопросом: «Может, лучше снимать пять качественных, чем пятьдесят, которые и смотреть никто не будет?».

Сегодня, когда она отвечает не только за телевидение, но и за культуру, в том числе за кинематограф, ей, видимо, следует ещё раз поставить этот вопрос. Но уже, что называется, ребром…

Похожие статьи

Желтоксан-1986 и битва за власть: почему Казахскую ССР возглавил «варяг»?
15.12.2023, автор Женис Байхожа.
Самые молодые главы регионов в Казахстане: чем они запомнились?
20.12.2023, автор Бахыт Жанаберген.
Депутаты-«одномандатники»: оправдывают ли они ожидания?
24.11.2023, автор Бауыржан Маханов.
Ермурат Бапи и Тимур Кулибаев: ай, Моська, знать, она сильна, что лает на слона?
25.01.2024, автор Женис Байхожа.
Что Казахстан может сделать как председатель Фонда спасения Арала?
15.01.2024, автор Баян Ахмет.
SPIK.KZ » Взгляд » Фильмы и сериалы о знаменитых казахах неинтересны зрителям?