15.12.2023, автор Женис Байхожа.
Что Казахстан может сделать как председатель Фонда спасения Арала?
15.01.2024, автор Баян Ахмет.
RU
KZ
EN
С 1 января Казахстан принял на себя председательство в Международном фонде спасения Арала. Какие шаги он должен предпринять в отведённый ему трёхлетний срок, чтобы придать деятельности МФСА новое дыхание, повысить его роль в решении водных проблем, приобретающих всё большую остроту в Центральной Азии? Об этом мы беседуем с бывшим членом исполкома МФСА, ветераном водного хозяйства Даулетьяром Баялимовым.
Стол без одной ножки
- На минувшей неделе Касым-Жомарт Токаев, который теперь является президентом МФСА, назначил председателя его исполнительного комитета (исполкома) – им стал Асхат Оразбай, работавший послом в целом ряде стран. Как вам такой выбор?
- Назначение на этот пост человека с большим дипломатическим опытом оправданно. Тем более что он работал в Туркменистане, являющемся членом Международного фонда спасения Арала, в соседнем с ним Иране, а также в Афганистане, который становится крупным водопотребителем в бассейне Амударьи и с которым странам ЦА придётся тесно взаимодействовать в этой сфере. Нужно признать, что роль водной дипломатии в современных условиях велика.
В то же время хотелось бы, чтобы составы руководящих органов МФСА, его аппарата были сбалансированными, чтобы в них, помимо людей с дипломатическими навыками, было достаточно грамотных, уважаемых специалистов именно водного хозяйства. Также очень важен сплав опыта и молодости – это обеспечит преемственность в работе.
- А вообще, зачем нужна такая интеграционная структура?
- Устойчивое развитие государств Центральной Азии в значительной степени зависит от водных ресурсов. А Международный фонд спасения Арала является единственной площадкой, позволяющей вырабатывать общие, согласованные решения в этом направлении.
- Какая задача, на ваш взгляд, должна быть приоритетной в период председательства Казахстана?
- Напомню, что учредителями фонда, созданного в марте 1993-го, были пять государств Центральной Азии, бывших республик СССР. В условиях, когда союзный центр, выполнявший роль верховного арбитра, приказал долго жить, они встали перед необходимостью самостоятельно обеспечить справедливое распределение и рациональное использование стока Сырдарьи и Амударьи, противостоять негативным тенденциям, связанным с усыханием Аральского моря.
Но в 2016-м Кыргызстан в одностороннем порядке «заморозил» своё членство в МФСА, перестал участвовать в его саммитах и других мероприятиях, его представителей нет ни в правлении (туда каждая страна делегирует одного из вице-премьеров правительства), ни в исполкоме (по два человека от каждого государства, работающих на постоянной основе), ни в ревизионной комиссии. Между тем, Кыргызстан, расположенный в верховьях Сырдарьи, оказывает ключевое влияние и на режим его стока, и в целом на водохозяйственную обстановку в бассейне Аральского моря, во всей Центральной Азии.
Какие изменения назрели?
- В середине прошлого года появилась информация о планах изменить название фонда, заняться совершенствованием его структуры и договорно-правовой базы…
- На мой взгляд, смена названия ничего не даст. А вот в совершенствовании договорно-правовой базы, возможно, есть надобность, чтобы добиться равноправных отношений между государствами в водной сфере, устранить взаимные обиды и претензии. Однако оно даст эффект только в случае восстановления полноценного членства Кыргызстана. Например, применительно к Сырдарье мы, казахи, вместе с узбеками, таджиками можем договариваться о чём угодно, но чего будут стоить такие соглашения, если они заключены без участия кыргызов, на территории которых находятся Токтогульское и другие водохранилища, оказывающие, как я уже сказал, ключевое влияние на режим попусков по этой реке?
О необходимости совершенствования структуры управления МФСА разговоры идут уже много лет, но пока особых подвижек не видно. Например, требуется чётко очертить роль и полномочия исполкома как постоянно действующего рабочего органа.
Ещё один важный момент. При принятии кыргызами решения о «заморозке» своего членства их тогдашний премьер-министр Темир Сариев в качестве одной из главных причин назвал то, что практически все структуры МФСА находятся на территории Узбекистана. Это и Межгосударственная водохозяйственная координационная комиссия, и её научно-информационный центр, и бассейновые водохозяйственные организации «Сырдарья», «Амударья». Плюс ко всему в то время узбеки председательствовали в фонде, и его «штаб» располагался в Ташкенте. Думается, должно быть более или менее равномерное географическое распределение между странами.
- Какие ещё задачи стоят перед Казахстаном как председателем в МФСА?
- Думаю, нужно провести серьёзную ревизию всех программ и проектов. С момента образования фонда были приняты уже четыре Программы действий в бассейне Аральского моря – ПБАМ-1, ПБАМ-2, ПБАМ-3, ПБАМ-4. Но даже первая до сих пор толком не выполнена.
Например, в ней говорилось о двух фазах проекта «Регулирование русла Сырдарьи и Северного Аральского моря». Так вот, к реализации второй фазы ещё не приступали, поскольку на протяжении вот уже восемнадцати лет не удаётся достичь консенсуса по поводу будущего САМ: одни видят этот водоём одноуровневым, другие – двухуровневым, нет единства мнений относительно того, какой должна быть его площадь. А сегодня впору задуматься вообще о целесообразности расширения САМ, поскольку притока воды не хватает на заполнение даже существующей чаши.
Общие проблемы и вызовы
- То и дело поднимается, в том числе на уровне правительства, вопрос о необходимости сокращения в низовьях Сырдарьи посевов риса, на которые тратится очень много воды…
- А чем тогда будет заниматься население Кызылординской области, на что ему жить? Тем более что разведанные запасы нефти в регионе заканчиваются, её добыча из года в год сокращается. А рис – второй основной, наряду с «чёрным золотом», источник доходов для местных жителей. Тут недопустимо рубить сплеча – нужно всё тщательно просчитать, взвесить.
- А если говорить в целом о Центральной Азии, то какими вопросами следовало бы заняться Международному фонду спасения Арала и Казахстану как его председателю?
- Как мне представляется, необходимо объединить усилия государств-членов МФСА вокруг проблемы, связанной с сокращением запасов ледников, питающих реки. Очень важным направлением считаю цифровизацию учёта водных потоков по Сырдарье и Амударье во всех точках выдела – нужно иметь постоянную и максимально достоверную информацию, которая должна быть в оперативном режиме доступна всем заинтересованным сторонам. Государства региона также могли бы совместными усилиями организовать масштабную и системную работу по формированию в общественном сознании бережного отношения к воде с привлечением НПО, СМИ, лидеров общественного мнения, местных органов представительной и исполнительной власти.
Кроме того, как я уже говорил, нужно иметь в виду, что ещё одним крупным водопотребителем в бассейне Аральского моря становится Афганистан. Строительство в этой стране канала Коштепа, через который планируется забирать из Амударьи воду на полив 550 тысяч гектаров посевов (для сравнения: во всей Кызылординской области площадь орошаемых земель вдвое меньше), может серьёзно осложнить и без того непростую ситуацию в Центральной Азии. Поэтому придётся взаимодействовать с Афганистаном в водной сфере. Возможно, Казахстану даже стоит инициировать приглашение афганской стороны в МФСА в качестве наблюдателя.
Хочется верить в то, что председательство нашей страны станет продуктивным, а Сырдарья и Амударья будут оставаться реками дружбы народов Центральной Азии.
Стол без одной ножки
- На минувшей неделе Касым-Жомарт Токаев, который теперь является президентом МФСА, назначил председателя его исполнительного комитета (исполкома) – им стал Асхат Оразбай, работавший послом в целом ряде стран. Как вам такой выбор?
- Назначение на этот пост человека с большим дипломатическим опытом оправданно. Тем более что он работал в Туркменистане, являющемся членом Международного фонда спасения Арала, в соседнем с ним Иране, а также в Афганистане, который становится крупным водопотребителем в бассейне Амударьи и с которым странам ЦА придётся тесно взаимодействовать в этой сфере. Нужно признать, что роль водной дипломатии в современных условиях велика.
В то же время хотелось бы, чтобы составы руководящих органов МФСА, его аппарата были сбалансированными, чтобы в них, помимо людей с дипломатическими навыками, было достаточно грамотных, уважаемых специалистов именно водного хозяйства. Также очень важен сплав опыта и молодости – это обеспечит преемственность в работе.
- А вообще, зачем нужна такая интеграционная структура?
- Устойчивое развитие государств Центральной Азии в значительной степени зависит от водных ресурсов. А Международный фонд спасения Арала является единственной площадкой, позволяющей вырабатывать общие, согласованные решения в этом направлении.
- Какая задача, на ваш взгляд, должна быть приоритетной в период председательства Казахстана?
- Напомню, что учредителями фонда, созданного в марте 1993-го, были пять государств Центральной Азии, бывших республик СССР. В условиях, когда союзный центр, выполнявший роль верховного арбитра, приказал долго жить, они встали перед необходимостью самостоятельно обеспечить справедливое распределение и рациональное использование стока Сырдарьи и Амударьи, противостоять негативным тенденциям, связанным с усыханием Аральского моря.
Но в 2016-м Кыргызстан в одностороннем порядке «заморозил» своё членство в МФСА, перестал участвовать в его саммитах и других мероприятиях, его представителей нет ни в правлении (туда каждая страна делегирует одного из вице-премьеров правительства), ни в исполкоме (по два человека от каждого государства, работающих на постоянной основе), ни в ревизионной комиссии. Между тем, Кыргызстан, расположенный в верховьях Сырдарьи, оказывает ключевое влияние и на режим его стока, и в целом на водохозяйственную обстановку в бассейне Аральского моря, во всей Центральной Азии.
То есть, МФСА без Кыргызстана – это как стол без одной ножки. В его отсутствие невозможно решение тех водных проблем, с которыми сегодня сталкивается весь наш обширный регион. А потому крайне важно, чтобы он снова стал полноценным членом этого объединения, был представлен в правлении, исполкоме, других органах, принимал непосредственное участие в выработке решений. Если Казахстан как председатель при поддержке других стран ЦА сумеет склонить власти Кыргызстана к «разморозке», то это станет серьёзным успехом.
Какие изменения назрели?
- В середине прошлого года появилась информация о планах изменить название фонда, заняться совершенствованием его структуры и договорно-правовой базы…
- На мой взгляд, смена названия ничего не даст. А вот в совершенствовании договорно-правовой базы, возможно, есть надобность, чтобы добиться равноправных отношений между государствами в водной сфере, устранить взаимные обиды и претензии. Однако оно даст эффект только в случае восстановления полноценного членства Кыргызстана. Например, применительно к Сырдарье мы, казахи, вместе с узбеками, таджиками можем договариваться о чём угодно, но чего будут стоить такие соглашения, если они заключены без участия кыргызов, на территории которых находятся Токтогульское и другие водохранилища, оказывающие, как я уже сказал, ключевое влияние на режим попусков по этой реке?
О необходимости совершенствования структуры управления МФСА разговоры идут уже много лет, но пока особых подвижек не видно. Например, требуется чётко очертить роль и полномочия исполкома как постоянно действующего рабочего органа.
Ещё один важный момент. При принятии кыргызами решения о «заморозке» своего членства их тогдашний премьер-министр Темир Сариев в качестве одной из главных причин назвал то, что практически все структуры МФСА находятся на территории Узбекистана. Это и Межгосударственная водохозяйственная координационная комиссия, и её научно-информационный центр, и бассейновые водохозяйственные организации «Сырдарья», «Амударья». Плюс ко всему в то время узбеки председательствовали в фонде, и его «штаб» располагался в Ташкенте. Думается, должно быть более или менее равномерное географическое распределение между странами.
В продолжение этой темы… Насколько оправданно то, что местом постоянной дислокации казахстанского подразделения МФСА – исполнительной дирекции по РК – выбран Алматы? Скажем, аналогичная узбекская структура находится в Нукусе, недалеко от бывшей южной оконечности Аральского моря, туркменская – в Дашховузе. Расстояние от Алматы до Арала – почти полторы тысячи километров (поездка на автомобиле занимает, как минимум, сутки). Считаю, что дирекция должна дислоцироваться там, где непосредственно решаются проблемы, связанные с Сырдарьей и Аральским морем, где есть люди, знающие их, как говорится, изнутри, душой болеющие за родной край, поскольку там предстоит жить их детям, внукам. А это Кызылординская область. Причём первоначально так и было, но потом почему-то состоялся переезд в далёкий Алматы.
- Какие ещё задачи стоят перед Казахстаном как председателем в МФСА?
- Думаю, нужно провести серьёзную ревизию всех программ и проектов. С момента образования фонда были приняты уже четыре Программы действий в бассейне Аральского моря – ПБАМ-1, ПБАМ-2, ПБАМ-3, ПБАМ-4. Но даже первая до сих пор толком не выполнена.
Например, в ней говорилось о двух фазах проекта «Регулирование русла Сырдарьи и Северного Аральского моря». Так вот, к реализации второй фазы ещё не приступали, поскольку на протяжении вот уже восемнадцати лет не удаётся достичь консенсуса по поводу будущего САМ: одни видят этот водоём одноуровневым, другие – двухуровневым, нет единства мнений относительно того, какой должна быть его площадь. А сегодня впору задуматься вообще о целесообразности расширения САМ, поскольку притока воды не хватает на заполнение даже существующей чаши.
Общие проблемы и вызовы
- То и дело поднимается, в том числе на уровне правительства, вопрос о необходимости сокращения в низовьях Сырдарьи посевов риса, на которые тратится очень много воды…
- А чем тогда будет заниматься население Кызылординской области, на что ему жить? Тем более что разведанные запасы нефти в регионе заканчиваются, её добыча из года в год сокращается. А рис – второй основной, наряду с «чёрным золотом», источник доходов для местных жителей. Тут недопустимо рубить сплеча – нужно всё тщательно просчитать, взвесить.
- А если говорить в целом о Центральной Азии, то какими вопросами следовало бы заняться Международному фонду спасения Арала и Казахстану как его председателю?
- Как мне представляется, необходимо объединить усилия государств-членов МФСА вокруг проблемы, связанной с сокращением запасов ледников, питающих реки. Очень важным направлением считаю цифровизацию учёта водных потоков по Сырдарье и Амударье во всех точках выдела – нужно иметь постоянную и максимально достоверную информацию, которая должна быть в оперативном режиме доступна всем заинтересованным сторонам. Государства региона также могли бы совместными усилиями организовать масштабную и системную работу по формированию в общественном сознании бережного отношения к воде с привлечением НПО, СМИ, лидеров общественного мнения, местных органов представительной и исполнительной власти.
Есть необходимость и в реализации общих для стран ЦА проектов в бассейне Аральского моря. Но для этого сначала нужно решить вопросы финансирования. При создании МФСА лидеры государств договорились перечислять в него по одному проценту от своих национальных ВВП, однако потом эта часть соглашения перестала выполняться. А если мы сами не в состоянии организовать сбор средств в фонд, то как сможем привлечь потенциальных международных доноров (кстати, на первых порах они оказывали нам помощь)? Не только Казахстан, но и другие страны ЦА тратят значительные суммы на всевозможные юбилеи, форумы, Азиатские игры, Всемирные игры кочевников и т.д. То есть, при желании найти деньги можно.
Кроме того, как я уже говорил, нужно иметь в виду, что ещё одним крупным водопотребителем в бассейне Аральского моря становится Афганистан. Строительство в этой стране канала Коштепа, через который планируется забирать из Амударьи воду на полив 550 тысяч гектаров посевов (для сравнения: во всей Кызылординской области площадь орошаемых земель вдвое меньше), может серьёзно осложнить и без того непростую ситуацию в Центральной Азии. Поэтому придётся взаимодействовать с Афганистаном в водной сфере. Возможно, Казахстану даже стоит инициировать приглашение афганской стороны в МФСА в качестве наблюдателя.
Хочется верить в то, что председательство нашей страны станет продуктивным, а Сырдарья и Амударья будут оставаться реками дружбы народов Центральной Азии.
Похожие статьи
Желтоксан-1986 и битва за власть: почему Казахскую ССР возглавил «варяг»?
Самые молодые главы регионов в Казахстане: чем они запомнились?
20.12.2023, автор Бахыт Жанаберген.
Трудности перевода: почему российские дипломаты искали наушники?
15.11.2023, автор Сауле Исабаева.
Как в Советском Союзе пытались спасти Аральское море
20.12.2023, автор Женис Дарменов.
Смогут ли казахи обеспечить ценностный консенсус в стране?
17.01.2024, автор Сауле Исабаева.